Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:09, реферат
Учеником Фалеса был Анаксимандр, которого называют первым европейским учёным. У Анаксимандра учился Анаксимен. Ученик Анаксимена Анаксагор уже не был в отличие от своих предшественников родом из Милета, к тому же он переселился в Афины, став через посредство своего ученика Архелая учителем
Сократа и, тем самым, родоначальником целой плеяды знаменитых философов, живших и творивших в Афинах, ставших культурным центром Древней Греции.
Поэтому, говоря о милетской школе философии, имеют в виду лишь трёх её представителей – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, близких друг к другу не только происхождением из одного города, но и тематикой своих изысканий, оставляя в стороне их идейных последователей, развивавших их мысли в более позднее время на уже более значительном уровне развития философии. Таким образом, выражаясь образно, заслуга Фалеса заключается в том, что он не был блестящим одиночкой подобно метеору, пролетевшему яркой точкой по небу и скрывшемуся из глаз, но был подобен роднику, с которого берёт начало ручеёк, ставший одним из истоков древнегреческой, а в более широком плане – европейской, философии.
1. Рождение европейской философии.
2. Что есть всё?
3. «Мир полон богов»
4. Заслуги философов из Милета
Во всяком случае,
заслуги Анаксимандра как одного
из основателей европейской
По иному было в древности. Мыслители того времени или вовсе не упоминали имени Анаксимандра, или выступали с критикой его идей. Как и в случае с
Фалесом, первым критиком Анаксимандра стал его ученик Анаксимен. Так получалось, что представитель каждого нового поколения философов пересматривал положения своих предшественников и на их основе создавал что- то своё собственное. Анаксимен был поборником простоты, первым стал излагать философские идеи не вычурными стихами, понять которые мог далеко не каждый, а безыскусной и всем доступной прозой. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первовещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не апейрон, который никто и никогда не видел. Анаксимандр напрасно изобретал что-то несуществующее, первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух. Находясь в однородном и недвижимом виде, воздух, как и апейрон Анаксимандра, неосязаем. Но стоит ему прийти в движение, и мы ощутим его в качестве ветра. Стоит ему преобразоваться в другие вещества, и он становится виден.
Именно из-за
неосязаемости воздуха, его схожести
с абстрактным апейроном, скорее всего,
Анаксимен и признал его первоосновой
всех вещей. Кроме того, он мог руководствоваться
такими соображениями, что воздух – самый
распространённый и самый подвижный элемент.
Земля, огонь и вода являются только как
бы островками, со всех сторон окружёнными
воздушным океаном, который, кроме того,
заливает собой все пустые промежутки,
проникает во все поры другого вещества
и омывает его отдельные частицы. Да и
животные с растениями не могут жить без
воздуха.
Вращение небесных тел, которое Анаксимандр называл причиной возникновения всех вещей, Анаксимен признавал («небо – это вращающийся свод» ), хотя и считал его вторичным, говоря, что «светила совершают повороты, отбрасываемые вспять сжатым и сопротивляющимся воздухом». Непонятно только, почему светила движутся по кругу, а не взад-вперёд. Впрочем, это не единственное противоречие, которое породил в своих изысканиях Анаксимен.
Очевидно лишь
то, что он на первый план выдвигал понятия
разреженности и плотности
Процесс образования из воздуха облаков, а затем и земли сходен, по его мнению, с валянием шерсти, из которой образуется войлок. Идея плотности – большая заслуга Анаксимена, воспринятая современной наукой. Следует напомнить, что Анаксимандр видел различие между четырьмя основными элементами в размере и весе составляющих их однородных частиц. Современная физика же, вслед за Анаксименом, считает, что газы, жидкости и твёрдые тела различаются друг от друга по расстоянию между составляющими их частицами
(атомами, молекулами),
то есть по их плотности.
