tify">
Другой характерной чертой взаимоотношений
человека и техники является
то, что уже не орудие служит
человеку, а человек является
придатком машины. Взаимодействие
техники и общества в своих
работах рассматривал и Мартин
Хайдеггер. В его работах техника
представляет собой величайшую опасность
для общества. До него техника безусловно
ставилась в связь с развитием культуры
в целом и истории человека, однако, трактовалась
она лишь как фактор среди многих, по Хайдеггеру,
наоборот техника является сущностью
современной эпохи, сущностью с необходимостью
вытекающей из предшествующей истории.
Наконец, до Хайдеггера техника рассматривалась
в первую очередь как проблема философии
культуры и философии истории и во вторую
очередь как антропологическая проблема.
В основной идее Хайдеггеровской философии
техники, а именно в рассмотрении техники
как нового и всемирно-исторически радикального
способа отношения к бытию обосновывается
та точка зрения, что "...опасность техники
для человека заключается прежде всего
не в уничтожении существования человека,
а в преобразовании его сущности".12
При анализе механизма социального
воздействия техники важно обратить
внимание на следующие три
момента:
- Воздействие
техники на общество идет прежде
всего через повышение производительности
труда, которое обуславливается
развитием технических средств.
- Рост
производительности труда, явившийся
следствием усовершенствования
первоначальных простейших орудий
производства привел к росту
общественного богатства, к возникновению
некоторого излишка совокупного общественного
продукта, и следовательно, к частной собственности,
а затем к общественному неравенству и
классовому расслоению.
- В -
третьих, при анализе социальной
роли техники следует иметь
в виду меру замещения техническими
средствами трудовых функций человека.
Опредмечивание основных технологических
функций физического труда, а затем умственного,
обуславливает коренные изменения в технологическом
способе производства, в способе соединения
человека и техники в трудовом процессе.
Коренные же изменения в технологическом
способе производства, в свою очередь,
вызывают цепную реакцию изменений в технике,
производстве, экономических и социальных
институтах общества. Переход от ручного
труда к машинному вызвал существенные
изменения не только в профессиональной,
но и в социальной структуре общества
(класс рабочих и класс владельцев средств
производства превратились в основные
классы общества).
Влияние техники на общество
происходит в наше время не
только через сферу материального
производства. В значительной мере под
непосредственным ее воздействием преобразуются
система образования, искусство, культура,
быт. Техника программированного обучения,
например, обуславливает переворот в методах
преподавания. Кино, радио, телевидение
создали новые возможности для распространения
культуры, вызвали к жизни новые виды и
жанры искусства, оказали глубокое воздействие
на всю духовную жизнь общества. Техника
революционизирует и условия быта, влияет
на мировоззрение человека, его психологию,
мышление и т. д.
С другой стороны и техника
испытывает воздействие со стороны
общества. Это воздействие определяется:
- Технологическим
уровнем развития производства;
- Его
организацией;
- Социально-экономическими
отношениями;
- Хозяйственной
политикой государства;
- Экономическими
и политическими отношениями
между государствами и
международным
разделением труда.
Техника развивается под воздействием
общественных, в том числе и
производственных потребностей, то есть
переход от орудий ручного труда к машинной
производственной технике диктовался
всей совокупностью производственных
социально-экономических, технологических,
научных предпосылок и требований.
4.
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
Развитие техники в современном
мире все более остро проявляет
двойственный характер ее достижений.
С одной стороны без техники
просто невозможно представить
развитие человечества, а с другой
техника - мощная сила, способная вызвать
самые негативные, даже трагические последствия.
Не продуманное развитие техники приводит
к тому, что успехи технического прогресса
обычно оборачиваются сложными социальными
проблемами. Заменяя рабочую силу человека
на производстве, приводя тем самым к повышению
производительности, техника обостряет
проблемы занятости и безработицы; достигнутая
с помощью личного транспорта мобильность
покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных,
обезличенных городов, загубленной природы
и т. д.
На протяжении веков научная и техническая
деятельность считались морально нейтральными.
Сегодня мы уже не можем пренебрегать
этическим контекстом деятельности ученого
или инженера. Инженер в современном мире
должен осознавать свою ответственность
перед человеческой цивилизацией. Сегодня
инженер - служитель гуманности. Человечество
все больше оказывается зависимым от последствий
технического развития. В этой связи управление
техническим прогрессом, его сдерживание,
регулирование, осуществление его целей,
оценка результатов оказываются сегодня
не только инженерной, государственной,
управленческой, но и этической проблемой.
