Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа
1 Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы
2 Задание второе: «Специфика философского мировоззрения» (сочинение)
3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу
4
Задание четвертое.
Упражнения, логические
задачи, комментарии
1) Термин
«философия» происходит от древнегреческих
слов phileo – люблю, и sofia – мудрость. На
каком из этих двух слов следует сделать
акцент для того чтобы определить суть
предмета философии?
Я считаю,
что два этих слова нельзя отделять
друг от друга, потому что именно в сочетании
друг с другом они имеют смысл, а именно
стремление человека познать мир вокруг
себя, оценить реальность и взаимоотношения
между людьми.
2) Может
ли философия изменить мир?
Каким образом? В чем
Назначение
философии – поиск удела
Благодаря
своим мировоззренческим и
Как это ни парадоксально, практическое значение философии можно легко показать на негативных примерах, то есть на примерах философских ошибок. Так, в начале XX в. австрийский физик и философ Э. Мах (1838-1916), занимавший в науке крупную административную должность, пришёл к выводу, что атомов нет и быть не может. На основе этой философской ошибки изучение атома в Австрии было заторможено. В 1948 г. в СССР академик Т. Д. Лысенко не без помощи Сталина объявил генетику «буржуазной лженаукой». Это была философская ошибка Лысенко, не понимавшего взаимоотношений между биологической, физической и химической формами движения материи и считавшего, что молекулярные процессы в организме изучать не надо. Указанная ошибка наряду с отсутствием в стране свободы и демократии послужила основой целого ряда негативных последствий: запрета генетики, репрессий в отношении учёных, остановки исследований в области научной селекции, огромного ущерба для сельского хозяйства.
Вот ещё пример. Всем известна сталинская формулировка о том, что по мере приближения к социализму будет обостряться классовая борьба. Это тоже ошибка философского порядка: во-первых, в СССР «строили» не социализм, а государственный капитализм, во-вторых, в СССР тогда существовал всего один класс — класс наёмных работников государства. Негативные последствия этой ошибки в виде массовых репрессий «врагов народа» всем известны.
Философскими
принципами человек может
3) Николай
Кузанский пишет: «Философия- это
есть ученое незнание» как
вы понимаете это утверждение?
В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей, неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным. Поэтому, когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, либо (если идет речь о сложных вещах) трудно, но в любом случае оно возможно. Не так обстоят дела, когда исследуется бесконечное. Как таковое, оно непредставимо в какой бы то ни было пропорции и поэтому остается для нас неизвестным. Это тот случай, когда причина нашего незнания - отсутствие пропорций, которые присущи вещам законченным. Сознание такой структурной диспропорции между умом человеческим (конечным) и бесконечностью, в которую он включен и к которой он стремится, и исследование, в рамках такой критической установки, - это и есть ученое незнание.
Вот
заключение Кузанского: "Наш конечный
разум, двигаясь путем уподоблений,
не может в точности постичь истину
вещей. Ведь истина не бывает больше или
меньше, она заключается в чем-то
неделимом, и, кроме как самой же
истиной ничем в точности измерена быть
не может, как круг, бытие которого состоит
в чем-то неделимом, не может быть измерен
не-кругом. Не являясь истиной, наш разум
тоже никогда не постигает истину так
точно, чтобы уже не мог постигать ее все
точнее без конца, и относиться к истине,
как многоугольник к кругу: будучи вписан
в круг, он тем ему подобнее, чем больше
углов имеет, но даже при умножении своих
углов до бесконечности, он никогда не
станет равен кругу, если не разрешится
в тождество с ним ". Основываясь на
этом, Кузанский указывает верный путь
для приближения к истине (самой по себе
недостижимой), сосредотачиваясь на том
представлении, согласно которому в бесконечности
имеет место совпадение противоположностей.
На этом пути, различные конечные вещи
могут выступать не столько как антитеза
бесконечности, но скорее вступают с ней
в некоторое символическое отношение,
содержащее в себе аллюзию бесконечности.
5
Задание пятое. Тест
проверка знаний.
1) Из
проведенных ниже выделите
А) Обыденность
Б) предельность
В) Всеобщность
Г) Разрешимость
Д)Вечность
Ответ:
Б) предельность, в) всеобщность
2)Завершите определение:
«Религия есть такое мироощущение и миропонимание, в основе которого лежит…..)
Ответ:
Вера в сверхъестественное
3) Какие из ниже перечисленных функций выполняет философия?
а) Мировоззренческую
б) Идеологическую
в) Методологическую
г) Прикладную
Ответ:
а) мировоззренческую в) методологическую
4) Благодаря кому синонимом философии на долгое время стал термин «метафизика»
А) Пифагору
Б) Аристотелю
В) Андронику Родосскому
Г) Сократу
Ответ:
в) Андронику Родосскому
5) Какие
из перечисленных типов
А) художественное
Б) мифологическое
В) религиозное
Г) научное
Ответ:
б) мифологическое
6) Впишите ключевое слово:
«__________»- это раздел философии, изучающий процесс познания
Ответ:
гносеология
7) Найдите соответствие между:
Раздел
философии
А) Онтология
Б) Гносеология 2) ценности
В) Аксиология
Г) Философская
антропология
Ответ:
А- 4, Б-3, В- 2, Г- 1
8) Завершите определение:
«Философское учение, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами, называется _________»
Ответ:
Дуализм
9) Какой из ниже перечисленных методов рассматривает все явления мира в развитии?
А) герменевтика
Б) софистика
В) Диалектика
Г) Эклектика
Ответ:
В) Диалектика
10)Кому
из философов принадлежит
А) Хайдеггеру
Б) Платону
В) Бэкону
Г) Декарту
Ответ: А) Хайдеггеру
Список
литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.
2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1998
3. Похомкина М.Ф., Дегтев В.И. Философия: ее история и основные проблемы ХХ века. Хабаровск, 1995. Ч. I.
4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1997