Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа
1 Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы
2 Задание второе: «Специфика философского мировоззрения» (сочинение)
3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу
4)
Функции философии
Общее понятие функций философии.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
а) мировоззренческую,
б) методологическую,
в) мыслительно-теоретическую,
г) гносеологическую,
д) критическую,
е) аксиологическую,
ж) социальную,
з) воспитательно-гуманитарную,
и) прогностическую
Содержание функций философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая
функция заключается в том, что
философия вырабатывает основные методы
познания окружающей действительности.
Мыслительно-
Гносеологическая
– одна из основополагающих функций
философии – имеет целью
Роль
критической функции –
Аксиологическая
функция философии (в переводе с
греческого axios – ценный) заключается
в оценке вещей, явлений окружающего
мира с точки зрения различных
ценностей – морально-
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-
Прогностическая
функция заключается в том, чтобы
на основании имеющихся философских
знаний об окружающем мире и человеке,
достижениях познания спрогнозировать
тенденции развития, будущее материи,
сознания, познавательных процессов, человека,
природы и общества.
5)
Средства познания в философии
Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.
Эксперимент
— это метод эмпирического
исследования, обеспечивающий возможность
активного практического воздействия
на изучаемые явления и процессы.
В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.
Гипотеза
— это научное предположение,
выдвигаемое для объяснения какого-либо
явления и требующее
Как правило для построения гипотезы используется индуктивный метод, посредством которого от знания об отдельных фактах частного и конкретного переходят к более общему знанию. В практике научных исследований широко используется также метод дедукции, состоящий в выведении следствий из посылок в соответствии с законами логики.
Использование приемов дедукции в доказательстве научных предположений породило гипотетико-дедуктивный метод, получивший широкое распространение прежде всего в естественных науках.
Гипотеза — всего лишь этап научного познания. Важнейшую его цель составляет открытие и формулировка законов.
Закон выражает внутренне присущую природе явлений реального мира тенденцию изменения, движения развития. Всякий закон — составной элемент научной теории.
Теория — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.
Процессу познания присуща неустранимая противоречивость, важным моментом которой выступает единство логического и исторического, что впервые было подчеркнуто Гегелем.
Исторический метод познания вначале проявляется в форме, не обособившей себя от истории исследуемого объекта и как бы воспроизводящей ее в мышлении. На каждом этапе развития науки исторические методы претерпевают качественные изменения в соответствии с совершенствованием логических методов. Постепенно исторические методы становятся неотъемлемой принадлежностью логических методов.
Успехи
познания тесно связаны с развитием
науки как одной из форм общественного
сознания. Без науки невозможно представить
современную жизнь и человеческую культуру,
она — высшая форма знания, которая охватывает
все явления неживой и живой природы, материальную
и духовную деятельность людей. С помощью
науки оцениваются не только результаты
истории, анализируются текущие события,
но и в известной мере прогнозируется
будущее. Слово “наука” означает знание,
которое противоположно незнанию — отсутствию
достоверной информации о каком-либо явлении,
процессе или вещи. Каждая наука имеет
свой предмет и метод. Под предметом подразумевается,
что исследуется, а под методом — как,
каким способом осуществляется это исследование.
Наука — результат общественного развития,
с момента своего зарождения она неразрывно
связана с человеческой деятельностью,
с одной стороны, находясь под ее постоянным
влиянием, а с другой — оказывая на нее
активное воздействие. Она всемерно способствует
становлению и развитию мировоззрения,
одна из главных ее задач — удовлетворение
общественных потребностей. Возникновение
науки своими корнями уходит в далекое
прошлое. Изучением истории и закономерностей
ее развития занимается специальная научная
дисциплина — науковедение. И хотя зачатки
отдельных наук обнаруживаются задолго
до нашей эпохи, в своих современных формах
она заявляет о себе в XVI-XVII вв. Именно отрезок
времени — от даты публикации труда Н.
Коперника “Об обращении небесных сфер”
(1543) до выхода сочинения И. Ньютона “Математические
начала натуральной философии” (1687) —
принято называть эпохой “научной революции”.
В этот период возникает мощное интеллектуальное
движение, в первую очередь связанное
с творчеством таких мыслителей, как Галилей,
Бэкон, Декарт.
3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу:
Раздел философии | Что изучает? Круг проблем |
Онтология (метафизика) | раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания. Термин "Онтология" был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синоним метафизики. Получил широкое распространение в школе Х. Вольфа, у которого онтология стала обозначать первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего как такового. |
Гносеология (теория познания, эпистемология) | раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в гносеологии - материализм и идеализм. |
Аксиология (теория ценностей) | философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - основной вопрос общей аксиологии. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к "фактам" реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы аксиологии.: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм. |