13
"Никогда еще прежде в истории,
- пишет немецкий философ А.
Хунинг, - на человека не возлагалась
столь большая ответственность,
как сегодня, ибо еще никогда он не обладал
столь большой - многократно возросшей,
благодаря технике, властью над другими
природными существами и видами, над своей
окружающей средой и даже над всем живым
на Земле. Сегодня человек в региональном
или даже в глобальном масштабе может
уничтожить свой собственный вид и все
высшие формы жизни или, по меньшей мере
причинить огромный ущерб." Человек
так глубоко проник в недра природы, что
по сути своей, техническая деятельность
в современном мире становится частью
эволюционного процесса, а человек - частью
эволюции. Становясь соучастником эволюции
человек должен и помогать ей. Необходимо
задуматься, должен ли человек делать
все, что он может. Современная техника
достигла такого уровня развития, обрела
столь мощное влияние в мире, что можно
говорить об определенной самостоятельности
техники, о способности действовать, направлять
развитие общества, формировать мировоззрение.
Сейчас уже трудно понять : техника служит
человеку, или человек - технике. Усовершенствуя
технику человек сам подпадает под ее
власть. И чем точнее, чем совершеннее
технические средства, тем больше нуждается
в них человек, и подчиняет им свое существование,
что, в свою очередь, ограничивает его
свободу и достоинства. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы можем говорить
лишь о периоде становления
философии техники как специальной
области философских исследований.
Область исследований "философия
и техника" охватывает следующие
ключевые моменты: включение техники в
картину мира с тем, чтобы обеспечить формирование
в общественном сознании оптимистической
оценки техники и ее развития в противоположность
абстрактно-иллюзорным либо критико-пессимистическим
представлениям; анализ методологических
и теоретико-познавательных проблем технических
наук и инженерной деятельности для повышения
их эффективности; теоретическое решение
нравственных и этических проблем развития
техники, служащее основой для ответственной
и рациональной деятельности в эпоху,
во многом определяемую наукой и техникой.
Значимость вопроса к чему
может привести человека безудержное
развитие техники настолько велика,
что в настоящее время эта
отрасль человеческой деятельности
стала едва ли не главной проблемой
понимания нашей ситуации. Реальность
техники привела к тому, что в истории
человечества произошел невероятный перелом,
все последствия которого не могут быть
предвидены и которые недоступны даже
самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся
в самом центре того, что конституирует
механизацию и технизацию нашей жизни.
Одно во всяком случае очевидно:
техника только средство, сама
по себе она не хороша и
не дурна. Все зависит от
того, что из нее сделает человек,
чему она служит, в какие условия
он ее ставит. Весь вопрос в том, что за
человек подчинит ее себе, каким проявит
он себя с ее помощью. Техника не зависит
от того, что может быть ею достигнуто,
в качестве самостоятельной сущности
это бесплодная сила, парализующий по
своим конечным результатам триумф средства
над целью.
Итак, философская проблема техники
существует. Технику изучали многие
философы, но только в наше
время эта проблема получила
свое наибольшее распространение.
Техника, преобразуясь сама, преобразует
и человека, заставляет его жить в своем
бешеном темпе. Философская мысль должна
отчетливо понимать весь смысл этой реальности,
и от того, насколько правильно, осмысленно
мы подойдем к решению этих вопросов, напрямую
зависит будущее человечества.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мелещенко, Ю. С. Техника
и закономерности ее развития
/ Ю. С. Мелещенко. –СПб. : Лениздат.
– 1970 . - 248 с.
2. Мелещенко, Ю. С. Человек,
общество, техника / Ю. С. Мелещенко.
- СПб. : Лениздат. – 1965 . – 344с.
3.Степин, В.С. Философия науки
и техники / В.С. Степин, В. Г.
Горохов, М. А. Розов. - М.:
Контакт-Альфа, 1995 . – 384 с.
4.
Шухардин, С. В. История науки
и техники / С. В. Шухардин. -
М.: Наука. - 1974 . – 268с.
5.
Шухардин, С. В. Теоретические аспекты
современной научно - технической революции
/ С. В. Шухардин, А. А. Кузин. - М.: Наука,
1980 . - 344 с.
6. Ясперс, К. Смысл и назначение
истории / К. Ясперс. – М.: Республика.-
1994 г. - 527 с.