Но предвидение Анаксимена
Анаксимен пересмотрел также взгляды Анаксимандра на место земли во
Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Ученик ото всего этого отказался. Земля в мире не одна, есть ещё твёрдые тела (то есть состоящие из земли, по терминологии того времени) помимо неё. Правда, либо взгляды самого Анаксимена по данному вопросу были не совсем ясными, либо пересказчики его идей не смогли в них разобраться. Согласно одним из них, он вслед за Фалесом считал, что «и Солнце, и Луна, и прочие звёзды берут начало и происходят из земли…. Солнце – это земля, но только от стремительного движения она ещё и преизрядно нагрелась». Согласно другим, Солнце, Луна и звёзды состоят из огня, как думали и все остальные мыслители, но «в пространстве светил имеются также землистые образования, которые круговращаются вместе с ними». Если верным является второй пересказ, то взгляды Анаксимена на устройство Вселенной были схожими с принятыми современной астрономией: Солнце и звёзды находятся в состоянии плазмы, а вокруг них вращаются планеты, представляющие собою твёрдые тела.
Первое же предположение является неверным с научной точки зрения, но всё равно смелым. Отсюда было недалеко и до мысли, что есть и другие миры и что человечество не одно во Вселенной. Но раз земля не одна, значит, все небесные тела не могут находиться в центре Вселенной и быть равноудалёнными от её концов. Что же их поддерживает, если нет равнодействия сил тяготения?
Все небесные тела, по мнению Анаксимена, плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его…, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен. В подтверждение своей мысли Анаксимен приводил много примеров, доказывающих, что запертый и неподвижный воздух способен выдерживать большую тяжесть.
Стоит ли комментировать?
Всё угадать невозможно. Делая
гениальные предположения в одном
(наличие множества твёрдых
Отказался Анаксимен и от мысли о существовании противоположных физических свойств. Он, например, не проводил резкого различия между горячим и холодным, считая оба эти свойства присущими одной и той же материи. «Не следует признавать субстанциальности ни за холодным, ни за горячим, но
[должно рассматривать
их] как переменные состояния
общей материи, возникающие
– повышением. Только
взаимосвязь представляется обратной:
тепловые явления вызваны скоростью
движения частиц (молекул, атомов), снижение
скорости означает похолодание, сопровождается
конденсацией и кристаллизацией
вещества, рост скорости приводит к
выделению тепловой энергии, плавлению
и испарению. Но всего этого Анаксимен
ещё знать не мог, хотя его мысль
и двигалась в верном направлении.
Следует остановиться ещё на одном моменте. Будучи философом в третьем поколении (идейно, по возрасту, но не генетически), Анаксимен мог обойтись без мифологического наследия, используя лишь идейное наследие предшествующих ему исследователей природы. В мифах нет параллелей его идеям, ни один миф, например, не считал прародителем всего сущего воздух.
Разумеется, его
схема возникновения и существования
материального мира не была научной, доказанной
опытным путём. Но она была плодом рационального
осмысления окружающего мира.
Современные исследователи не жалуют Анаксимена, считая, что его идеи были шагом назад от Анаксимандра к Фалесу. Ему ставят в вину отказ от многих положений Анаксимандра, что он считал Землю плоской как лист, а не цилиндром наподобие барабана. Хотя вообще непонятно, чем цилиндр лучше листа, ведь ни тот, ни другой не соответствуют действительной шарообразной форме Земли, то есть не угадали оба мыслителя. Их воззрения отличались друг от друга лишь мнением о толщине плоской Земли. Обвиняют Анаксимена в возврате к мысли Фалеса о существовании опоры для Земли. Но такова была логическая плата за признание существования других твёрдых небесных тел.
Обвиняют, что он заменил абстрактный апейрон, более подходящий к принятому ныне тоже абстрактному термину «материя», на реальный воздух, что он давал неверные объяснения многим астрономическим и метеорологическим явлениям.
