Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

1 Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы
2 Задание второе: «Специфика философского мировоззрения» (сочинение)
3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу

Работа содержит 1 файл

контрольная философия.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
align="justify">     Плюрализм- идеология, основанная на принципе множественности, опосредствованности социально-политического универсума В политическом пространстве идеология плюрализма реализуется посредством равноправного взаимодействия множества политических субъектов Понятие "плюрализм" возникло в философии в постклассическую эпоху Появление плюрализма можно интерпретировать как переход от объектного понимания мира к системному Дуалистичное и монистичное понимание сущности становится более сложным и универсальным Ментальное усложнение мира совпадает в ХХ веке с культурно-политическим развитием, которое выразилось в целом в идеологии постмодерна Свобода из ценности и права человека в той или иной мере превращается в основу для политической деятельности Этот системный скачок означает принципиальную перестройку политического пространства, которую мы не можем еще осознать в полной мере В идеологии плюрализм по содержанию означает возможность бесцензурного, беспрепятственного обсуждения социально-политических проблем при достаточном уровне информированности участников и открытости пространства идеологического взаимодействия Плюралистическая форма деятельности характеризуется инновационностью Главная задача плюралистичного сознания - поиск основ и форм для минимизации конфликтности современного мира Поскольку жизнь человека превращается в бесспорную ценность, востребованность насилия в современном мире снижается в качестве культурной нормы Ненасилие постепенно превращается из идеала в ценность и право В то же время в обществе еще нет понимания того, как можно организовать ненасильственный мир Поэтому плюралистичное сознание активно разрабатывает проблему ненасильственного, культурно-экологического мира В плюралистичном сознании можно вычленить два основных потока: критичный, бунтующий, оппозиционный по отношению к традиционным ценностям и позитивный, постигающий возможное содержание нового мира Можно констатировать, что критическая составляющая плюрализма более развита, чем позитивная Очевидно, что задача заключается в нахождении новых форм культурных технологий, которые позволят реализовать постконфликтные отношения В политике плюрализм реализуется посредством институтов правового государства: права на политическую субъектность, информированность, возможность осмысливать политическое пространство, относиться к нему на основании собственных ценностей, а также проявлять активность для его оптимизации и изменения Совершенно очевидно, что плюрализм содержит компонент деструктивного характера С этим связано то обстоятельство, что он появляется в качестве суверенной политической практики только в развитом демократическом обществе - менее развитое политическое сообщество не может "допустить" подобной легальной возможности деструкции Задача культуры заключается в настоящее время в усилении конструктивной, позитивной стороны плюрализма Он, по сути дела, представляет собой возможность осуществлять политическое творчество, выводя тем самым политику за границы собственно политического Гражданские отношения в данном случае получают новый импульс развития, проникая в сферу "святая святых" политики - сферу насилия в политике по-новому ставит проблему права Либеральная идеология лесеферизма расширяет субъектность граждан до границ права не может не захватывать в своем развертывании само право, не стремиться к включению политической инновационности в процесс трансформации права Появляется потребность в более высокой степени эластичности права, нежели при традиционной демократии Эта проблем не решена ни теоретически, ни практически, ни институционально в самых развитых демократиях Поэтому можно сделать вывод о том, что дальнейшее позитивное развитие плюрализма может осуществляться на пути повышения субъектной культуры в политическом пространстве и выработки институционализации, которая позволит плюрализм из легализованной оппозиции превратить в господствующую форму политической организации общества 

     4) Функции философии 

     Общее понятие функций философии.

     Функции философии – основные направления  применения философии, через которые  реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

     а) мировоззренческую,

     б) методологическую,

     в) мыслительно-теоретическую,

     г) гносеологическую,

     д) критическую,

     е) аксиологическую,

     ж) социальную,

     з) воспитательно-гуманитарную,

     и) прогностическую

     Содержание  функций философии.

     Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений  об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

     Методологическая  функция заключается в том, что  философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. 

     Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

     Гносеологическая  – одна из основополагающих функций  философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

     Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

     Аксиологическая функция философии (в переводе с  греческого axios – ценный) заключается  в оценке вещей, явлений окружающего  мира с точки зрения различных  ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

     Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

     Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в  том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы  на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 

     5) Средства познания в философии 

     Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.

     Наблюдение  — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.

     Эксперимент — это метод эмпирического  исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. 

     В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные  гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.

     Гипотеза  — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной  проверки и теоретического обоснования.

     Как правило для построения гипотезы используется индуктивный метод, посредством которого от знания об отдельных фактах частного и конкретного переходят к более общему знанию. В практике научных исследований широко используется также метод дедукции, состоящий в выведении следствий из посылок в соответствии с законами логики.

     Использование приемов дедукции в доказательстве научных предположений породило гипотетико-дедуктивный метод, получивший широкое распространение прежде всего в естественных науках.

     Гипотеза — всего лишь этап научного познания. Важнейшую его цель составляет открытие и формулировка законов.

     Закон выражает внутренне присущую природе  явлений реального мира тенденцию  изменения, движения развития. Всякий закон — составной элемент научной теории.

     Теория  — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.

     Процессу  познания присуща неустранимая противоречивость, важным моментом которой выступает  единство логического и исторического, что впервые было подчеркнуто Гегелем.

     Исторический  метод познания вначале проявляется  в форме, не обособившей себя от истории исследуемого объекта и как бы воспроизводящей ее в мышлении. На каждом этапе развития науки исторические методы претерпевают качественные изменения в соответствии с совершенствованием логических методов. Постепенно исторические методы становятся неотъемлемой принадлежностью логических методов.

     Успехи  познания тесно связаны с развитием  науки как одной из форм общественного  сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Слово “наука” означает знание, которое противоположно незнанию — отсутствию достоверной информации о каком-либо явлении, процессе или вещи. Каждая наука имеет свой предмет и метод. Под предметом подразумевается, что исследуется, а под методом — как, каким способом осуществляется это исследование. Наука — результат общественного развития, с момента своего зарождения она неразрывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой — оказывая на нее активное воздействие. Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач — удовлетворение общественных потребностей. Возникновение науки своими корнями уходит в далекое прошлое. Изучением истории и закономерностей ее развития занимается специальная научная дисциплина — науковедение. И хотя зачатки отдельных наук обнаруживаются задолго до нашей эпохи, в своих современных формах она заявляет о себе в XVI-XVII вв. Именно отрезок времени — от даты публикации труда Н. Коперника “Об обращении небесных сфер” (1543) до выхода сочинения И. Ньютона “Математические начала натуральной философии” (1687) — принято называть эпохой “научной революции”. В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт. 

3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу:

Раздел  философии Что изучает? Круг проблем
Онтология (метафизика) раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания. Термин "Онтология" был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синоним метафизики. Получил широкое распространение в школе Х. Вольфа, у которого онтология стала обозначать первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего как такового.
Гносеология (теория познания, эпистемология) раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в гносеологии - материализм и идеализм.
Аксиология (теория ценностей) философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - основной вопрос общей аксиологии. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к "фактам" реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы аксиологии.: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"