Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:04, контрольная работа
Вопрос № 1 Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения?
Вопрос № 2 Какие проблемы и направления сложились в философии Беларуси к началу XX века?
Вопрос № 3 В чем заключается специфика различных форм бытия?
Вопрос № 4 В чем особенность наблюдения, описания и измерения как эмпирических методов познания?
Весомым свидетельством в
пользу первичности и объективности
природы может служить то, что
физическое и умственное состояние
человека зависит от природных условий.
Если допустить какие-то даже не очень
существенные изменения в природе,
например, повышение или понижение
на несколько градусов средней температуры
на земле, незначительное сокращение содержания
кислорода в воздухе, это сразу
же создаст непреодолимые
Наконец, нельзя не сказать еще об одном качестве природного, а точнее, космического бытия. Известно, что в процессе своего существования человечество шаг за шагом - и надо сказать с огромными трудностями - овладевало тайнами природного мира. И сегодня на рубеже нового тысячелетия, несмотря на открытие законов, объясняющих причинно-следственные связи в окружающем человека мире, совершенные инструменты и приборы, созданные человеческим умом, во внешнем человеку мире, в том числе в космическом пространстве существует немало такого, что сейчас, а, возможно, и в далеком будущем останется недоступно человеческому интеллекту. Следовательно, при анализе природной формы бытия надо исходить и из того, что в силу своей первичности и объективности, в силу своей бесконечности и безмерности, природа или универсум в целом никогда раньше, а, следовательно, и в будущем не может быть охвачена не только восприятием, но даже человеческим воображением и мыслью.
Материальное бытие, произведенное человеком или, как его еще называют “вторая природа” - это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни.
“Вторая природа” или “второе бытие” - это тот вещественный мир, предметно-бытовой и производственный, который создан и используется для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей людей. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, - а порой и человечества - жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья).
Во взаимоотношениях между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы уже потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание “второй природы”. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального разрушения “первого” бытия. В настоящее время это проявляется в виде экологических проблем, порождаемых непродуманной или социально неконтролируемой деятельностью человека. Хотя “вторая природа” не может разрушить первое бытие, рассматриваемое в его космических измерениях, тем не менее земному бытию в результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый урон, который при известных обстоятельствах сделает физическое существование человека невозможным.
Подытоживая, можно сказать, что первая природа - это то, что существует вечно и без чего невозможно даже представить существование мира. Человек в этой системе - явление преходящее. “Вторая природа”, созданная им исключительно для обеспечения своего существования, имеющая в своей основе первую природу и обладающая по отношению к отдельному человеку вечностью, тем не менее является в космическом исчислении временно существующей и полностью зависит от пространственно-временного бытия человека.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие в силу той уникальности и специфичности, которая выпадает на долю человека и человечества в целом. Напомним, что человек как целостность - это единство физического, природного и духовного. Причем природное выступает первичной предпосылкой его существования. Однако без нормального функционирования в человеке его внутренней духовно-психической структуры человек как целостность неполноценен, и при определенных обстоятельствах он даже может “выпасть” из природного бытия. Никакая другая вещь или тело природного бытия не обладают такой особенностью.
Человеку присущи и другие особые свойства. Известно, что здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: “в здоровом теле - здоровый дух”. Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела. Подобных примеров в истории насчитывается бесчисленное количество.
Еще одна особенность человека - это сочетание в нем, правда, с учетом определенной специфичности, первой и второй природы. С первой природой все понятно, а вторую у него составляют мысли и эмоции, а в итоге человек выступает как отдельная вещь, которая мыслит.
Нельзя не коснуться такой
особенности человеческого
Необходимо упомянуть и о такой форме человеческого бытия, как индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие. Под духовным, не претендуя на охват всей его сущности, подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие - это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Такая форма духовного бытия существует и есть необходимость хотя бы кратко охарактеризовать самое важное в нем. Индивидуальное человеческое сознание - это прежде всего быстротечность происходящих в нем процессов и скрытость их от любого внешнего наблюдения. Поскольку носителем сознания является человек, то конкретные явления сознания возникают и исчезают попутно с жизнью и смертью отдельных людей. Хотя функционирование сознания неотделимо от существования тела, деятельности мозга и нервной системы индивида, но полностью его сводить к этому нельзя. Фрагменты сознания, конечно же, формируются в определенных областях человеческого мозга, но они не имеют постоянного “места прописки”, скорее всего они внепространственны, а мысли, образующиеся в процессе деятельности сознания, являются идеальными образованиями, или индивидуализированным духовным бытием. Составным и необходимым элементом сознания выступает бессознательное, которое есть не что другое, как неосознанное сознание. Процесс формирования сознания можно очень упрощенно представить так:1) попытка осознания, осмысления события или процесса; 2) сам процесс переработки, осмысления; 3) наконец, завершение этого процесса и получение результата в виде мысли или идеи. Бессознательное в этом процессе присутствует на втором этапе, когда уже кое-что есть, но это “кое-что” пока трудно выразить, поскольку оно полностью еще не осознано.
