Контрольная работа по "Философии и её предмету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности.

Содержание

Введение..................................................................................................3

1. Философия и её предмет …………………………………………4

2. Функции философии …………………….......................................11

Заключение……….. ………………………….....................................24

Список используемой литературы………………………................25

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

« Философия и ее предмет » 
 
 

                                                          Красноярск 2009 
 

План

                                Введение..................................................................................................3

    1. Философия и её  предмет  …………………………………………4

    2. Функции философии …………………….......................................11

    Заключение……….. ………………………….....................................24

          Список используемой  литературы………………………................25 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

   Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего  мыслимого — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои, поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении».

   Философия зародилась около 2500 лет назад в  странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела  в Др. Греции. Философия - любовь к  мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.

 

    1. Философия и ее предмет  

   Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Упрощённо, можно сказать, что предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

    Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

   Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: 

    • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что  с самого начала развития философии  произошло деление на идеализм и  материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
    • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.
 

   Одним из фундаментальных вопросов философии  является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

   Философия отвечает на вопросы: 

    • «Кто такой  человек и зачем он пришел в  этот мир?»
    • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»
 

   Философия пытается ответить на вопросы, на которые  пока не существует способа получения  ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время  наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

   Соответственно  этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

   Исторически первой теоретической концепцией предмета философии была древнегреческая, которую в систематизированной форме сформулировал Аристотель как "первую философию". "Первая философия" в своем предметном определении - это учение об "первых родах сущего" и своеобразная "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Андроник Родовский (1 ст. к н.э.) ввел термин"метафизика" (от гр. - "после физики") для обозначения Книги Аристотеля об "первых родах сущего". Метафизика Аристотеля - одна из первых попыток самоопределения философии в сопоставлении с первыми шагами становления конкретного знания. Но в целом в античной философии ведущей есть тенденция включения в предмет философии не только специфической философской "предметности", а и всей "предметности" объектов конкретного, в том числе объектов возникающего научного знания. В связи с этим философия античности в своем предметном определении претендовала быть наукой всех наук.

   В отличие от Аристотеля, для предметного  определения метафизики, для которой  было характерное понимание бытия как действительного космоса, в средневековой философии предмет метафизики понимается иначе. Предметом метафизики как рационального, понятийного знания, согласно Фоме Аквинским, в конечном счете есть Бог. Правда, приспосабливая и переосмысливая философские идеи Аристотеля к католицко-христианской религии, Фома фактически самую метафизику как философию обрекает быть служанкой теологии. Как подчеркивает В.В.Соколов, согласно Фоме Аквинским "... наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и ум, в то время как религиозное вероучение, которое отличает... теологическую доктрину, получает их в откровении, в Священном писании. Но такая радикальная разность методов отнюдь не означает полной разности предметов философии и теологии, областей их применения".

   Радикальные изменения в определении предмета философии начались под влиянием становления действительно научного знания и социальных процессов развития буржуазного общества, которое пришло на смену феодальному. В конце XVI - начала XVII ст. возникает экспериментальное природоведение и начинается процесс определения от философии конкретных наук - сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, потом физики, химии, биологии и т.п.. В определении предмета философии возникает новая проблема - место философии в системе конкретных наук, соотношение предметов конкретных наук и предмета философии. В процессе решения этой проблемы оказались две противоположных тенденции: одна, позитивистская, - нигилистическая относительно философии и ее права вообще иметь свой предмет; вторая, согласно которой предмет философии или включает как свой существенный элемент натурфилософию - особое философское учение о

 

 природе,  или как метафизика - умозрительная,  спекулятивная философия, не опираясь на обобщение конкретных наук, в рамках своего предмета задает, очерчивает предметы конкретных наук (Декарт, Лейбниц).

