Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:51, контрольная работа
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности.
Введение..................................................................................................3
1. Философия и её предмет …………………………………………4
2. Функции философии …………………….......................................11
Заключение……….. ………………………….....................................24
Список используемой литературы………………………................25
2)
квантовая механика базируется
на общекатегориальной структуре;
3)
теория относительности
4)
эволюционная теория в биологии
(Ч. Дарвина) имела своим
Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально. «Проникающей» силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского мировоззрения.
Рассмотрение
эвристической функции
не
менее, без мировоззренческих
понятий и принципов
2.2.
Координирующая функция.
Координирующая
функция философии. Существо этой функции
состоит в координировании
Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал следующие изменения, происшедшие в естествознании XX столетия. Исторически в самом естествознании долгое время существовало более или менее полное обособление его отдельных отраслей между собой. Это стало возможным в силу длительного господства аналитического метода. По этой причине между предметом изучения и методом исследования, присущим определенной науке, сложилось и прочно удерживалось строго однозначное соотношение: один предмет - один метод. Однако, начиная с середины прошлого столетия, это соотношение стало нарушаться и коренным образом изменилось в XX в.: строгая однозначность сменилась многозначностью отношений, когда один и тот же предмет изучается с разных сторон сразу несколькими методами или один и тот же метод применяется к исследованию разных предметов. Преобладающим стало соотношение: один предмет - несколько методов, несколько разных предметов - один метод.
Потребность
в координации частных методов
возникает на фоне значительно усложнившихся
соотношений предмета и метода в
силу, прежде всего, необходимости иметь
противовес негативным факторам, связанным
с углубляющейся специализацией ученых.
Такая специализация ведет к тому, что
происходит разделение между учеными
по методам и методикам работы; отдельные
исследователи оказываются неизбежно
ограниченными в реализации методологических
возможностей науки. В результате возникает
опасность забвения познавательной силы
ряда методов, преувеличения одних и недооценки
других.
В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй - конкретности истины.
Философско-
Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках.
Плодотворное
координирующее воздействие всеобщего
философского метода осуществляется не
автоматически. В предпосылки, содействующие
успешному решению задачи исследователем,
входят глубокое знание им специального
предмета исследования, владение всем
необходимым комплексом частных методов,
методикой познания, достаточный опыт
работы с объектом исследования, знакомство
с историей философии, с опытом применения
диалектики к решению конкретных научных
проблем, умение самостоятельно применять
ее.
2.3.
Интегрирующая функция.
Термин «интеграция» (от латинского integratio -- восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно
к функциям философии термин «интегрирующий»
связан с представлением об объединяющей
роли философского знания по отношению
к какому-либо множеству элементов,
составляющих систему или способных образовать
целостность. Здесь учитывается также
определение и устранение дезинтегрирующих
факторов, ведущих к разобщенности системы,
к чрезмерному росту относительной самостоятельности
элементов (или частей) в ее составе, выявление
недостающих ее звеньев (элементов или
связей), активное включение которых в
функционирование системы придает ей
большую
гармоничность и оптимальность,
В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).
Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример - кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример - онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.
Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования - «интеграция по методу». К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация» и «философизация» науки).
На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон - метод - принцип - теория - идея - метатеория - конкретная наука - метанаука - смежная наука - комплексная наука - научная картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы.
Научная
философия выполняет свою функцию,
с одной стороны, непосредственно
(путем диалектизации
К
настоящему времени в науке действует
множество интегрирующих
2.4.
Логико-гносеологическая
Эта функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Выработка
информации, необходимой для
Частные
науки специально не изучают формы
мышления, его законы и логические
категории. Вместе с тем они постоянно
сталкиваются с необходимостью выработки
логико-методологических средств, которые
позволяли бы, «отходя» на время
от объекта, в конечном счете «приходить»
к нему, обогащая свое истинностное о нем
представление. Частные науки нуждаются
в логике, гносеологии, всеобщей методологии
познания. Эту функцию выполняет диалектика
как логика.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Диалектика
задает общие ориентиры познавательной
деятельности в различных областях
теоретического естествознания, а разработка
диалектико-логических принципов познания,
проводимая в тесном единстве с обобщением
новейших достижений методологии естественных
наук, придает практическую значимость
общеметодологической функции философии.
В заключение можно сказать, что философия (по своему содержанию) - это форма общественного сознания, которая отношение «человек – мир» рассматривает с точки зрения: природы и сущности мира, предельных оснований его бытия; природы и сущности человека, его места в мире, отношения к миру, возможностей его познания и преобразования; а также с точки зрения общей структуры (как мир устроен) и состояния (в состоянии движения, развития или в состоянии покоя) в котором мир и человек находятся.
Информация о работе Контрольная работа по "Философии и её предмету"