Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:09, реферат
Учеником Фалеса был Анаксимандр, которого называют первым европейским учёным. У Анаксимандра учился Анаксимен. Ученик Анаксимена Анаксагор уже не был в отличие от своих предшественников родом из Милета, к тому же он переселился в Афины, став через посредство своего ученика Архелая учителем
Сократа и, тем самым, родоначальником целой плеяды знаменитых философов, живших и творивших в Афинах, ставших культурным центром Древней Греции.
Поэтому, говоря о милетской школе философии, имеют в виду лишь трёх её представителей – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, близких друг к другу не только происхождением из одного города, но и тематикой своих изысканий, оставляя в стороне их идейных последователей, развивавших их мысли в более позднее время на уже более значительном уровне развития философии. Таким образом, выражаясь образно, заслуга Фалеса заключается в том, что он не был блестящим одиночкой подобно метеору, пролетевшему яркой точкой по небу и скрывшемуся из глаз, но был подобен роднику, с которого берёт начало ручеёк, ставший одним из истоков древнегреческой, а в более широком плане – европейской, философии.
1. Рождение европейской философии.
2. Что есть всё?
3. «Мир полон богов»
4. Заслуги философов из Милета
Фалес объяснял
водные испарения. 4) Сперма всех живых
существ жидкая, то есть все животные
берут начало из влаги.
Однако помимо житейских наблюдений Фалес в своих умозаключениях руководствовался также и мифологической традицией. В ней заключались его идейные корни. 5) Ещё Гомер считал Океан «прародителем богов», от этого божества воды, которого он понимал не только как седобородого старца, но и как олицетворение всей гидросферы Земли, совокупность океанов, морей, рек и ручейков, происходит всё существующее в мире. С одной стороны, между
Океаном Гомера и водой Фалеса огромное сходство, чуть ли не тождество, но, с другой, - и большое различие. У обоих мир возникает из воды, только у
Гомера она
предстаёт в виде персонифицированного
божества, а Фалес переводит миф
на язык общих понятий. Его вода –
не столько определённое божество (об
этом речь ещё пойдёт дальше), сколько
физическая субстанция, материя, заполняющая
собой всё мировое
Вслед за египетскими
мифами он считал, что Земля плоская
как блин и плавает на воде как
дерево или корабль. Солнце, вращаясь
вокруг Земли, ночную часть пути проделывает
под водой; солнечный бог Ра погружается
в ладью и в ней возвращается
к месту восхода. Из этого делался
вывод, что сами боги рождаются из
влаги и ею питаются, а тот факт,
что Земля покоится на воде, свидетельствует
о старейшинстве воды, что она
является первоначалом всех вещей. Колебаниями
водной опоры Фалес также объяснял
землетрясения.
Большое значение имеет то обстоятельство, что положения Фалеса не превратились в догму, в которую можно верить или не верить, а послужили началом дискуссии о первооснове мира. Критическое отношение к чужим мнениям, желание пропустить их через призму собственного сознания – большое достижение греческой философии. Первым спорщиком стал ученик и друг Фалеса
Анаксимандр. Многие положения его учителя не могли его устроить, он их переосмыслил и первым из европейцев решился написать и обнародовать свои познания о природе. Суть учения Анаксимандра о первооснове всех вещей можно свести к следующему: ни один из видимых четырёх элементов не может претендовать на звание первоосновы. Первоэлементом является находящийся вне восприятия наших органов чувств апейрон ((( ((((((( - «бесконечное»), вещество, среднее между огнём, воздухом, водой и землёй, в котором содержатся элементы всех этих веществ. В нём заключаются все свойства других веществ, например, тепло и холод, в нём едины все противоположности
(позднее Гераклит
развил это положение
Неотъемлемым свойством апейрона является бесконечное движение, в первую очередь круговращательное. В качестве примера круговращательного движения древним представлялась смена дня и ночи, объясняемая ими как вращение солнца, луны, звёзд вокруг Земли. Под влиянием этого вечного движения бесконечный апейрон разделяется, противоположности выделяются из существовавшей ранее единой смеси, однородные тела движутся друг к другу.
