Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

1 Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы
2 Задание второе: «Специфика философского мировоззрения» (сочинение)
3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу

Работа содержит 1 файл

контрольная философия.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
 

4 Задание четвертое. Упражнения, логические задачи, комментарии 

1) Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – люблю, и sofia – мудрость. На каком из этих двух слов следует сделать акцент для того чтобы определить суть предмета философии? 

Я считаю, что два этих слова нельзя отделять друг от друга, потому что именно в сочетании друг с другом они имеют смысл, а именно стремление человека познать мир вокруг себя, оценить реальность и взаимоотношения между людьми. 

2) Может  ли философия изменить мир?  Каким образом? В чем заключается  практическая значимость философии? Согласны ли вы с такими постановками вопроса? (Ответ обосновать)

     Назначение  философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру. Изменить мир можно только в процессе самосовершенствования человека в познании сущности бытия и стремлении к лучшему.

     Благодаря своим мировоззренческим и методологическим функциям философия обладает большой  практической ценностью. Однако последняя  реализуется не прямо, а опосредованно. Непонимание этого нередко заставляет недостаточно компетентных людей отказывать философии в практической значимости, считать, что хотя философия - это красивые и даже интересные рассуждения, но практического значения они не имеют. В практической ценности частных наук никто почти не сомневается: она прозрачна. Если, например, врач создал новое эффективное лекарство или, скажем, экономист разработал более рентабельную форму производства, то практические результаты их открытий налицо. По-другому обстоит дело с философией. Её влияние на практику осуществляется через её воздействие на стиль мышления людей, на развитие науки, искусства и других сфер культуры, на принятие научно-организационных, административных, политических и экономических решений, а также через другие посредствующие звенья.

     Как это ни парадоксально, практическое значение философии можно легко  показать на негативных примерах, то есть на примерах философских ошибок. Так, в начале XX в. австрийский физик и философ Э. Мах (1838-1916), занимавший в науке крупную административную должность, пришёл к выводу, что атомов нет и быть не может. На основе этой философской ошибки изучение атома в Австрии было заторможено. В 1948 г. в СССР академик Т. Д. Лысенко не без помощи Сталина объявил генетику «буржуазной лженаукой». Это была философская ошибка Лысенко, не понимавшего взаимоотношений между биологической, физической и химической формами движения материи и считавшего, что молекулярные процессы в организме изучать не надо. Указанная ошибка наряду с отсутствием в стране свободы и демократии послужила основой целого ряда негативных последствий: запрета генетики, репрессий в отношении учёных, остановки исследований в области научной селекции, огромного ущерба для сельского хозяйства.

     Вот ещё пример. Всем известна сталинская формулировка о том, что по мере приближения к социализму будет обостряться классовая борьба. Это тоже ошибка философского порядка: во-первых, в СССР «строили» не социализм, а государственный капитализм, во-вторых, в СССР тогда существовал всего один класс — класс наёмных работников государства. Негативные последствия этой ошибки в виде массовых репрессий «врагов народа» всем известны.

     Философскими  принципами человек может руководствоваться  как сознательно, так и бессознательно. Очень важно, чтобы люди, занимаю направления последней и вооружая её общим методом мышления - диалектикой, философия способствует повышению её эффективности. 

3) Николай  Кузанский пишет: «Философия- это  есть ученое незнание» как  вы понимаете это утверждение? 

     В основном, когда устанавливается  истина относительно различных вещей, неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным. Поэтому, когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, либо (если идет речь о сложных вещах) трудно, но в любом случае оно возможно. Не так обстоят дела, когда исследуется бесконечное. Как таковое, оно непредставимо в какой бы то ни было пропорции и поэтому остается для нас неизвестным. Это тот случай, когда причина нашего незнания - отсутствие пропорций, которые присущи вещам законченным. Сознание такой структурной диспропорции между умом человеческим (конечным) и бесконечностью, в которую он включен и к которой он стремится, и исследование, в рамках такой критической установки, - это и есть ученое незнание.

     Вот заключение Кузанского: "Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или  меньше, она заключается в чем-то неделимом, и, кроме как самой же истиной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относиться к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним ". Основываясь на этом, Кузанский указывает верный путь для приближения к истине (самой по себе недостижимой), сосредотачиваясь на том представлении, согласно которому в бесконечности имеет место совпадение противоположностей. На этом пути, различные конечные вещи могут выступать не столько как антитеза бесконечности, но скорее вступают с ней в некоторое символическое отношение, содержащее в себе аллюзию бесконечности. 

5 Задание пятое. Тест проверка знаний. 

1) Из  проведенных ниже выделите признаки, соответствующие характеру философских проблем.

А) Обыденность

Б) предельность

В) Всеобщность

Г) Разрешимость

Д)Вечность

Ответ: Б) предельность, в) всеобщность 
 

2)Завершите определение:

«Религия  есть такое мироощущение и  миропонимание, в основе которого лежит…..)

Ответ: Вера в сверхъестественное 

3) Какие  из ниже перечисленных функций  выполняет философия?

а) Мировоззренческую

б) Идеологическую

в) Методологическую

г) Прикладную

Ответ: а) мировоззренческую в) методологическую 

4) Благодаря  кому синонимом философии на долгое время стал термин «метафизика»

А) Пифагору

Б) Аристотелю

В) Андронику  Родосскому

Г) Сократу

Ответ: в) Андронику Родосскому 

5) Какие  из перечисленных типов мировоззрения  следует рассматривать в качестве  предпосылок философии

А) художественное

Б) мифологическое

В) религиозное

Г) научное

Ответ: б) мифологическое 

6) Впишите  ключевое слово:

«__________»- это раздел философии, изучающий процесс познания

Ответ: гносеология 

7) Найдите  соответствие между:

Раздел  философии                                        Основная категория

А) Онтология                                                  1) человек

Б) Гносеология                                               2) ценности

В) Аксиология                                                 3) истина

Г) Философская  антропология                     4)  человек 

Ответ: А- 4, Б-3, В- 2, Г- 1 

8) Завершите  определение:

«Философское  учение, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами, называется _________»

Ответ:  Дуализм 

9) Какой из ниже перечисленных методов рассматривает все явления мира в развитии?

А) герменевтика

Б) софистика

В) Диалектика

Г) Эклектика

Ответ: В) Диалектика 

10)Кому  из философов принадлежит высказывание: «Философия есть вопрошание»?

А) Хайдеггеру

Б) Платону

В) Бэкону

Г) Декарту

Ответ: А) Хайдеггеру

 

Список  литературы: 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.

2. Мамардашвили  М.К. Как я понимаю философию. М., 1998

3. Похомкина  М.Ф., Дегтев В.И. Философия: ее  история и основные проблемы ХХ века. Хабаровск, 1995. Ч. I.

4. Радугин А.А.  Философия. Курс лекций. М., 1997

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"