Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

1 Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы
2 Задание второе: «Специфика философского мировоззрения» (сочинение)
3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу

Работа содержит 1 файл

контрольная философия.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тихоокеанский  Государственный Университет» 
 

Кафедра ФиК 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция» 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия» 
 
 

                    Выполнил: студент ЗФУО

                    Группы  Юзу-02

                    2010-2013 года обучения

                    Проверил:

                    ______________________

                    _______________________

                                

Адрес:

Вариант КР: 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Хабаровск 2011 г 

1 Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы: 

Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
Антропология Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).
Диалектика (греч. dialektike — искусство вести беседу) — учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское  учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души.
Единичное (отдельное,  индивидуальное), – определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Единичное есть определенность качества внутри него самого, т.е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета.
Особенное и всеобщее философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его  познания; всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее); единство в многообразии, закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н. конкретно-всеобщее); особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное.
Идеализм  (франц. idealisme, от  греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно.
Имманентный (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному - трансцендентный.
Материализм (лат. matehalis —  вещественный) —одно из главных  направлений в философии наряду  с идеализмом, считающее  первоосновой всего существующего материю — независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную». Считается, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего.
Метафизика от греч. meta ta physika - после физики), 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.
Мировоззрение система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово,  понятие, учение) — форма общественного  сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий  общественного развития Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
Монизм (греч. monos —  один, единственный) — философский принцип, согласно которому все существующее едино в своей основе, имеет один источник.
Наука исторически сложившаяся  форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Онтология раздел философии, изучающий бытие. Под бытием в  самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще
Плюрализм (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция,  утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга
Праксиология учение о  человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических  и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Проблема (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.
Религия особая форма  осознания мира, обусловленная верой  в сверхъестественное, включающая в  себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий.
Трансцендентный философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию.
Философия дисциплина, изучающая  наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
 
 

2 Задание второе: «Специфика философского мировоззрения» (сочинение) 

     1) Дофилософские типы мировоззрения  и их особенности 

     Существует  два способа духовного освоения мира: практический и теоретический  Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой. Дофилософские типы мировоззрения представлены именно первым способом.

     Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

     Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм , что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.

Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм , суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

     Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.

     Тотемизм  был мировоззрением рода. В нем  нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.

     Вторым  историческим типом мировоззрения  была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности.

     Прежде  всего, религиозное мировоззрение  отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную .

     Неотъемлемой  чертой религиозных мифов и представлений  является их догматизм . Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.

     Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны. 

     2) Специфика философского мировоззрения  и характер философских проблем. 

     Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

     Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или  иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

     Основные  черты философского мировоззрения:

  • концептуальная обоснованность;
  • систематичность;
  • универсальность;
  • критичность.

     Несмотря  на свою максимальную критичность и  научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

     Характер  философских проблем:

     Философские проблемы носят всеобщий характер, что следует из самого предмета философии.

     Это вечные проблемы – на каждом этапе  развития общества они воспроизводятся. Но это не значит, что они не имеют решения. Эти задачи имеют решение в конкретную историческую эпоху в зависимости от уровня развития общества: уровня культуры, производства, науки.

     Основные  проблемы философии: онтологические, гносеологические, аксиологические, праксиологические, антропологические (жизневоззренческие - воззрения на то, что такое человек, в чём смысл его жизни и т.д). Как учил Иммануил Кант: «Философия – это наука о конечных целях человеческого разума». По Канту, философия отвечает на следующие вопросы:

Что я  могу знать?

Что я  должен делать?

На что  я смею надеяться?

Что такое  человек и какого его место  в мире?

     На  эти вопросы пытается дать ответ только философия. Никакие другие дисциплины не дают ответов на эти вопросы.

     Философия, как и другие дисциплины, имеет  свой предмет. И она не претендует на то, чтобы заменять своими знаниями другие знания.

Кто и  почему не любит философию?

     Прагматики  — потому что "философию на хлеб не намажешь". Философия может дать только опосредованную пользу.

Обыватели — потому что философия показывает их духовное ничтожество.

В Древнем  Риме было выражение: "Люди живут  не для того, чтобы есть, пить, спать и одеваться, и кое-что еще, а наоборот, едят, пьют, спят и одеваются, и кое-что еще, чтобы жить".

     Обыватель — это тот, кто живёт только для того, чтобы есть, пить, спать, одеватья и кое-что еще.

     Политическая  элита, которая стоит у руля государства. Отвечая на четыре вопроса, философия предоставляет человеку различные точки зрения и учит свободе критического мышления. Однако проще управлять теми людьми, которые вовсе не думают, а не обладают свободой критического мышления. 

     3) Основной вопрос философии, его материалистическое и идеалистическое решения. Понятие философского плюрализма. 

      Вопрос  о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

     При рассмотрении основного вопроса  философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

     Решая основной вопрос, философы разделились  на два больших лагеря в зависимости  оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

     Только  марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что: материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

     -сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

     -сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;

     -существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

     -сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

     -сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"