Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Задание первое. Выпишите из философского словаря или энциклопедии и уясните следующие понятия темы.
Задание второе. «Философия Платона» (сочинение).
Задание третье. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве.
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний

Содержание

Задание первое………………………………………………………………...3

Задание второе…………………………………………………………….…..9

Задание третье………………………………………………………………..18

Задание четвертое……………………………………………………………19

Задание пятое………………………………………………………………....20

Список использованной литературы………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

философия №7.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

       В кругу вопросов, составлявших эту  систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.

       Многогранность  его дарования удивительна. В  нём не только философ сочетался  с учёным. В свой черёд философ  и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.

       Сочинения Платона интересны и тем, что их трудно рассматривать, только как философские труды, они ведь содержат и  захватывающий сюжет, и отточенную стилистику одновременно. Ему удалось не “высушить” язык своих диалогов научной философией, как это сделал его ученик Аристотель, исключивший Эмоцию из своего языка. Тем-то и интересен Платон, что уживается в нем профессиональный философ с увлекательным рассказчиком. В первую очередь он -  поэт, мастер художественного слова. Об этом говорят его произведения, богатая фантазия и огромное стремление к творчеству.

       Основные  сочинения: текст речи "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. Наследие Платона классифицируется на работы: а) - раннего периода (90-е 4 в. до н.э.), в рамках которого формируется характерный для Платона метод понятийного анализа ("Апология Сократа", "Критон", "Эвтифрон", "Лахет", "Лисид", "Хармид", "Протагор", 1-я книга "Государства"); б) - переходного периода (80-е 4 в. до н.э.), содержащие (еще в имплицитной или образно-мифологической форме) базовые идеи платоновской системы ("Горгий", "Менон", "Эвтидем", "Кратил", "Гиппий меньший", "Ион", "Гиппий больший", "Менексен"); в) - зрелого периода (70-60-е 4 в. до н.э.), где в эксплицитной форме конституируется и аргументируется авторская философская концепция Платона ("Федон", "Пир", "Федр", "Теэтет", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб", "Тимей", "Критий", 2-10 кн. "Государства"); г) - позднего периода (50-е 4 в. до н.э.), представленного "Законами".

       2.  Учение об идеях как причине и сущности вещей, первооснове

       сущего

       Метафизика, гносеология, логика, риторика, этика  и эстетика тесно переплелись  в философии Платона. Для понимания  этических идей Платона необходимо специальное прочтение его диалогов под определенным углом зрения, и с учетом самых общих идей его философии.  Аристокл из Афин по прозвищу Платон первоначально был поэтом. И только встреча с Сократом сделала его истинным философом. Казнь Сократа тяжело подействовала на Платона. Идея совершенного, справедливого общества завладела его умом.        Под влиянием печального опыта и в результате философских размышлений он пришел к выводу, что невежество есть основное зло, и потому увещание правителя, воспитание юношества и просвещение народа являются главными задачами, как философии, так и государства. Для достижения этой цели он вырабатывал практическую философию, включавшую политические, этические и психологические идеи.

       Теория  идей - ядро философии Платона. Она  обосновывает разумность космоса, общественного порядка, широкомасштабных исторических процессов; утверждает иерархию человеческих целей и ценностей; служит ключом к пониманию значительных событий истории, воспитывает определенный тип личности. Благодаря теории идей Платон известен в современном мире как родоначальник объективного идеализма. «Объективный идеализм характеризуется признанием как объективно сущего мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его проявления».

       Мир представлялся Платону как прекрасный Космос, в котором множество вещей составляют единое целое. Гармония мироздания существует благодаря осмысленности каждой вещи и включенности ее в смысловую ткань мироустройства. Мир живет, дышит, будучи наполнен переменными силами, которые связываются и координируются благодаря идеям.

