Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1 Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения?
Вопрос № 2 Какие проблемы и направления сложились в философии Беларуси к началу XX века?
Вопрос № 3 В чем заключается специфика различных форм бытия?
Вопрос № 4 В чем особенность наблюдения, описания и измерения как эмпирических методов познания?

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 53.90 Кб (Скачать)

Весомым свидетельством в  пользу первичности и объективности  природы может служить то, что  физическое и умственное состояние  человека зависит от природных условий. Если допустить какие-то даже не очень  существенные изменения в природе, например, повышение или понижение  на несколько градусов средней температуры  на земле, незначительное сокращение содержания кислорода в воздухе, это сразу  же создаст непреодолимые препятствия  для выживания сотен миллионов  людей. А уж если произойдут более резкие природные катаклизмы, например, столкновение нашей планеты с крупной кометой или другим космическим телом, то это грозит физическому существованию всего человечества.

Наконец, нельзя не сказать  еще об одном качестве природного, а точнее, космического бытия. Известно, что в процессе своего существования  человечество шаг за шагом - и надо сказать с огромными трудностями - овладевало тайнами природного мира. И сегодня на рубеже нового тысячелетия, несмотря на открытие законов, объясняющих причинно-следственные связи в окружающем человека мире, совершенные инструменты и приборы, созданные человеческим умом, во внешнем человеку мире, в том числе в космическом пространстве существует немало такого, что сейчас, а, возможно, и в далеком будущем останется недоступно человеческому интеллекту. Следовательно, при анализе природной формы бытия надо исходить и из того, что в силу своей первичности и объективности, в силу своей бесконечности и безмерности, природа или универсум в целом никогда раньше, а, следовательно, и в будущем не может быть охвачена не только восприятием, но даже человеческим воображением и мыслью.

Материальное бытие, произведенное  человеком или, как его еще  называют “вторая природа” - это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни.

“Вторая природа” или “второе  бытие” - это тот вещественный мир, предметно-бытовой и производственный, который создан и используется для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей людей. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, - а порой и человечества - жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья).

Во взаимоотношениях между  первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы уже  потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание “второй природы”. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального разрушения “первого”  бытия. В настоящее время это  проявляется в виде экологических  проблем, порождаемых непродуманной  или социально неконтролируемой деятельностью человека. Хотя “вторая  природа” не может разрушить первое бытие, рассматриваемое в его  космических измерениях, тем не менее земному бытию в результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый урон, который при известных обстоятельствах сделает физическое существование человека невозможным.

 

Подытоживая, можно сказать, что первая природа - это то, что существует вечно и без чего невозможно даже представить существование мира. Человек в этой системе - явление преходящее. “Вторая природа”, созданная им исключительно для обеспечения своего существования, имеющая в своей основе первую природу и обладающая по отношению к отдельному человеку вечностью, тем не менее является в космическом исчислении временно существующей и полностью зависит от пространственно-временного бытия человека.

В рамках природного бытия  необходимо выделить человеческое бытие  в силу той уникальности и специфичности, которая выпадает на долю человека и человечества в целом. Напомним, что человек как целостность  - это единство физического, природного и духовного. Причем природное выступает первичной предпосылкой его существования. Однако без нормального функционирования в человеке его внутренней духовно-психической структуры человек как целостность неполноценен, и при определенных обстоятельствах он даже может “выпасть” из природного бытия. Никакая другая вещь или тело природного бытия не обладают такой особенностью.

Человеку присущи и  другие особые свойства. Известно, что  здоровое, нормально функционирующее  тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового  духа. Об этом же говорит и народная пословица: “в здоровом теле - здоровый дух”. Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела. Подобных примеров в истории насчитывается бесчисленное количество.

Еще одна особенность человека - это сочетание в нем, правда, с учетом определенной специфичности, первой и второй природы. С первой природой все понятно, а вторую у него составляют мысли и эмоции, а в итоге человек выступает как отдельная вещь, которая мыслит.

Нельзя не коснуться такой  особенности человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В  то время, как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его деятельность и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

Необходимо упомянуть  и о такой форме человеческого  бытия, как индивидуализированное  духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие. Под духовным, не претендуя на охват всей его сущности, подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие - это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Такая форма духовного бытия существует и есть необходимость хотя бы кратко охарактеризовать самое важное в нем. Индивидуальное человеческое сознание - это прежде всего быстротечность происходящих в нем процессов и скрытость их от любого внешнего наблюдения. Поскольку носителем сознания является человек, то конкретные явления сознания возникают и исчезают попутно с жизнью и смертью отдельных людей. Хотя функционирование сознания неотделимо от существования тела, деятельности мозга и нервной системы индивида, но полностью его сводить к этому нельзя. Фрагменты сознания, конечно же, формируются в определенных областях человеческого мозга, но они не имеют постоянного “места прописки”, скорее всего они внепространственны, а мысли, образующиеся в процессе деятельности сознания, являются идеальными образованиями, или индивидуализированным духовным бытием. Составным и необходимым элементом сознания выступает бессознательное, которое есть не что другое, как неосознанное сознание. Процесс формирования сознания можно очень упрощенно представить так:1) попытка осознания, осмысления события или процесса; 2) сам процесс переработки, осмысления; 3) наконец, завершение этого процесса и получение результата в виде мысли или идеи. Бессознательное в этом процессе присутствует на втором этапе, когда уже кое-что есть, но это “кое-что” пока трудно выразить, поскольку оно полностью еще не осознано.

Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень значительной, связано с  эволюцией всеобщего бытия, в  целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще оно существует и дает о себе знать  благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия – общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным  и не могло бы существовать без  индивидуального человеческого  сознания. Поэтому эти формы бытия  можно и нужно рассматривать  только в неразрывном единстве.

