Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:55, контрольная работа
Мировоззрение. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д.
1. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? Дайте им сравнительную характеристику 3
2. Охарактеризовать номинализм и реализм как два направления в средневековой философии 6
3. Что представляет собой наукоценризм философии Нового времени? 7
4. Под воздействием каких духовных предпосылок развивалась философия в Киевской Руси? 9
5. Указать теоретические источники философии марксизма 11
6. Определить категории причины и следствия, охарактеризуйте их взаимосвязь 12
7. Что означает принцип детерминизма? 14
8. Какова роль природной среды в жизни человека? 16
9. Укажите объективные факторы общественного развития 18
10. Обозначьте категорию общественного бытия 18
Список литературы 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АР КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дата |
Подпись | |
Методист |
||
Преподаватель |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИЛОСИФИЯ»
ВАРИАНТ № 5
Студентка IV курса группы 2ВЗН-2
Специальности Начальное образование
Коровушкина Лидия Ивановна
Проверил:
Оценка________________________
Ялта, 2012
Содержание
1. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? Дайте им сравнительную характеристику 3
2. Охарактеризовать номинализм и реализм как два направления в средневековой философии 6
3. Что представляет собой наукоценризм философии Нового времени? 7
4. Под воздействием каких духовных предпосылок развивалась философия в Киевской Руси? 9
5. Указать теоретические источники философии марксизма 11
6. Определить категории причины и следствия, охарактеризуйте их взаимосвязь 12
7. Что означает принцип детерминизма? 14
8. Какова роль природной среды в жизни человека? 16
9. Укажите объективные факторы общественного развития 18
10. Обозначьте категорию общественного бытия 18
Список литературы 21
Мировоззрение. На любой
стадии человек (общество) имеет вполне
определенное мировоззрение, т.е. систему
знаний, идей на мир и место в нем человека, на
отношение человека к окружающей действительности
и самому себе. Кроме того мировоззрение
включает в себя основные жизненные позиции
людей, их убеждение идеалы. Основные проблемы
мировоззрения, являются вопросы: О происхождении
мира, человека, общества, тайны рождения
и смерти, смысл жизни и.т.д. Под мировоззрением
следует понимать не все знания человека
о мире, а лишь знания фундаментальные
- предельно общие. Исторические типы мировоззрения:
Житейское (обыденное); мифологическое,
религиозное; научное, философское.
Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества. Появление мифов связано с особенностями жизнедеятельности первобытного человека. В первобытном обществе жили родами и племенами. Человек как личность была растворена. Родоплеменная форма организации жизни нашла отражение в идеях представлениях.
Первобытный человек смотрел на окружающий мир через призму кровнородственных отношений. Они были более понятны для него, поэтому все явления рассматривались как полноценные члены родовой общины, поэтому они одушевлялись. Сущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание и ли объяснение. миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф – это не первоначальная форма знаний, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.
Религия - благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Мифология - соответствующие поведение и специфические действия (культ), который основан на вере в существование одного или нескольких богов, демонов, духов и.т.д, т.е. потустороннего мира. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов:
1) гносеология - теория
познания, т.е. теоретика
2) социальная, т.е. общественная. Общество иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции - угнетение, подавление;
3) психологическая. Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.
Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Характерной чертой научного знания является его проверяемость. (иначе обстоит дело в религии). Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Это знание о внешних сторонах объекта. Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах - явлениях окружающей действительности. Эти знания человек получает с помощью разума и имеющихся у человека способностей к логическим абстрактным обсуждениям - рассуждениям. Теоретическое знание может быть физическим, биологическим, социологическим и философским. Возникает вопрос: чем философское знание как теоретическое отличается от других видов теоретического знания?
Возникновение философии. Специфика философского знания. Философские воззрения появились в 3-2 тыс. до нашей эры в странах др. Востока. Первые философские школы возникают в VI веке до нашей эры в др. Греции. Появление философских знаний происходит при разделении труда, при разложении первобытного общества, возникновении рабовладельческого строя об этом свидетельствуют многочисленные исторические памятники. Специфика философского знания проявляется в следующем: 1) философское знание является "предельно теоретическим" - это означает, что философия изучает мир, как единое. Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации. Такими общими закономерности выступают законы диалектики (законы единства борьбы, противоположности, законы перехода количественных изменения к качественным, закон отрицания отрицания), наличия причины следственных связей, необходимых случайных явлений и т.д. Философия представляет собой ценностную систему знания и в силу этого определяется как мировоззрения, она стремится понять фундаментальные ценности бытия: добро и зло; справедливость и несправедливость; пытается раскрыть человеческое предназначение в истории, смысл истории. Это вечные вопросы томящие человеческих дух.
Философия исследует отношения человека к окружающему миру через призму существующих в обществе ценностей, в которой важную роль играет социальный, эмоциональный, этический, психологический элементы мыслителя. Философия стремится постигнуть самые существенные вещи, явления в человеческой жизни. Об этом свидетельствует само понятие философия - фило - любовь; софия - мудрость. Для философского знания характерно наличие постоянного сомнения. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)
Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна» и пр.).
Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей».
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. Яркий представитель номинализма Уильям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные.
Реализм, в философии — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта. Реализм (в средневековой философии) – учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны.
Термин Реализм употребляется в двух главных значениях: философском и нефилософском. В нефилософском реализм обозначает направление в литературе, искусстве и педагогике и т. п., задача которого — отражение правды жизни, реальности как она есть. В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:
Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века с 14 до 17 вв. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в ее городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И хотя эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок. Мыслители эпохи Возрождения — Коперник, Бруно, Галилей, Монтень, Кампанелла и др.
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
Родоначальником материализма Нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Гоббс (согласен с Декартом, но основания математики пытался найти в опыте; люди равны) явился создателем первой всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Декарт, основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта учения Декарта — дуализм «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм. Локк развил сенсуалистическую теорию познания. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Беркли и Юм). Объективно-идеалистическое учение разработал Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектических идей.
Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Особенности исторического периода.
- Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;
- наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;
- создание письменности, распространение грамотности, книжности,