Самые крупные и тяжёлые тела при вращательном движении устремляются к центру, где сбиваются в комок, так образуется находящаяся в центре
Вселенной Земля. Она недвижима и находится в равновесии, не нуждаясь ни в каких подпорках, так как равноудалена от всех точек Вселенной (у Фалеса
Земля опирается на воду. Но тогда возникает вопрос, на чём покоится вода, и вопрос об опоре становится неразрешимым. Анаксимандр же попросту устраняет данный вопрос). В подтверждение своей мысли Анаксимандр приводит два примера: 1) если поместить просяное зерно в надувной пузырь, а затем надуть его, то зерно окажется неподвижным во взвешенном состоянии в центре пузыря;
«так и земля,
испытывая толчки воздуха со всех
сторон, пребывает неподвижно в состоянии
равновесия в центре [космоса]». 2) Если
к одному времени привязать верёвки и
тянуть их с равной силой в разные стороны,
то тело окажется недвижимым. Таким образом,
Анаксимандр как бы предвосхищает закон
всемирного тяготения, понятие тяжести
для него вовсе не означало падение вниз.
Более лёгкие частицы воды, по мнению Анаксимандра, ранее окутывали Землю единым водяным покровом, который в настоящее время значительно уменьшился вследствие испарений. Воду опоясал воздушный слой, которую в свою очередь обняла собой огненная сфера. Последняя не представляет собой единого целого, так как раздробилась в силу круговращения. Такова картина мироздания. Кроме того, всё материальное обречено на гибель вследствие всё того же вечного движения. Невозникшей и неуничтожимой Анаксимандру представлялось только первовещество апейрон, из которого всё возникло и в которое всё должно вернуться. Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определённые промежутки времени мир поглощается окружающим его беспредельным началом, а затем возникает вновь. Позднее стоики, унаследовавшие многие положения учения
Анаксимандра
через посредство Гераклита, добавили,
что Вселенная через
По утверждению П. Таннери Анаксимандр был естествоиспытателем, строящим представление о космосе, основываясь на природных законах. Он, подобно физикам Нового времени, вывел картину мира, осмысливая простые опытные модели, обобщая модель центробежного движения. Только, в отличие от учёных
Нового времени,
он располагал меньшими опытными данными,
которые ему пришлось возмещать
гениальными догадками[14]. Впрочем,
учение Анаксимандра аналогично гипотезе
Канта – Лапласа о
Однако, как и Фалес, Анаксимандр не был свободен от мифологических корней, от идейного наследия своего времени. Как в учении Фалеса о происхождении мира налицо параллели с мифом, изложенным в «Илиаде», так и учение Анаксимандра сходно с космогонией только не Гомера, а с «Теогонией»
Гесиода. Апейрон имеет свой аналог, как вода Фалеса – божество Океан, им является Хаос, первоэлемент, существовавший тогда, когда кроме него ничего ещё не было, из которого происходит всё остальное. Хаос – это беспорядочная смесь, из которой впоследствии выделяются боги и элементы, приводя мир в порядок. Из Хаоса рождаются Гея (Земля), Тартар (недра Земли), затем бог любви Эрос, Ночь и Эреб (мрак), День и Эфир (свет), Уран (небо), горы, моря, Океан. Но Анаксимандр не просто видоизменяет схему происхождения мира, изложенную Гесиодом, он её творчески перерабатывает, вводя совершенно новые положения. У Гесиода все вышеперечисленные понятия персонифицированы, это всё божества, имеющие своё личное имя. Есть божества мужские, есть божества женские, они, как люди, друг от друга производят потомство. Вопрос о том, что думал Анаксимандр о богах, мы затронем позже. Пока же следует заметить, что все описываемые им элементы – огонь, воздух, вода, земля – это порождения апейрона, они материальны, а не человекоподобны. У Гесиода одно поколение богов сменяет другое, апейрон Анаксимандра вечен. Вообще,
Анаксимандр первым приходит к мысли о том, что материя существует вечно во времени и бесконечно в пространстве. Следует сказать, что греческое слово