Многие обвинения
безосновательны, говоря о других ошибках
Анаксимена, не следует забывать об
его огромном вкладе в развитие философии
и естествознания. Ему принадлежит
идея перехода количества в качество,
он смог верно объяснить различие
между четырьмя основными элементами,
утверждал, что Земля – не единственное
твёрдое тело во Вселенной, что горячее
и холодное – это не противоположности,
но лишь разные состояния одного и
того же вещества. Сами противоречия в
его учении служили на пользу развития
философии, позднейшие мыслители, пытаясь
преодолеть их, добивались значительных
результатов. Например, Анаксимен, вслед
за своими учителями, утверждал, что
материя-воздух бесконечна в пространстве,
она объемлет собою весь мир и
помимо неё ничего не существует. Но
тогда за счёт чего материя способна
разрежаться и как она может
уплотняться? Ответ на этот вопрос смог
дать Левкипп, открывший существование
пустоты (небытия) наряду с материей, которая
именно за счёт неё может расширяться.
Что было дальше? В поисках первовещества мыслители перебрали почти все из
4 основных элементов. Фалес считал им воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр
– нечто среднее между всеми ими, живший и творивший позднее, на грани VI и
V веков до н. э. Гераклит Эфесский – огонь. Лишь твёрдой земле, как элементу малоподвижному, не удалось обзавестись своими поклонниками.
Делались и попытки найти комбинированное решение, признать, что существует не одно, но два первоначала. Ксенофан в качестве их принимал землю и воду,
Еврипид – эфир и землю. Но ни одна точка зрения не возобладала, первоэлемент найти так и не удалось. Поэтому уже в V в. до н. э. одни мыслители вовсе отказываются от его поиска, считая, что единственного первоэлемента не существует. Эмпедокл заявляет, что все 4 элемента являются первыми и существующими испокон веков, ни один из них не происходит от другого, они могут лишь смешиваться между собой и снова разъединяться. А
Анаксагор пошёл
ещё дальше, утверждая, что элементов
даже не четыре, а бесчисленное множество.
Другие же мыслители переключают
своё внимание на иные вопросы, ломают
голову над тем, почему материя движется
и принимает те или иные формы,
кто ей движет. В этом они ищут
разгадку устройства мира.
Что можно сказать с высоты дня сегодняшнего? Любой химик сейчас скажет, что единственного первоэлемента, являющегося источником всех других вещей, быть не может. Деление на твёрдые тела, жидкости, газы, плазму оказалось не основным. Не оно лежит в основе мироустройства. Жидкая вода может превратиться в твёрдый лёд, но не может стать, например, металлом. Процессы замерзания, плавления, конденсации и испарения не могут объяснить всё многообразие мира. Современная наука пошла по пути, указанному не философами из Милета, а Анаксагором, - что первоэлементов множество. Д. И.
Менделеев свёл их все в периодическую таблицу, в которой в настоящее время насчитывается 105 химических элементов, к тому же считается признанным, что природа не перестаёт творить, могут появиться ещё новые элементы. Но ни в коем случае нельзя утверждать, что все усилия, потраченные Фалесом,
Анаксимандром
и Анаксименом на поиск первовещества,
были ненужными и бессмысленными. Отнюдь.
Во-первых, они пробудили интерес к естествознанию,
к изучению природы. Без множества исследователей,
пытавшихся объяснить мир, не было бы таблицы
Менделеева. Не набив шишек, нельзя было
получить верный результат. Во-вторых,
мыслители из Милета стали зачинателями
европейской философии – системы рационалистических
воззрений на мир. Они не просто рисовали
картину мира такой, какой она им представлялась,
но и пытались обосновать свои суждения
с помощью разумных доводов. Сознание
начинает освобождаться из плена мифов,
появляется идея аргументации «от природы»,
развивается система отвлечённых понятий.
Так что умственный труд милетских философов
вовсе не пропал даром.
3.
«Мир полон богов»
Закончив рассмотрение
взглядов милетских философов на
бытие, на материю, следует перейти
к вопросу о том, что они
думали о сознании, о душе и богах.