       Идеи  тоже являются частью Космоса, но совершенно особенной. «Идея» по-гречески означает нечто видимое. Платоновские идеи можно  «пощупать» умственным взором. Греки  считали, что глазами можно мыслить, а умом - видеть. Что же такое платоновские идеи? «Самое слово «идея» имеет своим корнем «вид». Идея – то, что видно в вещи. В греческом языке это слово очень часто служит для обозначения внешнего вида вещи, наружности человека. С таким значением оно попадается даже у Платона. Но если всмотреться в сущность вещи, в ее существо, в ее смысл, то он тоже будет «виден» и глазу и, главным образом, уму. Вот эта видимая умом (или, как говорили греки, «умная») сущность вещи, ее внутренне-внешний лик, и есть «идея вещи».

3. Учение о человеке и его душе

       Каждая из идей, по Платону, связана с другими идеями - логически и по смыслу. Каждая служит объяснению материальных процессов и соотносится с экзистенцией человека - его мыслями, верованиями, любовью, стремлением к красоте, добру и справедливости. Душа человека - тоже идея, большую часть времени, пребывающая в небесном мире. В момент рождения душа вселяется в тело, в эту «темницу» и забывает большую часть того прекрасного, доброго, что дано было ей увидеть в мире идей. Этим объясняются людская глупость и безнравственность, которые вылечиваются только философией. Живя на Земле и философствуя, душа желает вернуться в родной для нее мир идей и ради этого многое может вспомнить. Если душа при жизни прониклась философской мудростью и освободилась от земных, животных привычек, то смерть для нее - не уничтожение, а новое рождение в прекрасном, духовном мире. «По мнению философа, душа обремененная тягой к материальному все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках. Отсюда следует вывод о том, что приблизится к божественному можно только через правильное воспитание души.

       Человеческие  души - неодинаковы. В одних преобладает  телесно-материальная тяга к вещам, земным удовольствиям, в других - духовно-божественная страсть к идеям. «Душа бессмертна и несет в себе это бессмертное знание». Душа первого рода не может воспарить в небо после смерти человека. Она падает вниз и смешивается с землей. Но души тех, кто не уставал философствовать, легко взмывают ввысь, к свету и занимают свое место среди идей. Мир идей Платона - не отвлеченная теория. Основу мира составляют идеи. Благодаря им мир - совершенен, ни в чем не нуждается, ни в глазах, ни в ушах, ни в органах пищеварения, ни в блаженстве, созерцая сам себя. И люди были задуманы как бессмертные космические существа, но после создания мира у демиурга осталось лишь немного бессмертного духовного вещества и он должен был примешать к нему земли, чтобы вылепить достаточное количество людей. Поэтому они оказались смертными, подверженными как добру, так и злу, способными к добродетелям, но слабыми перед пороком.

       4. Платоновская концепция  общества и его  государственного  устройства

       Наблюдая  борьбу политических сил и тенденций, Платон создает теорию циклического развития государства. Пять основных типов  государства сменяют друг друга из-за того, что сдвиги в общественных настроениях приводят к смене идеологий.

       Тип государства – полития - опирается  на идею Добра.

       Тип государства - тимократия - опирается на идею чести. Здесь мудрость оттесняется на второй план славолюбием: ценятся сила, власть, умение повелевать.

       Олигархия - это господство немногих, воодушевленных стремлением к богатству и  власти. Власть, удовольствие и даже ум теперь можно купить за деньги. Таланты  не развиваются. Душа черствеет. Общество раскалывается на богатых и бедных. Жалость, справедливость - не в моде. Деньги принято тратить ради почета и славы, но нет потребности в образовании.

       Демократия - четвертый тип государства. Богатых  и знатных людей убивают, изгоняют или уравнивают с бедными. Свобода  провозглашается главной ценностью. Каждый выбирает себе жизнь по вкусу. Но опьянение свободой быстро проходит, потому что люди не знают ни в чем меры. Тирания - пятый, самый низший и самый худший тип государства. Идея свободы сходит со сцены, сменяется страхом и готовностью подчиниться силе. Таковы пять ступеней разложения государства, соответствующие смене господствующих идей: Блага, Чести, Золота, Свободы, Произвола.