«(( (((((((» означает «бесконечное», милетский мыслитель использовал его не в качестве имени существительного, но как имя прилагательное, эпитет для первовещества, каким нам представляется материя. Другая заслуга
Анаксимандра
в том, что он первым уделил большое
внимание движению как причине преобразования
материи вместо описания природы
как статичной, неподвижной. Этим он
заложил основы дальнейшего развития
греческой философской мысли. Если
мыслители милетской школы
Ещё больше сходства можно обнаружить у Анаксимандра с некоторыми из космогонических учений орфиков. Например, Орфею, установителю особого вероучения и религиозных обрядов и учредителю названной по его имени секты, приписывали взгляд, что «сначала был вечный, беспредельный, нерождённый
Хаос, из которого возникло всё. Этот Хаос … - не тьма и не свет, не влажное и не сухое, не тёплое и не холодное, но всё вместе смешанное; он был вечно, единый и бесформенный». Потом случайно, само по себе происходит разделение единой и более чистой материи на 4 элемента. Далее, согласно воззрениям некоторых из орфиков, вследствие веса и плотности, под действием тяжести земля удалилась вниз как осадок. Вслед за ней стекла вниз вода и всплыла над землёй. Самое верхнее место занял огонь или эфир, а между ним и Землёй образовался воздух. То есть всё мироздание предстаёт в качестве слоёного пирога, созданного из 4 элементов. Другие орфики пришли к мысли о концентричности мироздания. Согласно им, верховный бог Зевс охватил «всё вокруг неизречённо-огромным эфиром, в середине его – небо, в нём – Земля безграничная, в нём – море». То есть получилась почти такая же картина, как у Анаксимандра, только последний поменял местами твёрдую землю и жидкую воду. Хотя уровень водоёмов и ниже уровня суши, но все они имеют твёрдое дно. Таким образом, Анаксимандру вовсе не нужно было самому изобретать все составные части своего учения о мире, можно было заимствовать целые блоки из идейного наследия предшествующих теологов, лишь прилаживая их друг к другу, создавая из них единое целое и отсекая оказывающиеся ненужными лишние части. За бортом оказались не прельстившие «фисиолога» рассуждения о душе, о мистериях, длинная и запутанная история о происхождении богов.
Кстати, из орфического колодца мудрости черпали воду и другие современные
Анаксимандру
мыслители: Ферекид, Пифагор, Ксенофан,
Эмпедокл.
М. Д. Уэст, занимавшийся
поиском аналогов концепции Анаксимандра
в космологических построениях
народов Востока, заявил, что данный
мыслитель заимствовал из них
ряд положений. Идея единства и борьбы
противоположностей вполне может восходить
к дуализму иранской религии, в которой
два близнеца добрый бог Ормузд и
злой Ариман рождаются из семени воплотившегося
в ограниченный твердью космос Времени,
а затем ведут между собой
борьбу по правилам, установленным Временем.
У Анаксимандра также противоположные
вещества (огонь и земля) и свойства (тёплое
и холодное) выделяются из единого апейрона.
Опять же, налицо как сходство, так и различие.
Иранцы в качестве противоположностей
подразумевали религиозно-этические понятия
вселенского добра и зла, мыслитель из
Милета – чисто физические субстанции
и их свойства. Как и в случае с Хаосом
Гесиода, мифологические предания, изыскания
теологов служат отправной точкой, с которой
начинается полёт мысли греческого исследователя.
Он оказывается в состоянии синтезировать
по своему выбору отдельные положения
как греческой, так и восточной мифологии,
переосмыслить доставшееся ему идейное
наследие и применить его к своей тематике
– исследованию природы, возможно, используя
метод аналогии.
Ещё один пример
заимствования Анаксимандром
В настоящее
время исследователи по-
Анаксимандра. Одни
считают его первым европейским
учёным, Лапласом древности, другие –
синтезатором мифологического наследия
и творцом своеобразного
Сиросского. Суждения расходятся по вопросу о том, что было главной основой построений Анаксимандра – наблюдения за природой или переосмысление мифов?
Вероятно, свою роль сыграли оба эти источника знаний греческого мыслителя.