   Лишь  в XIX ст. удается принципиально определить специфику предметов конкретных наук и философии. Это было обусловлено качественными изменениями в самых конкретных науках, а также в методологии как философии, так и конкретных наук. Возникают механическая теория теплоты, физическая химия, геохимия и т.п., которые заполняют "разрывы" между отдельными науками. Наука синтетически связывает в единую систему качественно разные области знаний. Это был хотя и объективный, но не стихийный процесс. На его адекватное осмысление большое влияние имело диалектический метод философии, который сначала в рамках немецкой классической философии разработал Гегель, а потом материалистически обоснования К.Маркс и Ф.Энгельс. Дело в том, что в философии и в конкретных науках XVII, XVIII ст. в целом властвовал метафизический метод философского мышления. Срок метафизика как в истории философии, так и ныне употребляется не только для обозначения теоретической философии или спекулятивной философии (особенно на Западе), но и как обозначение философского метода, противоположного диалектике. С точки зрения метафизического метода и в природе, и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления существуют отдельно, без взаимной органической связи, они не развиваются. Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят к возникновению качественно нового - "нет ничего нового под месяцем".

   Диалектический  метод в философии в противоположность  метафизике настаивает на принципах  универсальной связи всех явлений  естественного, социального и духовного  измерений действительности и принципе развития ее. Подробнее проблему метода в философии мы рассмотрим ниже. Сейчас же важно подчеркнуть, что философский метод диалектики Маркса и Энгельса развивался из позиций материализма в отличие от идеалистической диалектики Гегеля. Это необходимо учитывать, поскольку в определении предмета философии существенными есть вопросы о соотношении материи и сознания, или, что по сути то же самое, природы и духа. Этот вопрос Энгельс назвал "основному вопросом философии". Производным от такой универсальной постановки вопроса есть вопросы о соотношении субъекта и объекта познания.

   В конце XX ст. оказались отнюдь не субъективные трудности поиска критериев оценки особенностей взаимодействия философии  и науки. А от следствий этих поисков  зависит характер ответа на вопрос, что такое философия сегодня, что такое ее предмет?  

   Эти критерии есть сегодня нетривиальные, самоочевидные для любого серьезного философского учения; они «есть статические, непостоянные. Если вопрос о статусе  философии Кант старался решить путем  поиска метафизических априорных синтетических  суждений и, не найдя их, наделил философию регулятивной функцией относительно наук, морали и т.д., то сегодня проблемное поле поиска решения и шире, и сложнее, чем во времена Канта, Гегеля, Энгельса. При чем не только через огромный массив качественно разнообразных наук, в том числе междисциплинарных (физическая химия, космическая биология и т.п.), а и в связи с отвесной динамикой революционных изменений в науке и философии.

   Ведь  если прежде логика в поисках обогащения своего содержания обращалась к эвристическим  источникам математических наук, то сегодня она все больше опирается на такой источник, как повседневный язык в таких ее проявлениях: средство коммуникации, воплощение модальностей , не говоря уже о формах выражения не научного, а повседневного знания. В сегодняшней науке и философии возникшая потребность уточнения критериев сравнения исследовательских программ, математического аппарата теорий .А с этим связанная актуальность вопросов о видах философского знания, о типологии связей науки и философии, о ее влиянии на научную деятельность: или стоит философия "над" обычным знанием и наукой как их теоретический компас, или входит "в" их как существенный или случайный их компонент, в конце концов, или заложенная она "под'" науку, а в некоторых случаях и под обычное знание как важный системного элемент научной, познавательной деятельности и обычного знания? Все это не риторические вопрос.

   У значительной части отечественных  и западных философов сложилась  уверенность в том, что одновременно функционировать все эти философские роли. Есть статус "под" как система категорий культуры, составной частью которой есть арсенал, созданный предыдущими поколениями людей. Независимо от того, или сознают его, или нет, он не может быть устраненным именно как часть детерминации науки. Есть статус "в" как рабочий, прагматический аспект повседневного или научного познавательного процесса, когда в решении задач осознанно или бессознательно, явно или неявно используются категории и методы науки и философии. ЕСТЬ, в конце концов, статус "над" как сознательно принят "азимут", система категорий и ценностных установок, согласно которой нормативно нужно создавать науку или решать проблемы жизни. Только статус "над" есть безусловным, адекватным выражением явного философского знания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии и её предмету"