Категория бытия и ее интерпретация в классической и постклассической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Классическая философия по интенсивности работы с категорией бытия и, главное, по глубине ее переосмысления сопоставима лишь с эпохой Платона и Аристотеля. Оба периода сходны еще и тем, что они не только задали новые ориентиры последующей философии, но и собрали в себе, как в фокусе, идеи и проблемы своих предшественников, чем оправдывается то исключительное внимание, которое приходится уделять этим периодам в истории понятия бытия

Работа содержит 1 файл

I.docx

— 40.11 Кб (Скачать)

7. В сфере  познания - четкое противопоставление  объекта и субъекта познания, т.е. так     бинаризм или бинарная оппозиция.                                                                                                       

8. Также  в сфере познания - чаще всего  имеет место гносеологический  оптимизм и тесная связь с  наукой (характерная не только  для материалистической философии).                                                         

9. Человек  понимается как носитель рациональности, как познающий субъект. Никакие  другие стороны его бытия: пол,  возраст, например, - не рассматриваются.                                                           

10. Понимание  социальных процессов. Известны  различные модели интерпретации  социального, исторического процесса  в классической философии. На  ранних этапах развития философской  мысли чаще встречаются идеи  циклизма и регрессизма (т.е.  либо в истории все повторяется  - идея вечного возвращения, либо  «золотой век остался позади»  и все движется к худшему). Идея  социального прогресса завоевывает  популярность в   Средние века, когда в рамках христианской догматики формулируется идея провиденциализма, согласно которой история понималась как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Чуть позднее идея провиденциализма была дополнена учением о теодицее, согласно которому Бог получал оправдание за все зло, которое имеет место в истории (существует множество вариаций этого учения, но все они чаще всего сводятся к тому, что источником зла в истории следует рассматривать не Бога, а человека). Итак, центральное место в классической философии в понимании социальных процессов занимает идея социального прогресса. При этом утверждается, что история - объективный процесс, открытый для изучения рациональными средствами. В результате такого изучения, так же как и в случае с Универсумом, может быть выведен некий универсальный закон исторического действия, в соответствии с которым можно разумно обустроить общественные отношения. Постклассическая философия. В целом, за исключением неоклассики, характерен отказ от рационализма и переход на позиции иррационализма. Этот процесс происходил не только в философии, но и в целом в культуре того времени (конца 19 - начала 20 вв.). Иррациональное в повседневном понимании представляло собой то, что не укладывалось в рамки здравого смысла, что было сложно подвести под привычное понятие реальности, с которой сталкивался обыватель в своем повседневном опыте. Это можно проиллюстрировать следующими примерами: интересом к сновидениям в исследованиях З. Фрейда; изобретением братьями Люмьер кинематографа, который в начале 20 века называли «электрическими снами наяву»; открытием теории относительности А. Эйнштейном, в которой пространство и время «искривлялись», «сжимались», «разжимались»; появлением квантовой механики, которая заглянула в мир, не данный непосредственному чувственному созерцанию. А в философии иррационализм проявился как отказ от рассмотрения событий с позиций разума, как переход на позиции воли, интуиции, веры, фантазии, воображения. Познаваемость мира при этом не отвергается (иррационализм не следует путать с агностицизмом, который утверждал, что сущность вещей и явлений непостижима). Но познание мира осуществляется не разумом, а совсем иными средствами: волей, интуицией и т.д. В такой ситуации нет знания, но есть мнение.

  2.Философские концепции культуры: сравнительный анализ.

