Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:04, контрольная работа
Вопрос № 1 Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения?
Вопрос № 2 Какие проблемы и направления сложились в философии Беларуси к началу XX века?
Вопрос № 3 В чем заключается специфика различных форм бытия?
Вопрос № 4 В чем особенность наблюдения, описания и измерения как эмпирических методов познания?
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Провозглашение
духовного равенства
Основным
же достижением Реформации стало
то, что она значительно
Вопрос № 2 Какие проблемы и направления сложились в философии Беларуси к началу XX века?
Важнейшие периоды становления философской мысли на территории Беларуси следующие: средневековая христианская философия (Х-XVI вв.), распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (XVI-XVII вв.); преобладание схоластической философии (XVII- первая половина XVIII вв.); распространение философии просвещения (вторая половина XVIII- первая половина XIX вв.); распространение народно-демократической идеологии (вторая половина XIX в.); развитие философской мысли в Советской Белоруссии; современный этап.
Начальный этап развития философских идей на территории современной Беларуси происходил ещё в доисторические (долетописные) времена и был связан с формированием основных элементов духовной культуры древнейшего населения нашей страны. Это была преимущественно мифологическая по своему характеру духовная культура, со всеми характерными для данного типа мировоззрения специфическими чертами. Вместе с тем есть основания предполагать, что на этом этапе уже сформировались, либо начали формироваться некоторые специфические черты белорусского менталитета и национального самосознания, сохранившиеся до наших дней.
Первые конкретные данные о характере духовной культуры общества на территории Беларуси появляются применительно к периоду христианизации белорусских земель – X – XII вв. Здесь развивается письменность, в первую очередь богословская. Известно о деятельности на территории Беларуси таких проповедников христианства, как Ефросинья Полоцкая, Кирила Туровский, Климентий Смолятич. Письменная духовная культура данного периода концентрировала основное внимание на религиозной проблематике и комментариях к Священному Писанию христиан. Есть основания предполагать, однако, что данная мировоззренческая ориентация была характерна исключительно для высокообразованной верхушки общества в период раннего средневековья, народный же менталитет имел иную, недоступную нам характеристику.
Всплеск в развитии философской мысли на территории Беларуси произошёл в эпоху Возрождения и Реформации – XVI – XVII вв. В этот период сюда проникают распространённые в Западной Европе гуманистические и протестантские идеи, что приводит к бурному развитию на белорусских землях религиозной критики и философско-полемической литературы. В то же время данный период отмечен формированием белорусской народности, которая обладала уже едиными специфическими ментальными, языковыми чертами.
Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490-1541). Он родился в Полоцке в купеческой семье. Окончил Краковский университет (1506), получив степень бакалавра свободных наук. Экстерном сдал экзамен в Падуанском университете (1512) и стал доктором лекарских наук. В дальнейшем он предпринял издание переведенных им на свой родной язык библейских книг, которые сопроводил своими предисловиями и послесловиями.
В Библии
Скорина видел важнейший
С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации — антитринитаризма (от латинского trinitas – троица; противники догмата о Троице, о сущности трех ипостасей Бога) — был Сымон Будный (1533-1593). Он издал на белорусском языке «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. По существу он занялся пересмотром и критикой священного писания. Он отверг догмат о божественной природе Христа, называя «вздором софистов» утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взгляды С. Будного уже в 70-х годах XVI в. стали известны далеко за пределами Речи Посполитой. Они стали предметом полемики в среде западноевропейских реформаторов.
Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629--1680) оставил значительный след в истории белорусской и русской культуры. В мировоззрении С. Полоцкого христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими. Он полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах — материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Насчет познания Полоцкий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализму: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой.
Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество В. Дунина-Марцинкевича (1807-1884 гг.). Он полагал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом способна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину и изображала бы идеальное состояние жизни, простые и доброжелательные отношения. Он проповедовал братское единство людей, простоту и «естественность» жизни согласно многовековым патриархальным традициям, противопоставляя их сложности, нравственному хаосу и взаимной вражде, царящим в городе. Белорусский язык Дунин-Марцинкевич считал крестьянским, простонародным. Беларусь не представлялась ему самостоятельной в национальном отношении. Ценность ее он видел в сохранении лучшего из минувших времен. Культурное своеобразие Беларуси определяется для Дунина-Марцинкевича синтезом двух культур — дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая — самобытность. Это единство должно определять, по мнению Дунина-Марцинкевича, характер новой белорусской культуры.
Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края (Северо-Западный край в России XIX – начале ХХ вв. состоял из шести губерний: Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской) были деятельность К. Калиновского (1838-1864), издававшего «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения; народнических групп и газеты «Гомон», творчество Ф. Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851-1897); распространение марксистских идей. В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нiва», большевистская газета «Зеезда», литераторы Тетка (1876-1916), Я. Купала (1882-1942), Я. Колас (1882- 1956), сторонники идеи национальной автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещат, Бурбис), большевистские пропагандисты и организаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников.
В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдзираловича (Канчевский И. В., 1896-1923) «Адвечным шляхам». В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны «свои белорусские формы жизни», но при этом следует избегать «белорусского мессианизма». В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. «Истинной основой жизни может быть только творчество». Свободная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.
Общественно-политическая и философская мысль ХІХ – начала ХХ вв. отразила особенности национально-освободительного движения в Беларуси, процесс формирования белорусской нации, национального самосознания и национальной идеи. Калиновский, Богушевич, Купала, Колос, Богданович создают, пропагандируют и отстаивают идею национальной и социальной свободы. В.Ластовский предлагает теорию кривского происхождения белорусов, Абдиралович создает культурологическую концепцию белорусского народа. Центром интеллектуальной жизни, просветительства и национального возрождения становится “Наша Нива”. Этот процесс был прерван уже в 20-е годы сталинскими репрессиями. Свободное развитие национальной идеи было заменено большевистской идеологией и марксистско-ленинской философией.
Таким образом,
краткий обзор истории
1)интеллектуализация
духовной жизни на
2)развитие
общественно-политической и
3)христианское
влияние и реалии политической
жизни Беларуси обусловили
4)история
белорусской философской и
Вопрос № 3 В чем заключается специфика различных форм бытия?
В наше время бытие трактуется
как философская категория для
обозначения реально
Формы человеческого бытия можно представить так:
- бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии материальное бытие, созданное человеком;
- материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
- духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
Кроме этих форм бытия существует еще социальное бытие, или бытие общества.
Природное бытие - это материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характернейшей особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, как известно, сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития.
Еще один аргумент в обоснование незыблемости существеннейших качеств природного бытия заключается в том, что, несмотря на появление человека, его сознательную деятельность и воздействие на природу (нередко разрушительную), человечество и сейчас, подобно тому как и тысячи лет назад, в самом главном, в том, что касается основ его существования, продолжает зависеть от природных явлений.