Индивидуализированное духовное
в определенной степени, хотя и не
очень значительной, связано с
эволюцией всеобщего бытия, в
целом же оно является относительно
самостоятельной формой бытия. Вообще
оно существует и дает о себе знать
благодаря тому, что есть другая
форма духовного бытия –
Предметно-вещественным проявлением
общечеловеческого духовного
Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, хотя и являются искусственно созданными, но без них существование человечества было бы невозможно.
Итак, подводя итоги, можно
сказать, что по содержанию, структуре
и формам проявления философское
понимание категории бытие
Вопрос № 4 В чем особенность наблюдения, описания и измерения как эмпирических методов познания?
Эмпирический метод научного познания включает в себя такие общенаучные методы познания, как наблюдение, описание, эксперимент, измерение и сравнение. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.
Научное
наблюдение есть целенаправленное и
организованное восприятие, основанное
на получении, переработке и синтезе
чувственных впечатлений
а) объект
или процесс недоступен (ввиду
удаленности, как в астрономии, либо
агрессивности среды, не позволяющей
использовать экспериментально-
б) экспериментальное вмешательство в исследуемый процесс изменяет его естественный ход (например, в социальных процессах, когда бывает предпочтителен метод «включенного наблюдения», или в ряде наблюдений квантово-механических эффектов и в других аналогичных ситуациях явного и существенного воздействия наблюдателя на наблюдаемый процесс).
Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:
– опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения;
– служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез;
– имеет обоснованный планомерный и организованный характер;
– является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения;
– использует специальные средства наблюдения – микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т.п., существенно расширяя тем самым область возможности наблюдения.
В наблюдении
активность субъекта еще не направлена
на преобразование предмета изучения.
Объект остается недоступным целенаправленному
изменению и изучению или сознательно
ограждается от возможных воздействий
с целью сохранения его естественного
состояния и это главное
Наблюдение
активно, что означает сознательный
поиск фактов, в котором ученый
руководствуется некоторой
Основные функции наблюдения – получение информации, проверка гипотез, сопоставление теоретических результатов по данным наблюдения с целью установления истинности как соответствия теории фактам наблюдения.
Наблюдения в науке интерсубъективны, что является условием достижения их объективности. Они могут носить непосредственный или косвенный характер. Особенность последних заключается в том, что исследуемые объекты представлены в науке через восприятие и фиксацию результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. В этом случае теоретическая нагруженность фактов становится вполне очевидной, ибо необходимо допустить существование закономерной связи между непосредственно ненаблюдаемым и теми эффектами, которые оно вызывает в наблюдаемом.
Эксперимент
отличается от наблюдения тем,
что в нем достигается прямое
взаимодействие с изучаемым
– выделить изучаемое явление по ограниченному числу параметров, относимых либо к самому явлению, либо к условиям его протекания;
– изолировать его по всем другим параметрам, принимаемым за несущественные;
– варьировать существенные параметры;
– многократно воспроизводить эксперимент вместе с его условиями.
Ранее экспериментом
считали только воздействие на изучаемый
объект с помощью материальных средств
(экспериментальных установок
С 90-х
годов ХХ века некоторые ученые используют
понятие вычислительного, или математического
эксперимента (Н.Н. Моисеев и др.).
Более строго было бы называть это
модельным экспериментом с
Качественным эксперимент называют, если он не включает процедуру измерения. Скажем, когда речь идет о сравнительном анализе по типу «больше» или «меньше». Пример – шкала Мооса для определения твердости материалов. Количественный эксперимент предполагает точное измерение всех существенных параметров. Для этого используется измерительная и регистрирующая аппаратура, а также методы математической обработки результатов. Когда говорят, что наука начинается с измерений, имеют в виду количественные эксперименты.