Культура  как феномен. Современное понимание  сущности культуры. Множественность  определений понятия культура. История  понятия культура. Типы определений  понятия культура. Человеческая деятельность и артефакт. Культурогенез и культурная динамика.                      Культура как феномен. Современное  понимание сущности культуры. Множественность  определений понятия культура. История  понятия культура. Типы определений  понятия культура. Человеческая деятельность и артефакт. Культурогенез и культурная динамика.                         Русская культура как объект философских  споров. П. Чаадаев. Славянофилы и  западники. В. Соловьев о мировом  предназначении русской культуры. Н. Бердяев о специфике и двойственном характере русской культуры. Евразийцы  и Л. Гумилёв о сущности и своеобразии  русской культуры. Ключевые моменты  эволюции и динамики культуры. Первобытная  культура и её основные параметры. Особенности  Великих архаических культур  древности. Древняя Греция как колыбель европейской культуры. Эллинизм как  опыт синтеза древнегреческой и  восточных культур. Древний Рим, Византия и европейское средневековье. Культурно-исторические особенности  Возрождения.                                                                                                                                                             Культура как мир символов. Художественный стиль как символическое отражение души культуры. Э. Кассирер о человеке как “символическом животном”. Романский стиль и готика. Барокко и классицизм. Романтизм и реализм. Натурализм и символизм.                                                             Понятие “культура” относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и сама культура. В научной литературе встречается множество определений понятия культура. Иногда высказывается мнение, что найти полноценное определение, вбирающее все аспекты этого разностороннего понятия, невозможно. Это мнение отчасти подтверждено тем фактом, что в книге американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона “Культура. Критический обзор концепций и определений” приведено более 150 определений культуры. Книга вышла в свет в 1952 году, и вполне понятно, что в настоящее время существует гораздо большее число определений. Российский исследователь Л.Е. Кертман насчитывает их более 400. Однако американские авторы наглядно показали, что все определения можно разделить на группы в зависимости от аспекта, на который делается акцент. Они выделяют пять основных групп, к одной из которых можно отнести практически любое из имеющихся определений:                                                 1. Культура как особая сфера деятельности, связанная с мышлением, художественной культурой.                                                                                                                                                               2. Культура как показатель общего уровня развития общества.                                                                      3. Культура как общность, характеризующаяся особым набором ценностей и правил.                            4. Культура как система ценностей и представлений того или иного класса.                                               5. Культура как духовное измерение всякой сознательной деятельности.                          Систематизация, приведенная выше, дает комплексное представление о том, какой смысл придается сейчас понятию культура.  В наиболее обобщённом значении культура - совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.  Теперь попытаемся восстановить историю слова “культура”, выявить особенности его употребления в различные периоды истории человечества.

  Слово “культура” латинского происхождения. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Первоначально оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римляне употребляли слово “культура” с каким-либо объектом в родительном падеже: культура поведения, культура речи и т.д. Римский оратор и философ Цицерон (106-43 до н.э.) использовал этот термин применительно к развитию человеческой духовности и ума с помощью изучения философии, которую определял как культуру духа или ума. Философский подход к культуре характеризуется тем, что в жизни общества выявляются определенные закономерности,  с помощью которых и устанавливаются как причины зарождения культуры, так и особенности ее развития. Философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение в их сущность. При этом культура понимается как “способ бытия” общества.                                                                                                                                                  

Культуру  часто называют  “второй природой”. Такое понимание было характерно еще для Демокрита, который называл  мир человеческого творчества “второй  натурой”. Но, противопоставляя природу  и культуру, нельзя забывать, что  культура – прежде всего природный  феномен хотя бы потому, что ее творец, человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном  ландшафте. Он пользуется ресурсами  природы, он раскрывает собственный  природный потенциал. Но если бы человек  не переступил пределов природы, он остался  бы без культуры.                                                                                           Культуру часто называют  “второй  природой”. Такое понимание было характерно еще для Демокрита, который  называл мир человеческого творчества “второй натурой”. Но, противопоставляя природу и культуру, нельзя забывать, что культура – прежде всего природный  феномен хотя бы потому, что ее творец, человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном  ландшафте. Он пользуется ресурсами  природы, он раскрывает собственный  природный потенциал. Но если бы человек  не переступил пределов природы, он остался  бы без культуры.                                                                                     Существует множество типов культуры, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои особенности. Но можно обнаружить и  общие черты, типичные для всех культур, являющиеся составными компонентами такого понятия, как “структура культуры”. Раздел культурологии, изучающий структурные  элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией  культуры. Таких компонентов можно  насчитать не один десяток. Часто  звучат такие привычные словосочетания, как национальная культура, мировая  культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т.д.  Морфология культуры предполагает изучение всевозможных  вариаций культурных форм  и артефактов в зависимости  от их исторического, географического  и социального распределения. Для  культурологии крайне существенны  такие структурные подвиды, как  материальная культура и духовная культура. Эти два существеннейшие звена  структуры культуры часто воспринимаются как антиподы. Материальная культура, которую обычно определяют как культуру быта и труда,  казалось бы, связана  с чисто физическим комфортом, с  необходимостью удовлетворять потребности  человечества, в котором она призвана.                                                                                                           Основными составными компонентами культурологии являются философия культуры и история культуры, области гуманитарных знаний, начавшие своё существование довольно давно. Слившись воедино, они и составили основу культурологии. В культурологических исследованиях исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению. В зависимости от того аспекта, на котором сосредотачивается основное внимание, создаются различные культурологические теории и школы. Философия культуры – раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры. История культуры – раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных культурно-исторических этапов.

