Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:10, контрольная работа
Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность…
Энтропия. Принцип возрастания энтропии.
Концепция пространства и времени.
Принцип симметрии. Симметрия в природе.
(стр.173)
«Все сведения и представления о формах поступают через глаза или в ответ на раздражения, воспринимаемые непосредственно сетчаткой, или в ответ на их более слабые вторичные воздействия и отражения. Другие органы чувств могут только вызывать ощущения о чем-либо, не являющемся истиной и на основе которых не может быть сформировано верное представление».
(стр.173)
«Мы все периодически спим. Это не является неизбежной физиологической необходимостью, в какой-либо большей степени, чем периодическая остановка машины, как необходимое условие ее работы. Это просто условие, постепенно налагаемое на нас суточным вращением земного шара…».
(стр.175-176)
«Когда ребенок рождается, его органы чувств вступают в контакт с внешним миром. Звуковые, тепловые, световые волны бьются о его слабое тело, его чувствительные нервные волокна трепещут, мышцы послушно сокращаются и расслабляются: вдох, выдох, и этим актом удивительная маленькая машина непостижимой чувствительности и конструктивной сложности, не похожая ни на что иное на Земле, включается в круговорот Вселенной.
Маленький механизм
работает и растет, совершает всё
более и более сложные
(стр.179)
«Что приготовило будущее для этого удивительного существа, рожденного с тленным телом, тем не менее бессмертного, с его ужасными и божественными возможностями? Может ли Человек управлять этим самым грандиозным из всех процессов в природе, внушающим благоговейный трепет? Может ли он обуздать ее неисчерпаемые энергии, чтобы они выполняли все свои функции по его приказу? Более того, может ли он настолько усовершенствовать средства управления, чтобы приводить их в действие своим волевым усилием? Если бы можно было этого достичь, он имел бы почти неограниченные и сверхъестественные возможности. По его команде, всего лишь после легкого усилия с его стороны, старые миры исчезали бы,а новые, запланированные им, зарождались. Он мог бы фиксировать, уплотнять и сохранять эфирные образы своего воображения, скоротечные видения своих грез. Он мог бы выразить все творения своего сознания в любом масштабе в конкретных и вечных формах. Он мог бы изменять объем нашей планеты, управлять временами года на ней, направлять ее по любой траектории, которую изобретет, в глубинах Вселенной.
Он мог бы заставить планеты сталкиваться и создавать свои солнца и звезды, свою теплоту и свет. Он мог бы зарождать и развивать жизнь во всех ее бесконечных формах.
Создавать и уничтожать материальную субстанцию, заставлять ее собираться в формы в соответствии с его желанием было бы высшим проявлением могущества сознания Человека, его полным триумфом над физическим миром, венцом его подвигов, который дал бы ему место рядом с Творцом и осуществил бы его изначальное предназначение».
(стр. 180-181)
«Материальный,
а также интеллектуальный прогресс человечества
впадает во всё большую зависимость от
сил природы и энергии,
которые он ставит себе на службу, хотя,
строго говоря,количество
потребляемой энергии не является надежным
критерием благосостояния и просвещенности,
оно заслуживает доверия в качестве индикатора
степени безопасности, благополучия и
комфорта, без которых род человеческий
всё в большей мере подвергался бы страданиям,
испытывал всё большую нужду, а цивилизация
могла бы погибнуть».
(стр.364)
«Это действительно странно, что мы, существа, достигшие высшего уровня развития в этом уникальном мире, существа с такими беспредельными способностями к мышлению и действию, находимся во власти невидимых враждебных нам сил, что нам не дОлжно знать, доставит ли нам глоток пищи и питья удовольствие и продление жизни или принесет страдание и приблизит гибель».
(стр.413)
«Когда много
людей находятся в тесной близости,
дружественное окружение и
(стр.462)
«Свежие мысли
и представления возникают
(стр. 488)
«Человеческий
мозг со всеми его удивительными
возможностями и мощью
(стр.510)
«Наши органы чувств также несовершенны и обманчивы. Поскольку жизнь воспринимается нами как ряд быстро чередующихся картин, многие наши восприятия представляют собой лишь иллюзию чувств, оторванную от реальности. Человек одерживал величайшие победы, когда его сознанию удавалось освободиться от обманчивого представления».
(стр.510)
«Хотя интеллект каждого из индивидуумов дополняет друг друга, а наука и практика постоянно устраняют ошибки и неверные представления, большая часть нашего сегодняшнего знания всё еще несовершенна и недостоверна».
