Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:55, контрольная работа
Мировоззрение. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д.
1. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? Дайте им сравнительную характеристику 3
2. Охарактеризовать номинализм и реализм как два направления в средневековой философии 6
3. Что представляет собой наукоценризм философии Нового времени? 7
4. Под воздействием каких духовных предпосылок развивалась философия в Киевской Руси? 9
5. Указать теоретические источники философии марксизма 11
6. Определить категории причины и следствия, охарактеризуйте их взаимосвязь 12
7. Что означает принцип детерминизма? 14
8. Какова роль природной среды в жизни человека? 16
9. Укажите объективные факторы общественного развития 18
10. Обозначьте категорию общественного бытия 18
Список литературы 21
школьного образования;
- принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как:
- славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы.
С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира. Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедряясь в основы национальной культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток
на особенности древнерусской
Философские идеи Киевской Руси.
Русь восприняла две византийские философские традиции.
1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;
2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью - представители:
- власть – ответственность;
- долг – справедливость;
- каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;
- к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:
Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Вывод:
1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.
2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.
3. Способом выражения
смысла в древнерусской
Возникновение марксистской философии определялось не только социально-экономическими условиями, но и всем предшествующим развитием общественной мысли, науки и техники.
Гениальность основоположников марксизма состоит в том, что ими были даны ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Они исходили из трех главных идейных течений XIX в.:
1) классической немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах);
2) английской политической экономии (Смит, Рикардо);
3) французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье) и английского коммунизма (Оуэн).
Важную роль в возникновении и становлении новой формы материализма сыграли и успехи естествознания XIX в.
В 30—50-е гг. XIX в. были сделаны три великих открытия, сыгравших огромную роль в формировании диалектического материализма и в борьбе против метафизического взгляда на природу.
1. В 30-е гг. XIX в. было
завершено создание клеточной
теории строения растений и
животных. Эта теория разрушала
старое метафизическое
2. В 1842—1845 гг. немецкий физик Р.Майер (в Англии Гров и Джоуль, в России Ленц) открыл закон сохранения и превращения энергии. Закон устанавливал естественную связь и взаимопереход различных форм движения материи и отрицал их изолированность, как утверждали метафизики. Нет возникновения и исчезновения энергии, а есть непрерывное ее превращение из одной формы в другую. Энгельс назвал этот закон абсолютным законом природы. Он является естественнонаучным основанием диалектического взгляда на мир.
3. Третье великое открытие в естествознании было совершено английским ученым Ч. Дарвином. В 1859 г. он опубликовал свой труд "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь". На основании многочисленных фактов Ч. Дарвин пришел к выводу, что виды непостоянны, а изменчивы.
Таким образом, успехи естествознания в середине XIX в. помогли вскрыть диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие, качественное превращение в различных областях природы.
Однако философы (и идеалисты, и материалисты) и сами естествоиспытатели не могли в полной мере понять и использовать все эти достижения науки. Младогегельянцы не шли дальше суждений Г. Гегеля о природе как инобытии идеи и не касались последних достижений естествознания. Л. Фейербах был изолирован реакционерами от научных центров и жил в деревне. И лишь идеологи пролетариата К.Маркс и Ф.Энгельс смогли правильно оценить и обобщить не только явления общественной жизни, но и достижения науки о природе и создать философское учение о природе, обществе и мышлении — диалектический материализм и материалистическую социологию.
Итак, возникновение философии марксизма неслучайно. Оно подготовлено социально-экономическими причинами, предшествующим развитием общественной мысли, достижениями науки.
Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.
Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения. Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципом всеобщей связи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие виды связей как пространственно-временные коррелляции, функциональные зависимости, отношения симметрии. Однако любое явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим. Причина есть взаимодействие, следствие есть результат взаимодействия.
Понимание причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается в причине.
Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными. Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействием явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производство его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия называется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в само организованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Причины и следствия относительны во всех своих проявлениях. Соответственно и логические определения причин и следствий, отражающие смысл этих понятий, могут быть только относительными. Причина предшествует следствию, а следствие следует за причиной.
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу.
Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine (“определяю”) и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.
Детерминизм зародился в глубокой древности. В древнегреческой философии первым высказал мысль о всеобщности причинно-следственной связи Левкипп: ”Ни одна вещь не возникает беспричинно...”.
Первые зачатки
Впервые принципы детерминизма были чётко сформулированы П.Лапласом в 1775 году. Концепция детерминизма, по Лапласу, предполагает однозначность и предопределённость будущего, это вытекает из признания жёсткой причинно-следственной связи между событиями и явлениями и отрицания объективной случайности. Он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия. Лапласовский детерминизм оказался непригодным для описания поведения сложной системы, например, живого существа, популяции, человека.
Новый этап в развитии детерминизма открыла научная революция XVII века. Сотворенная человеком машина выступила как модель объяснения и человека, и природы. От представления об организме как машине (отсюда - учения о рефлексе, ассоциации, аффекте и др.) детерминистская мысль перешла к формуле “человек-машина”.
В середине XIX века возник
новый-биологический-
Если раньше детерминизм делал акцент на телесных, физических (внешние раздражители, процессы в мозгу) причинах психических явлений (восприятие, память, внимание и др.), то теперь экспериментальные научные данные показывали, что эти психические явления сами служат причиной поведения и подчинены собственным законам.
Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.
Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.
Принципы детерминизма:
Будучи нe только природным существом, а именно человеческим природным существом, человек приобретает способность перестраивать своим трудом и мыслью естественную среду своего обитания, перестраивая иногда коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Важнейшим результатом такой перестройки является создание искусственной среды обитания, к которой Маркс относил все то, что человек создает своим трудом в процессе материального и духовного производства.
Эта среда обитания становится связующим звеном между обществом и природой. Ибо она в десятки и сотни раз, считают ученые, продуктивнее естественной среды, благодаря чему все более и более наступает на нее, как бы поглощая ее. Связано это с техногенным воздействием на геологические структуры, созданием искусственных водохранилищ, изменяющих атмосферу и т.д.