  Особый интерес для специалистов в области филологии и лингвистики представляют взгляды современника Гегеля — немецкого эстетика, языковеда и философа Вильгельма фон Гумбольдта, который использовал гегелевское понятие “духа” применительно к культуре отдельных народов. Он рассматривал каждую культуру как неповторимое духовное целое, специфика которого выражается главным образом в языке. Подчеркивая творческую природу языка как формы выражения национального духа, Гумбольдт исследовал его в тесной связи с культурным бытием народа.                                                                                                                                                    В культуре Ницше видел прежде всего средство человеческой самореализации. Философ обратился в своем поиске основ культуры к Древней Греции, надеясь разгадать загадку происхождения культуры на базе яркого неповторимого мира эллинского искусства. Ему казалось, будто греки в полной мере ощущали трагичность бытия, а именно: в великой скорби и великом восторге, а также в неконтролируемых разумом формах фиксации этих эмоциональных состояний Ницше видел первопричину творчества. Культурфилософия Ницше сбрасывает с себя груз христианских воззрений и устремляется в более древнее лоно язычества. Культура становится для него выражением заложенной в человека космической “воли к жизни” и “воли к могуществу”. Именно так Ницше намеревался назвать свое программное сочинение. Нынешняя “чувственная” культура, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Этот вывод основывается на том, что “ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях, они всегда ограничены. В противном случае было бы не несколько форм одной культуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы. В конце XIX — начале XX в. развивается иррационалистическое понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие «жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Представители «философии жизни» выступали против господства рационализма и методологизма идеалистической философии. В. Дильтей считал, что жизнь должна быть истолкована через нее же, ее нельзя свести к каким-то проявлениям. Жизнь — это способ бытия человека, и культура есть осуществление этого способа в истории. Жизнь культуры нельзя объяснить, как это делает наука по отношению к природе, ее можно лишь понять путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования», что достигается при рассмотрении культуры сквозь призму целостности человеческой личности. Обстоятельство, которое явно смущает философов культуры, приступающих к определению культуры, — это многообразие самих культур. И когда их начинают сравнивать, то создается впечатление, будто речь идет о совершенно разных культурных космосах. Действительно, культура древних ацтеков не похожа на древнекитайскую, египетская культура отличается от античной. Сегодня на Земле можно выделить множество локальных (местных) культур. Они разнятся и по тайне своего проис- происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.

  Древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако и самобытность культуры Древнего Рима не менее очевидна, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Эта мировая держава впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Все это объясняет специфику римской культуры: сила, а не утонченность; мощь, а не быстрота; массивность, а не красота; утилитарность, а не гармония в обыденной жизни; факт, а не воображение доминируют в искусстве. Не удивительно, что римский скульптурный портрет беспощадно реалистичен. Важна не идеализированная красота, а личностная конкретика. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал скульптурного произведения. Впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в соответствии с собственной логикой, сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и заимствуя лишь то, что это  целостнос ротиворечит.                                                                                                             

Культура  Византии — уникальное явление в  истории европейской культуры. Она  возникла в государстве, официально существовавшем с IV по середину XV в. со столицей Константинополем (ныне —  Стамбул) после раздела Римской  империи на две части — восточную  и западную. Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской  империи, состоит в том, что она  возникла и существовала в своего рода пограничной ситуации. Византия была частью античного мира, но именно там, в Византии, возникла и достигла наивысшего расцвета православная ветвь  средневековой культуры. В истории  европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит  особое место. Для нее характерны торжественная пышность, духовность, изящество формы и глубина  мысли. Особенности византийской культуры можно свести к следующим моментам:                                                                                                                                                        1) синтез западных и восточных элементов  при главенстве греко-римских традиций;                                     

Информация о работе Категория бытия и ее интерпретация в классической и постклассической философии