Министерство образования
и науки РФ
Государственное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
«Петрозаводский государственный
университет»
Кольский филиал
Кафедра философии
и социологии
Дисциплина « Философия»
Вариант
№16. Техника и этапы
её развития
Контрольная
работа №2
студентки 3 курса
(группа ГиМУ-1/09-5.5)
заочного отделения
экономического факультета
специальность -061000
(Государственное и
муниципальное управление)
Лобановой Галины Андреевны
Препод. – ст. преп. Котляренко
П.Е.
Апатиты
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1. Понятие техники и ее различные
толкования
4
2. Развитие техники. Закономерности
развития техники и
технического прогресса
10
3. Взаимодействие техники и общества
14
4. Проблемы и противоречия развития
техники
18
Заключение
20
Список использованной литературы
21
ВВЕДЕНИЕ
Наука и техника как направления
человеческой деятельности существуют
с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях
проблемы этих областей интересовали
лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов,
а отношение к технике было сугубо прикладным,
то наше время выдвинуло оба этих явления
в центр общественного внимания, привлекло
к ним взоры миллионов людей. Осмысление
их значимости для истории и каждого человека
стало несущей задачей философской мысли.
Современная техника все больше
создается усилиями коллективного
творчества, особенно если речь идет о
сложных системах. Она требует огромных
затрат, нередко основывается на таких
интенсивных процессах, которые могут
быть опасны и разрушительны. Техника
всегда связана с человеком. Люди и техника
взаимодействуют между собой не только
на производстве, но и в быту, в повседневной
жизни. Это общение усиливается вместе
с растущей технизацией общественной
жизни. Техническое развитие достигло
такого уровня, что, в принципе, человек
может осуществить любое свое желание,
все меньше и меньше остается невозможного
для человека, оснащенного техникой. Все
это обостряет проблему последствий технического
развития. Человек так глубоко проникает
в недра природы, что по сути своей техническая
деятельность в современном мире становится
частью эволюционного процесса, а человек
соучастником эволюции.
Цель работы выяснить: какова
сущность техники, как она взаимодействует
с природой, обществом, человеком,
каковы закономерности ее развития,
каково отношение к ней?
Актуальность работы состоит в рассмотрении
техники с самых различных позиций, имевших
место на всех исторических этапах развития
человечества - от Аристотеля до наших
дней, проследить причины и закономерности
ее развития, оценить степень ее взаимодействия
с человеком, обществом, природой.
1. ПОНЯТИЕ
ТЕХНИКИ И ЕЕ
РАЗЛИЧНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ
Долгий и сложный путь прошло
в своем развитии человечество
и весь этот путь неотделим
от прогресса техники. Менялись
исторические эпохи, происходило
движение от одной формации
к другой. Каждая новая ступень социально-экономического
развития основывалась на новой технической
базе. В этом движении менялось и понимание
самой общественной жизни, новым содержанием
наполнялись новые, давно сложившиеся
понятия. Так произошло и с техникой. Это
понятие возникло еще в античном обществе
и берет свое начало от греческого слова
"техне", означавшего умение, мастерство,
искусную деятельность. Теперь это слово
ассоциируется у большинства людей с машинами,
различными орудиями, все более сложными
системами, которые пронизывают практически
все сферы общественной жизни и человеческой
деятельности. Но сохранилось и старое
значение этого слова: говорят о технике
художника и музыканта, актера и спортсмена,
подразумевая все то же умение и мастерство.
Техника (от греческого "техне" - искусство,
мастерство, умение) - система искусственных
органов деятельности общества, развивающаяся
посредством исторического процесса опремедчивания
в природном материале трудовых функций,
навыков, опыта и знаний путем познания
и использования сил и закономерностей
природы. 1
Техника вместе с людьми, создающими
ее и приводящими в действие
образует составную часть производительных
сил общества и является показателем
тех общественных отношений, при
которых совершается труд; составляет
материальный базис каждой общественной
формации. Таким образом техника - это
феномен, требующий детального анализа
и глубокого философского осмысления.