(стр.511)
«…Мы являемся
всего лишь автоматами, действующими
в соответствии с внешними воздействиями,
автоматами бесправными и
(стр.535)
«Тем не менее много
лет тому назад я обратил внимание на вероятность
того, что в конечном счете мы сможем преуспеть
не только в безошибочном чтении мыслей,
но и в точном воспроизведении любого
мысленного образа. К этому можно прийти
путем анализа сетчатки, которая является
инструментом передачи воздействий на
нервные центры и способна также служить
индикатором происходящих внутри мысленных
процессов. Очевидно, когда виден объект,
осознание внешней формы может происходить
исключительно благодаря тому обстоятельству,
что те колбочки и палочки сетчатки, на
которые падает отражение, подвергаются
иному воздействию, чем
остальные. Не будет слишком рискованной
гипотеза, допускающая, что визуализация
сопровождается рефлекторным (зеркальным)
воздействием на сетчатку, которое можно
обнаружить с помощью соответствующих
приборов. Таким образом, в будущем может
быть вполне вероятным также и проецирование
рефлекторного (зеркального)
изображения на экран, и совершенствуя
принцип, лежащий в основе движущихся
картин, непрерывную игру мысли можно
сделать видимой, записывать и воспроизводить
по желанию».
(стр.535)
«Жизнь индивидуума коротка и полна ошибок, человечество же в общем бессмертно и непогрешимо».
(стр.549)
Аннотация
Вернадский рассматривает
человека как существо сильное, способное
повлиять на свою судьбу. Считает, что,
обладай бы человек возможностью
автотрофного питания, то тогда не было
бы такого объекта или явления, которое
нельзя было бы направить на пользу
и ускорение эволюционного
Фрагменты произведений.
Источники:
1) Вернадский, В.И.. - Автотрофность человечества. - М.: Педагогика-Пресс, 1993 г., 15 стр.
2) Вернадский, В.И.. - Проблема Времени, Пространства и Симметрии. 1920-1942 - (210-296)
1:
«Человек, несомненно,
неразрывно связан с живым веществом,
с совокупностью организмов, одновременно
с ним существующих или существовавших
до него. Прежде всего он связан с ними
своим происхождением.
Как бы далеко мы ни углубились в прошлое,
мы можем быть уверенными, что встретим
в нем живые поколения, несомненно генетически
связанные одни с другими».
(стр.283)
«Человек связан с этим целым еще благодаря питанию. Эта новая связь, как бы она ни была тесна и необходима, совсем иного порядка, чем непрестанное чередование поколений живых существ ..Эта связь не есть тот глубокий природный процесс неизменный и необходимый для жизни, который выражен принципом Реди».
(стр.285)
«В настоящее время основным фактом жизни являются неизбежность и возможность, свойственная человеку, строить и поддерживать существование и неприкосновенность своего тела только усвоением других организмов или продуктов их жизни. Химические соединения, созданные таким путем в земной коре, ему нужны и необходимы для его существования, но человеческий организм не может их сам производить. Он должен их искать в окружающей среде, уничтожать другие существа или использовать их биохимическую работу. Он умирает, если не находит в земной коре других живых существ, которыми мог бы питаться. Очевидно, что вся жизнь человека, весь его социальный уклад в течение всего хода истории определяются этой необходимостью. В конце концов именно это неукротимое стремление управляет миром человека, строит и всю его историю, и все его существование».
(стр.285)
«Человек - животное общественное, гетеротрофное. Он может существовать лишь при условии существования других организмов, именно зеленых растений. Однако его существование на нашей планете резко отличается от существований всех других организованных существ. Разум, его отличающий, придает живому веществу удивительные черты, глубоко изменяет его действие на окружающую среду».
(стр.289)
«Человек глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую среду. Это различие, которое было велико с самого начала, стало огромным с течением времени. Действие других организмов почти исключительно определяется их питанием и их ростом.<…> Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы . Но масса всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые проявления в живой природе его обитания и его размножения сравнительно почти равны нулю. <…> Совершенно очевидно, что проявление такой живой массы в масштабе геологических явлений ничтожно.Разум всё изменяет. Руководясь им, человек употребляет все вещество, окружающее его, - косное и живое - не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека».(стр.290)
2:
«Огромный рост
человеческого сознания, интенсивное
его проникновение в окружающее, какое
переживается в настоящее время, есть
столь же мало случайное явление, как всякое
другое явление окружающей нас природы.
Это есть такой же эмпирический факт, как
все прочие эмпирические факты, и так же,
как
они, [он] может войти в эмпирические обобщения
или может получить в отвлеченной форме
научное объяснение».
(стр.216)
«Между тем бессознательность
этого вхождения есть эмпирический факт.
И этот факт особепно ярко указывает нам
на то, что ход развития человеческой мысли
вполне аналогичен естественным процессам,
т. е. совершается не по законам человеческой
ло-
гики, а по своим неведомым и непредвидимым
нами путям».
(стр.221)
«Область анализа более широка, чем область геометрии, и охватывает все, что
охватывает мышление и речь. Мыслящий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление».