Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:51, контрольная работа
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности.
Введение..................................................................................................3
1. Философия и её предмет …………………………………………4
2. Функции философии …………………….......................................11
Заключение……….. ………………………….....................................24
Список используемой литературы………………………................25
К
проблеме отчуждения человека и роли
философии в преодолении этого
отчуждения обращались многие философы
XX столетия. Одним, из них был немецко-французский
мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии
цивилизации не только положительные
стороны, но и многие негативные моменты.
На человека, писал он, стало отрицательно
действовать все убыстряющееся движение
социума, резкое усиление темпов развития
общественной жизни. Изменился, как он
считает, весь образ жизни человека. В
течение двух или трех поколений довольно
многие индивиды живут только как рабочая
сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость
современного человека во всех слоях общества,
констатировал он, ведет к умиранию в нем
духовного начала. Не познания и совершенствования
ищет он, а развлечения -- и притом такого,
какое требует минимального духовного
напряжения. Бездумье стало для человека
второй натурой. Ведя разговоры с себе
подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться
общих замечаний и не превращать беседу
в действительный обмен мыслями. Обстоятельства
нашего бытия не позволяют нам относиться
друг к другу, как человек к человеку. Мы
в конечном счете деградируем- В числе
факторов, ведущих к духовному оскудению
личности, находятся: рост специализации
во всех сферах человеческой деятельности
(в производстве, науке, управлении), усиление
технизации общества, быстрый рост безликого
естественно-научного знания, растущее
влияние этой безликости на личность человека
и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили
себе и мировоззрение, философию, и последняя
все больше становится лишенной этического
начала. Политизация общественной жизни
и особенно все более дающая о себе знать
тенденция к тоталитаризму подавляет
человека, ведет к конформистской личности
и тоже негативно действует на философию.
Таково
существо гуманистической функции
философии. Я обратился к соответствующим
рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся
философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева
и А. Швейцера не случайно: все они - представители
гуманистической линии в философии, лучше
других, как мне кажется, представляющие,
в чем заключается, или должно заключаться,
гуманистическое предназначение философии.
1.2.
Социально-аксиологическая
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся лишь одного момента - общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим - следствие.
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора).
Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Неоднозначность
связи свойственна не только отдельным
частям философского знания, но и отношению
философии к другим общественным
наукам, например, политэкономии и
политологии. Известно, например, что
марксизм как политэкономия был принят не только В. И. Лениным, но многими другими политическими деятелями, в числе которых был и Г. В. Плеханов; политические же выводы из марксизма у Ленина и Плеханова, т. е. политологические построения, были различными. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса оказались связанными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.
Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера - за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.
Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. «В силу безусловного своего значения личность представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели». Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхиндивидуальному. Тогда открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести основания общественного идеала. Общество - это не нивелировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя полюсами, - стремлением к индивидуальному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному.
Рассмотрение
взглядов П.И. Новгородцева на проблему
общественного идеала позволяет
нам достаточно четко уяснить
себе то значение, какое имеет философия
для индивида и общества в своем социально-аксиологическом
аспекте.
1.3. Культурно-воспитательная функция.
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Знание
философии, в том числе требований
к познанию, способствует формированию
у человека важных качеств культурной
личности: ориентации
на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия
дает людям общий язык, вырабатывает
у них единые, общезначимые представления
о главных ценностях жизни. Она
выступает одним из важных факторов,
содействующих устранению «барьеров
коммуникации», порождаемых узостью специализации.
1.4.
Объяснительно-информационная
Одна
из главных задач философии - разработка
мировоззрения, соответствующего современному
уровню науки, исторической практике и
интеллектуальным требованиям человека.
В этой функции модифицировано основное
назначение специализированного знания:
адекватно отражать свой объект, выявлять
его существенные элементы, структурные
связи, закономерности; накапливать и
углублять знания, служить источником
достоверной информации. Подобно науке,
философия есть сложная динамическая
информационная система, созданная для
сбора, анализа и переработки информации
с целью получения новой информации. Такая
информация концентрируется в философских
понятиях (категориях), общих принципах
и законах, образующих целостную систему.
Внутри этой системы
выделяются
разделы: философская онтология (учение
о бытии как таковом), теория познания,
диалектика как всеобщий метод, социальная
философия, общая этика, теоретическая
эстетика, философские проблемы частных
наук, философия религии, история философии,
«философия философии» (теория философского
знания). В нашем учебном пособии содержится
информация по важнейшим проблемам лишь
четырех философских дисциплин.
2.
Методологические функции
Со
стороны своего метода философия способна
выполнять несколько функций по отношению
к науке: эвристическую, координирующую,
интегрирующую и логико-гносеологическую.
2.1.
Эвристическая функция
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.
Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др.
Общие
философские понятия и принципы
проникают в естествознание не только
через онтологию, но также через
гносеологию и регулятивные принципы
частных наук. К последним в
сфере физического знания относятся принципы
наблюдаемости, простоты и соответствия.
Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические
принципы играют важную роль не только
в становлении физических теорий; после
того как теория создана, они сохраняют
значение регулятивов, определяющих характер
ее функционирования.
Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия проникает в естественные науки; формы воздействия философии весьма многообразны.
Результаты
такого воздействия при внешнем
знакомстве с теорией не очевидны, однако
специальный анализ показывает, что содержание
той или иной теории базируется на философских
представлениях. Философские принципы
и понятия проникают в саму ткань науки
и, участвуя в генезисе научной теории,
остаются в ней, функционируют как часть,
как внутренний необходимый элемент самой
теории. Анализ обнаруживает, например,
что:
1)
классическая механика
Информация о работе Контрольная работа по "Философии и её предмету"