Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа
1 Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы
2 Задание второе: «Специфика философского мировоззрения» (сочинение)
3 Задание третье. Заполнить таблицу по принципу
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский
Государственный Университет»
Кафедра
ФиК
Специальность
030501.65 «Юриспруденция»
Контрольная работа
по дисциплине
«Философия»
Выполнил: студент ЗФУО
Группы Юзу-02
2010-2013 года обучения
Проверил:
______________________
_______________________
Адрес:
Вариант
КР: 1
Хабаровск
2011 г
1
Задание первое. Выпишите
из словаря (энциклопедии)
и уясните следующие
понятия темы:
Аксиология | (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. |
Антропология | Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. |
Герменевтика | (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках). |
Диалектика | (греч. dialektike — искусство вести беседу) — учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли. |
Дуализм | (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. |
Единичное | (отдельное, индивидуальное), – определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Единичное есть определенность качества внутри него самого, т.е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. |
Особенное и всеобщее | философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее); единство в многообразии, закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н. конкретно-всеобщее); особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное. |
Идеализм | (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. |
Имманентный | (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному - трансцендентный. |
Материализм | (лат. matehalis —
вещественный) —одно из главных
направлений в философии |
Метафизика | от греч. meta ta physika - после физики), 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития. |
Мировоззрение | система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. |
Мифология | (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. |
Монизм | (греч. monos — один, единственный) — философский принцип, согласно которому все существующее едино в своей основе, имеет один источник. |
Наука | исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. |
Онтология | раздел философии, изучающий бытие. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще |
Плюрализм | (лат. pluralis - множественный)
- философско-мировоззренческая |
Праксиология | учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности. |
Проблема | (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. |
Религия | особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) |
Синкретизм | (от греч. synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. |
Трансцендентный | философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию. |
Философия | дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. |
2
Задание второе: «Специфика
философского мировоззрения» (сочинение)
1)
Дофилософские типы
Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой. Дофилософские типы мировоззрения представлены именно первым способом.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм , что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм , суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.
Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.
Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности.
Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную .
Неотъемлемой
чертой религиозных мифов и
Историческое
значение религии состояло в том, что она
и в рабовладельческом, и в феодальном
обществах содействовала становлению
и укреплению новых общественных отношений
и формированию сильных централизованных
государств. Между тем в истории случались
религиозные войны.
2)
Специфика философского
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское
мировоззрение выступает в
Основные черты философского мировоззрения:
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
Характер философских проблем:
Философские проблемы носят всеобщий характер, что следует из самого предмета философии.
Это вечные проблемы – на каждом этапе развития общества они воспроизводятся. Но это не значит, что они не имеют решения. Эти задачи имеют решение в конкретную историческую эпоху в зависимости от уровня развития общества: уровня культуры, производства, науки.
Основные проблемы философии: онтологические, гносеологические, аксиологические, праксиологические, антропологические (жизневоззренческие - воззрения на то, что такое человек, в чём смысл его жизни и т.д). Как учил Иммануил Кант: «Философия – это наука о конечных целях человеческого разума». По Канту, философия отвечает на следующие вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек и какого его место в мире?
На эти вопросы пытается дать ответ только философия. Никакие другие дисциплины не дают ответов на эти вопросы.
Философия, как и другие дисциплины, имеет свой предмет. И она не претендует на то, чтобы заменять своими знаниями другие знания.
Кто и почему не любит философию?
Прагматики — потому что "философию на хлеб не намажешь". Философия может дать только опосредованную пользу.
Обыватели — потому что философия показывает их духовное ничтожество.
В Древнем Риме было выражение: "Люди живут не для того, чтобы есть, пить, спать и одеваться, и кое-что еще, а наоборот, едят, пьют, спят и одеваются, и кое-что еще, чтобы жить".
Обыватель — это тот, кто живёт только для того, чтобы есть, пить, спать, одеватья и кое-что еще.
Политическая
элита, которая стоит у руля государства.
Отвечая на четыре вопроса, философия
предоставляет человеку различные точки
зрения и учит свободе критического мышления.
Однако проще управлять теми людьми, которые
вовсе не думают, а не обладают свободой
критического мышления.
3)
Основной вопрос философии, его материалистическое
и идеалистическое решения. Понятие философского
плюрализма.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
При
рассмотрении основного вопроса
философии очень важно
Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что: материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;
-сознание - результат длительного процесса развития материального мира;
-сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;
-существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;
-сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;
-сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.