Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:55, контрольная работа
Мировоззрение. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д.
1. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? Дайте им сравнительную характеристику 3
2. Охарактеризовать номинализм и реализм как два направления в средневековой философии 6
3. Что представляет собой наукоценризм философии Нового времени? 7
4. Под воздействием каких духовных предпосылок развивалась философия в Киевской Руси? 9
5. Указать теоретические источники философии марксизма 11
6. Определить категории причины и следствия, охарактеризуйте их взаимосвязь 12
7. Что означает принцип детерминизма? 14
8. Какова роль природной среды в жизни человека? 16
9. Укажите объективные факторы общественного развития 18
10. Обозначьте категорию общественного бытия 18
Список литературы 21
Из этого следует, что, повышая свою защищенность от стихийных сил природы, создавая более стабильные и комфортные условия существования, человечество попадает в еще большую зависимость от природы как естественной среды обитания. Причем от той части природы (земная кора, атмосфера, среда, почвенный покров, растительный и животный мир, запасы железкой руды, угля, нефти и т.д.), которая на данном историческом этапе так или иначе вовлечена в процесс общественной жизни и которая является необходимой для развития каждого общества и, конечно, влияет на его развитие.
Отсюда встает вопрос: какова роль природной среды в развитии общества? Природная среда, бесспорно, является одним из постоянных и необходимых условии развития общества и она, конечно, влияет на развитие общества, – она ускоряет или замедляет ход развития общества: ее влияние не является определяющим влиянием, т.к. изменения общества происходят несравненно быстрее, чем изменения развития природной среды.
Согласно Марксу, природные условия играют в материальной жизни общества, во-первых, роль естественного богатства средства существования (плодородие почвы, обилие рыбы в водах, дичь, злаковые растения и т.д.), во-вторых, роль естественного богатства средствами труда (энергия воды, ветра, полезные ископаемые и т.д.). Первый вид имеет решающее значение на нижних ступенях общественного развития, второй – на более высоких.
Естественно, природная среда оказывает влияние: 1) на размещение промышленности (ландшафт местности, наличие полезных ископаемых, климатические условия, которыми обусловлены физик технические параметры оборудования с уклоном в “северный”? “южный” вариант, наличие вод); 2) на производительность труда. При прочих равных условиях производительность труда выше там, где естественные комплексы более благоприятны для жизни и труда человека, где залежи полезных ископаемых более удобны для разработки, где лучше естественные средства сообщения. Рациональное размещение производительных сил всегда было и будет важным фактором развит производства, повышения производительности труда; 3) на характер жилища, одежды, быта и здоровья человека.
Жизнь общества протекает в условиях определенной природной среды, которая оказывает как непосредственное воздействие на жизнедеятельность людей, их здоровье и благополучие, так и опосредованное. Факторы первого рода принято относить к экологическим факторам; темпы развития промышленности и технического прогресса оказывают на них все большее негативное воздействие. Усиливающая нагрузка производственных факторов на среду обитания людей обусловливает ухудшение условий жизни населения того или иного региона. Раньше экологическую среду не выделяли из общей природной среды, составляющей необходимое условие для существования и развития любого общества. Именно эту природную среду, от которой зависит не только жизнь людей, но и их общественное производство, принято называть географическим фактором развития общества. На нее обратили внимание, прежде всего, те философы, социологи и историки, которые пытались объяснить развитие общества с помощью объективных факторов и материальных причин.
Общественное Бытие - различного рода процессы и отношения между людьми в обществе, существующем объективно, не зависящем от их сознания.
Под общественным бытием марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе воспроизводства материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого воспроизводства. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же общественное сознание есть не что иное, как "осознанное бытие", т.е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в "немецкой идеологии": "...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание". Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.
Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы "вплетено" в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т.п. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы. Уровнями общественного сознания являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп, и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.
Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. Общественному сознанию и его формам присуща относительная самостоятельность, хотя есть и зависимость от общественного бытия. Самостоятельность выражается в том, что изменения в материальной жизни общества никогда не создают заново продукты общественного сознания, ибо научные, философские художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Абсолютное противопоставление этих 2-х сторон жизни людей действительно лишь в рамках основного вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль общественного сознания может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено общественным бытием. Диалектико-материалистическое решение вопроса в отношении общественного бытия и общественного сознания и их природы имеет большое методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.
Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас. Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.
1.Алексеев П. В. Философия // П.В. Алексеев - М. 1996.
2. Горський В.С. Історія української філософії. // В.С. Горский -К.,1997.
3. Королёв А. Д. О роли философской категории «недобытие» в формирова-нии картины мира. // А.Д. Королев. №5(11)1998 - Теоретический философский журнал.
4. Невлева И. М. Философия. // И.М. Невлева - М. 1997.
5. Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия.// Л.В. Скворцов - М., 1989.
6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. // М.Хайдеггер - 1989. - № 9.
7. Федів Ю.О., Мозгова Н.Г. Історія української філософії. Навчальний посібник. – Київ,; Україна, 2000. – 512с.
8. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
9. Философская энциклопедия. –М., 1987
10. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии // М.Г. Ярошевский Учебное пособие. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.