       Положение человека в обществе, считал Платон, должно соответствовать значимости той идеи, которая главенствует в его душе. В этом отношении даже среди людей высших сословий есть различия. Они равны перед законом, но душевное призвание - у каждого свое. По мудрости, справедливости, ценности для государства эти люди отличаются.

       Существует  иерархия душ и личностей, соответствующая их причастности к миру идей. Душа, увидевшая большую часть Истины, вселяется в семя, из которого родится философ. Каждый должен делать свое дело. Поэтому идеальное общество должно быть классовым. Низшие классы служат высшим и, тем самым, государству и общему благу.

       Нельзя  допустить, чтобы кухарки и ремесленники управляли государством. Хорошо работать, воевать, мыслить и управлять  один и тот же человек не может. Образно говоря, правители - это пастухи, воины - сторожевые псы, а граждане - овцы. Цель государства - сохранить единство стада.

       Материальный  мир хаотичен, он напоминает беспорядочное  множество, где все равны. Идеальное  общество упорядочено и иерархично. Стремление уравнять всех и вся ведет  к раздору и свидетельствует о деградации.

       Самая прочная связь между людьми - общность чувств и убеждений, удовольствия и  печали. В организме боль свидетельствует  о целостности организма. В обществе конфликт подобен боли.

       Единство  же достигается состраданием и сорадованием. Страдает один - страдают все, радуется одни - радуются все. Конечно, у каждого человека есть свои интересы, свои дела.

       Полное  единство в материальном мире - невозможно. Но идея, цель может быть у всех одна. И чем более духовно общество, тем более оно едино.

       5. Главные задачи  государства. Модель  совершенного государства, ее позитивные и утопические моменты

       Платон  отличался богатыми политическими  воззрениями. Он рассматривал вопросы  развития государства, роли каждого  человека в общественной и государственной жизни. Платон считал, что люди в обществе должны играть разные социальные роли. Природные склонности должны найти наилучшее применение. Поэтому необходимо воспитание, поддержание общих убеждений. В этом и состоят функции государства, которое должно претворить порядок идей в политический и социальный порядок.

       Главная цель государства всегда одна и та же - воспитание человека. Если граждане правильно воспитаны, между ними не будет конфликтов, и ими даже не нужно будет управлять, поскольку  каждый сам будет видеть, в чем состоят добро, долг, справедливость.

       Когда идеи проникают в души, государство  крепнет и приближается к своему идеалу.

       Идеальная форма государственного устройства (по Платону) предполагает такие возможности, когда каждый занимается тем, на что способен по природе. В таком государстве есть три основных сословия: элита – стража – рабы. Элитой Платон называет мудрецов и учителей, страже отводит охранные функции государства, а к третьему сословию относит ремесленников, крестьян, торговцев.

            Давая нравственную оценку каждому из трех сословий, Платон дифференцированно наделяет их определенными нравственными качествами. Для правителей-философов самым ценным качеством является мудрость, для стражей-воинов — мужество, для демиургов — умеренность, сдерживающая сила.   Ратуя за общественную собственность, Платон предлагает объединить все вплоть до жен, а воспитание детей переложить на плечи государства. Воспитание и образование молодежи он делит на ряд этапов применительно к тем задачам, которые предстоит выполнять лицу в том или ином сословии.

       Основным  принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона  экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства.

       При этом “идеальное государство” должно обладать, по мнению автора, четырьмя добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.    

          Идеальная модель государства  у Платона по сути своей  утопична лишь потому, что в  тех условиях, которые переживала  Греция, реализация самой идеи  была невозможна. Но в этой  утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством.

       Поняв эту связь, Платон превратил ее в  норму задуманного им проекта  идеального общественно-политического устройства.

       Гениальность древне - греческого мыслителя настолько очевидна, что даже нынешний ХХI век живет, руководствуясь отдельными положениями “идеального государства”, как-то: классовое деление, частная собственность, политическая тирания, но при всей гениальности отдельных положений нельзя не отметить тот факт, что Платон отдает предпочтение жесткой тоталитарной системе.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"