Контрольная работа по дисциплине « Философия»

Автор: s**************@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Цель работы выяснить: какова сущность техники, как она взаимодействует с природой, обществом, человеком, каковы закономерности ее развития, каково отношение к ней?
Актуальность работы состоит в рассмотрении техники с самых различных позиций, имевших место на всех исторических этапах развития человечества - от Аристотеля до наших дней, проследить причины и закономерности ее развития, оценить степень ее взаимодействия с человеком, обществом, природой.

Содержание

Введение 3
1. Понятие техники и ее различные толкования 4
2. Развитие техники. Закономерности развития техники и
технического прогресса 10
3. Взаимодействие техники и общества 14
4. Проблемы и противоречия развития техники 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
tify">    Другой характерной чертой взаимоотношений  человека и техники является  то, что уже не орудие служит  человеку, а человек является  придатком машины. Взаимодействие  техники и общества в своих  работах рассматривал и Мартин  Хайдеггер. В его работах техника представляет собой величайшую опасность для общества. До него техника безусловно ставилась в связь с развитием культуры в целом и истории человека, однако, трактовалась она лишь как фактор среди многих, по Хайдеггеру, наоборот техника является сущностью современной эпохи, сущностью с необходимостью вытекающей из предшествующей истории. Наконец, до Хайдеггера техника рассматривалась в первую очередь как проблема философии культуры и философии истории и во вторую очередь как антропологическая проблема. В основной идее Хайдеггеровской философии техники, а именно в рассмотрении техники как нового и всемирно-исторически радикального способа отношения к бытию обосновывается та точка зрения, что "...опасность техники для человека заключается прежде всего не в уничтожении существования человека, а в преобразовании его сущности".12

     При анализе механизма социального  воздействия техники важно обратить  внимание на следующие три  момента:

- Воздействие  техники на общество идет прежде  всего через повышение производительности  труда,  которое  обуславливается  развитием  технических  средств.

- Рост  производительности труда,  явившийся   следствием  усовершенствования  первоначальных простейших орудий  производства привел к росту  общественного богатства, к возникновению некоторого излишка совокупного общественного продукта, и следовательно, к частной собственности, а затем к общественному неравенству и классовому расслоению.

- В - третьих, при анализе социальной  роли техники следует иметь  в виду меру замещения техническими средствами трудовых функций человека. Опредмечивание основных технологических функций физического труда, а затем умственного, обуславливает коренные изменения в технологическом способе производства, в способе соединения человека и техники в трудовом процессе. Коренные же изменения в технологическом способе производства, в свою очередь, вызывают цепную реакцию изменений в технике, производстве, экономических и социальных институтах общества. Переход от ручного труда к машинному вызвал существенные изменения не только в профессиональной, но и в социальной структуре общества (класс рабочих и класс владельцев средств производства превратились в основные классы общества).

     Влияние техники на общество  происходит в наше время не  только через сферу материального производства. В значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искусство, культура, быт. Техника программированного обучения, например, обуславливает переворот в методах преподавания. Кино, радио, телевидение создали новые возможности для распространения культуры, вызвали к жизни новые виды и жанры искусства, оказали глубокое воздействие на всю духовную жизнь общества. Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т. д.

     С другой стороны и техника  испытывает воздействие со стороны  общества. Это воздействие определяется:

- Технологическим  уровнем развития производства;

- Его  организацией;

- Социально-экономическими  отношениями;

- Хозяйственной  политикой государства;

- Экономическими  и политическими отношениями  между государствами и 

международным разделением труда.

     Техника развивается под воздействием  общественных, в том числе и  производственных потребностей, то есть переход от орудий ручного труда к машинной производственной технике диктовался всей совокупностью производственных социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

           4. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ 

     Развитие техники в современном  мире все более остро проявляет  двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники  просто невозможно представить  развитие человечества, а с другой  техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Не продуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т. д.

      На протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера. Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер - служитель гуманности. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой. 13

     "Никогда еще прежде в истории, - пишет немецкий философ А.  Хунинг, - на человека не возлагалась  столь большая ответственность,  как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими природными существами и видами, над своей окружающей средой и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже в глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере причинить огромный ущерб." Человек так глубоко проник в недра природы, что по сути своей, техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек - частью эволюции. Становясь соучастником эволюции человек должен и помогать ей. Необходимо задуматься, должен ли человек делать все, что он может. Современная техника достигла такого уровня развития, обрела столь мощное влияние в мире, что можно говорить об определенной самостоятельности техники, о способности действовать, направлять развитие общества, формировать мировоззрение. Сейчас уже трудно понять : техника служит человеку, или человек - технике. Усовершенствуя технику человек сам подпадает под ее власть. И чем точнее, чем совершеннее технические средства, тем больше нуждается в них человек, и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает его свободу и достоинства. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Сегодня мы можем говорить  лишь о периоде становления  философии техники как специальной  области философских исследований. Область исследований "философия  и техника" охватывает следующие ключевые моменты: включение техники в картину мира с тем, чтобы обеспечить формирование в общественном сознании оптимистической оценки техники и ее развития в противоположность абстрактно-иллюзорным либо критико-пессимистическим представлениям; анализ методологических и теоретико-познавательных проблем технических наук и инженерной деятельности для повышения их эффективности; теоретическое решение нравственных и этических проблем развития техники, служащее основой для ответственной и рациональной деятельности в эпоху, во многом определяемую наукой и техникой.

      Значимость вопроса  к чему  может привести человека безудержное  развитие техники настолько велика, что в настоящее время эта  отрасль человеческой деятельности  стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию и технизацию нашей жизни.

     Одно во всяком случае очевидно: техника  только средство, сама  по себе она не хороша и  не дурна. Все зависит от  того, что из нее сделает человек,  чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной сущности  это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью.

      Итак, философская проблема техники  существует. Технику изучали многие  философы, но только в наше  время эта проблема получила  свое наибольшее распространение.  Техника, преобразуясь сама, преобразует  и человека, заставляет его жить в своем бешеном темпе. Философская мысль должна отчетливо понимать весь смысл этой реальности, и от того, насколько правильно, осмысленно мы подойдем к решению этих вопросов, напрямую зависит будущее человечества.

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    

      1.   Мелещенко, Ю. С. Техника  и закономерности ее развития / Ю. С. Мелещенко. –СПб. : Лениздат. – 1970  . - 248 с.

      2.   Мелещенко, Ю. С. Человек,  общество, техника / Ю. С. Мелещенко. - СПб. : Лениздат. – 1965 . – 344с.

      3.Степин, В.С. Философия науки  и техники / В.С. Степин, В. Г.  Горохов,  М. А. Розов. -  М.:  Контакт-Альфа, 1995 . – 384 с. 

     4. Шухардин, С. В. История науки  и техники / С. В. Шухардин. - М.: Наука. - 1974 . – 268с.

     5. Шухардин, С. В. Теоретические аспекты современной научно - технической революции / С. В. Шухардин,  А. А. Кузин. -  М.: Наука, 1980 . - 344 с.

      6. Ясперс, К. Смысл и назначение  истории / К. Ясперс. – М.: Республика.-  1994 г. - 527 с.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине « Философия»