Сразу же нужно отметить, что философия
начала изучать феномен техники с явным
опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося
"техне" имели в виду скорее не технику,
а искусство производства вещей, воплощающее
в себе знание, подражающее природе и выступающее
в качестве образца для понимания изменчивого
природного бытия. Многие философы отмечают
ничтожную роль, которую до сегодняшнего
дня играет философия техники внутри самой
философии даже при явном нарастании интереса
к этой области в последнее время; неоднородность
философии техники, включающей в себя
и философию науки, и технологию, и социологию
техники; неудовлетворительность философского
осмысления техники. Хотя некоторые философы
и говорят об отсутствии систематической
и разработанной философской традиции
в философии техники, все же с такой оценкой
состояния дел в данной отрасли философии
согласиться трудно. Все более явным становится
круг проблем философии техники, уточняются
и дифференцируются позиции и установки
философов относительно техники и технического
прогресса, формируются и развертываются
различные исследовательские программы,
а тем самым и разные традиции в философии
техники. Техника рассматривается как
сложный социокультурный феномен, причем
все философы подчеркивают многомерность
техники. Это еще больше осложняет философский
анализ техники. Можно сказать, что
ни один крупный мыслитель ХХ века не обошел
своим вниманием феномен техники в процессе
технизации современной культуры. Среди
наиболее значительных философов техники
следует отметить культурно - историческую
концепцию (Ф. Дессауэр, Т. Литт), феноменологию
Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон,
О. Шпенглер), экзистенциализм (К. Ясперс,
Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), и др.
При всем многообразии философских концепций
техники следует отметить одну особенность
философии техники - в ее формировании
наряду с профессиональными философами
громадную роль сыграли естествоиспытатели
и инженеры. Более того, в ряде стран (например,
в дореволюционной России и Германии)
инженеры были инициаторами постановки
вопроса о необходимости и важности философии
техники и формировании первых исследовательских
программ в этой области. В других же странах,
в частности, во Франции и США инициатива
была выдвинута философами и учеными,
специалистами в различных естественных
науках, которые одновременно являлись
правительственными экспертами по оценке
технологий и управлению научно-технической
политикой. 2
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассета
(1883-1955), исходит из того, что техника
- это практические действия, которые
изменяют или преобразуют природу.
В эти действия обязательно
входят изобретения и технические устройства.
Техника, согласно Ортеги и есть совокупность
таких актов, которые преображают природу
ради удовлетворения потребностей человека:
"Человек творит новые, благоприятные
обстоятельства.". В противовес приспособлению
к среде, которое характерно для отношения
животного к природе, человек благодаря
технике приспособляет среду к себе. Такова
исходная предпосылка его анализа техники.
В ходе ее конкретизации Ортега показывает,
что техника - это действия, которые не
ограничиваются удовлетворением человеческих
потребностей, а действия избыточные,
направленные на изобретение чего-то,
на выполнение плана деятельности. Тем
самым, техника уменьшает усилия человека,
и, изменяя обстоятельства, улучшает его
жизнь. "Техника, - отмечает Ортега, -
это главным образом усилие ради сбережения
усилий". Он исходит из того, что человеческое
существование, пребывание в мире вовсе
не похоже на пассивное присутствие, что
"человек - это онтологический кентавр,
одна половина которого вросла в природу,
а другая выходит за ее пределы, т.е. ей
трансцендентна". Жить, согласно этому
философу, означает иметь дело с миром,
обращаться к миру, действовать в нем,
заботиться о нем. Жизнь в его интерпретации,
тождественна деятельному производству,
активному творчеству. А оно немыслимо
без технических изобретений и создания
технических средств. Реализация человеком
своего бытия в мире невозможна без сбережения
человеком своих усилий, которое осуществляется
благодаря технике и в технике. Миссия
техники - освобождение человека от его
слитности с природой, от затраты усилий,
перенесение усилий на мир технических
средств, на машины. 3
Философская концепция техники
М. Хайдеггера (1889-1976) противостоит
антропологии техники и ее
можно назвать онтологией техники.