Предметно-вещественным проявлением  общечеловеческого духовного бытия  выступают литература, произведения искусства, производственно-технические  предметы, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Эта  форма духовного бытия практически  вечна, правда, сугубо в человеческом времяизмерении, так как ее жизнь детерминирована существованием человеческого рода.

Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, хотя и являются искусственно созданными, но без них существование  человечества было бы невозможно.

Итак, подводя итоги, можно  сказать, что по содержанию, структуре  и формам проявления философское  понимание категории бытие является самой сложной проблемой в  плане определения ее сущности и  осмысления.

 

 

 

Вопрос  № 4 В чем особенность наблюдения, описания и измерения как эмпирических методов познания?

Эмпирический  метод научного познания включает в себя такие общенаучные методы познания, как наблюдение, описание, эксперимент, измерение и сравнение. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.

Научное наблюдение есть целенаправленное и  организованное восприятие, основанное на получении, переработке и синтезе  чувственных впечатлений исследователя. Научные наблюдения используются для сборов фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений. Наблюдение является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания Наблюдение применяется в случаях, когда:

а) объект или процесс недоступен (ввиду  удаленности, как в астрономии, либо агрессивности среды, не позволяющей  использовать экспериментально-измерительную  базу);

б) экспериментальное  вмешательство в исследуемый  процесс изменяет его естественный ход (например, в социальных процессах, когда бывает предпочтителен метод «включенного наблюдения», или в ряде наблюдений квантово-механических эффектов и в других аналогичных ситуациях явного и существенного воздействия наблюдателя на наблюдаемый процесс).

Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:

– опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения;

– служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез;

– имеет обоснованный планомерный и организованный характер;

– является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения;

– использует специальные средства наблюдения – микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т.п., существенно расширяя тем самым область возможности наблюдения.

В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преобразование предмета изучения. Объект остается недоступным целенаправленному  изменению и изучению или сознательно  ограждается от возможных воздействий  с целью сохранения его естественного  состояния и это главное преимущество метода наблюдения. Наблюдение, особенно с включением измерения, может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для утверждения и доказательства такой связи. Привлечение приборов и инструментов неограниченно расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков. В наблюдении сохраняется зависимость наблюдателя от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оставаясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуществлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в наблюдении носит относительный характер.

Наблюдение  активно, что означает сознательный поиск фактов, в котором ученый руководствуется некоторой гипотезой  или прежним опытом. Следовательно, уже в наблюдении факты, с одной  стороны, «упрямая вещь», но с другой – являются теоретически нагруженными, избирательными, работающими на подтверждение  или опровержение теоретических  гипотез. В этом смысле утопией является поиск т.н. «чистых» или «окончательных»  фактов как данных опыта. Действительным результатом научного наблюдения оказываются  не факты, а то, что Р. Карнап называл  «протокольными суждениями», некие  зарегистрированные описания наблюдаемого. Отметим, что факт по значению этого  понятия – это либо знание о  единичном событии, либо совокупность высказываний, фиксирующих результаты наблюдения, измерения, эксперимента. Науку интересуют прежде всего факты во втором значении, именно они в определенных условиях становятся научными фактами. Факты такого рода всегда содержат долю истолкования. Они становятся «упрямой вещью» только в рамках определенных интерпретаций.

Основные  функции наблюдения – получение  информации, проверка гипотез, сопоставление  теоретических результатов по данным наблюдения с целью установления истинности как соответствия теории фактам наблюдения.

Наблюдения  в науке интерсубъективны, что является условием достижения их объективности. Они могут носить непосредственный или косвенный характер. Особенность последних заключается в том, что исследуемые объекты представлены в науке через восприятие и фиксацию результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. В этом случае теоретическая нагруженность фактов становится вполне очевидной, ибо необходимо допустить существование закономерной связи между непосредственно ненаблюдаемым и теми эффектами, которые оно вызывает в наблюдаемом.

 Эксперимент  отличается от наблюдения тем,  что в нем достигается прямое  взаимодействие с изучаемым объектом  или процессом, непосредственный  доступ к исследуемой реальности. Здесь уже возможно измерение  по шкалам интервалов или отношений,  введение строгих математических  методов обработки данных. Считается,  что первым экспериментальный  метод начал применять Г. Галилей  в физике. Научный эксперимент  предполагает следующие возможности:

– выделить изучаемое явление по ограниченному  числу параметров, относимых либо к самому явлению, либо к условиям его протекания;

– изолировать  его по всем другим параметрам, принимаемым  за несущественные;

–  варьировать  существенные параметры;

–  многократно  воспроизводить эксперимент вместе с его  условиями.

Ранее экспериментом  считали только воздействие на изучаемый  объект с помощью материальных средств (экспериментальных установок и  приборов).

С 90-х  годов ХХ века некоторые ученые используют понятие вычислительного, или математического  эксперимента (Н.Н. Моисеев и др.).  Более строго было бы называть это  модельным экспериментом с идеальной  логико-математической моделью. То же следует сказать о так называемых «мысленных экспериментах», они носят  преимущественно качественный характер.

Качественным  эксперимент называют, если он не включает процедуру измерения. Скажем, когда  речь идет о сравнительном анализе  по типу «больше» или «меньше». Пример – шкала Мооса для определения твердости материалов. Количественный эксперимент предполагает точное измерение всех существенных параметров. Для этого используется измерительная и регистрирующая аппаратура, а также методы математической обработки результатов. Когда говорят, что наука начинается с измерений, имеют в виду количественные эксперименты.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"