В центре его работ - онтологическая
интерпретация техники, ее связи с бытием,
анализ ее в контексте отношения человека
с бытием. Он не приемлет представление
о технике как средстве и как воплощении
человеческой деятельности инструментальный
и антропологический подходы к технике.
Хайдеггер видит в технике способ конструирования
мира. Техника несет с собой и выражает
в себе новое отношение человека к миру,
новый способ раскрытия бытия. В этом
техника родственна искусству и сопряжена
с истинным познанием. Подобно искусству
техника - творчество, отлагающееся в произведении,
а поскольку всякое произведение выводит
из потаенности в открытость, техника
относится к той же области, где сбывается
истина. Однако, современная техника связана
с забвением бытия и его открытости угрозы,
которую несет с собой техника. Она формирует
сугубо технический способ конструирования
мира, где природа оказывается поставщиком
энергии и материалов, ставится на службу
производству как добыванию новых материалов,
новой энергии, нового сырья. Техника из
раскрытия потаенности бытия превращается
в производящее, добывающее раскрытие,
для которого бытие, ставшее сущим, поставлено
как состоящее в наличии, функционально
используемое человеком.. Способ обнаружения
сущности техники, форма раскрытия потаенности
бытия, правящего современной техникой,
не будучи чем-то техническим Хайдеггер
называет поставом (Ge-stell). Особенностями
этого способа отношения человека к бытию,
которое с наибольшей силой выражено в
технике и которое , по Хайдеггеру составляет
миссию и судьбу человека, являются:
1) Превращение
природы в материал и источник
поставления энергии;
2) Унификация,
не постигающая многообразие
и дифференцированность бытия;
3) Функционализация,
умаляющая индивидуальную самостоятельность
вещи
4) Противопоставление
субъекта и объекта при котором объект
включен в систему добывающего предоставления,
сознание дистанцировано от сущего, а
субъект, отождествляемый с опредмечиванием
становится лишь моментом развития технических
средств;
5) Подчинение
всего и вся планирующему и проектирующему
расчету ;
6) Установка
на господство, которая не ограничивается
лишь осуществлением воли, а является
способом онтологической конституции
и мира, и вещи, и природы;
7) Решающее
значение производства, редуцирующегося
к труду, обрабатывающему добыванию
и изготовлению;
8) Утилизация
всего и вся и замещение
природных вещей эрзацами;
9) Нарастание
риска вместе с техническим
прогрессом и опасности техники
для всей цивилизации, связанное
с тем, что добывающее производство
оказывается забвением бытия, что техника
влечет за собой отвлечение от истины
бытия, его овеществление. 4
Учение Хайдеггера о технике,
с особой силой подчеркнувшего
риск и опасность техники для
современной цивилизации и одновременно
неустранимость технического орудования
человекими вещами, является составной
частью его критики современной цивилизации,
его философии языка и концепции метафизики.
К. Ясперс дает такое толкование техники:
"Техника возникает, когда для достижения
цели вводятся промежуточные средства.
Непосредственная деятельность, подобно
дыханию, движению, принятию пищи еще не
является техникой. Лишь в том случае,
если эти процессы совершаются неверно
и для того, чтобы выполнять их правильно
говорят о технике дыхания и т. п.".
Ясперс выделяет характерные черты техники,
к которым относит следующие:
-
Рассудок. "Техника покоится на деятельности
рассудка, на исчислении в сочетании с
предвидением возможностей и с догадками.
Техника является частью общей рационализации
как таковой.".
-
Власть. Использование техники дает
человеку власть над природой. "Техника
господствует над природой посредством
самой природы". Она дает умение, методы
которого являются внешними по отношению
к цели. Господство техники основывается
на знании - вот почему говорится, что знание
- это сила.