Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:12, реферат
Проблема свободы актуальна и нуждается в глубоком философском исследовании. К этой теме обращались не только отдельные выдающиеся мыслители, но и целые философские течения, такие как марксизм, экзистенциализм,ибо свобода относится к числу вечных, подлинно философских проблем, заставляющих человеческую мысль работать с полной отдачей. Для европейской культуры свобода выступает как одна их основополагающих идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной.
Введение 3-4
Понимание свободы К. Марксом 5-7
1.1 Социальные трансформации свободы 7-11
Проблема свободы в философии Н. А. Бердяева 12-17
Экзистенциальные трансформации свободы 18-22
Заключение 23-24
Использованная литература 25
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Новотроицкий
филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических
наук
Реферат по философии
По теме «Как понимали
свободу К. Маркс, Н. Бердяев и
экзистенциалисты?»
Выполнил:
Корнейчук Е.А Группа: ММиО-24-09 Проверил:Яскевич
Л.В
Новотроицк 2010
План
Введение 3-4
1.1 Социальные трансформации свободы 7-11
Заключение 23-24
Использованная литература 25
Введение
Проблема свободы актуальна и нуждается в глубоком философском исследовании. К этой теме обращались не только отдельные выдающиеся мыслители, но и целые философские течения, такие как марксизм, экзистенциализм,ибо свобода относится к числу вечных, подлинно философских проблем, заставляющих человеческую мысль работать с полной отдачей. Для европейской культуры свобода выступает как одна их основополагающих идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной.
Понятие
свободы пронизывает все сферы
активности человека и общества. Свобода
- важнейший модус мироотношения
человека и пребывает в эпицентре
его жизненных устремлений. Оттого,
как понимается свобода, выстраиваются
различные концепции смысла и
ценности жизни. Новые формы деятельности
(в том числе и достижения благосостояния)
могут воплотиться в
Свобода
рождается там, где совершаются
переходы от внешнего, к внутреннему
и обратно. Но свобода, как показывает
история (экономическая и
з
Свобода
всегда будет представляться человечеству
такой универсалией, которая фиксирует
возможность деятельности и поведения
в условиях отсутствия внешнего целеполагания.
М. А. Можейко отмечает: «В историческом
контексте европейской культуры
доминирующим оказался аспект свободы,
артикулируемый в классической философской
традиции как свобода воли. Когерентным
процессом по отношению к историко-
X
Целью реферата является исследование понимания свободы в ходе развития философской мысли. Данная цель может быть конкретизирована в виде следующих задач:
■ проанализировать «механизм» функционирования свободы в экзистенциальных концепциях.
1. Понимание свободы К. Марксом
Онтологические
трансформации принципа свободы
можно обнаружить и у молодого
Маркса, который уделял огромное внимание
проблеме свободы. Свобода для него
была равнозначна самоопределению
духа, стремящегося к самопознанию.
Этой проблеме в большей или меньшей
мере посвящены такие работы К. Маркса,
как: "Экономическо-философских
Отсутствие
публичности и гласности есть
такое ограничение свободы, которое
фактически сводит ее к нулю. К тому
же, по мысли Маркса, свобода вообще
не может быть частичной, не может
касаться только одной стороны жизни,
не распространяясь на другие, и
напротив, ограничение свободы в
чем-то одном есть ее ограничение
вообще. «Одна форма свободы, - пишет
Маркс, - обуславливает другую, как
один член тела обуславливает другой.
Всякий раз, когда под вопрос ставится
та или другая свобода, тем самым
ставится под вопрос и свобода
вообще. Всякий раз, когда отвергается
какая-либо одна форма свободы, этим
самым отвергается свобода
В отличие от существующего «несвободного государства», «разумное государство» представляет объединение людей, следующих «естественному закону свободы» и, объединившихся для его максимальной реализации. В контексте этих рассуждений свобода и разум оказываются во многом синонимичны. Определяя « разумное государство» как «союз свободных людей», Маркс требует «рассматривать государство человеческими глазами», то есть, государство должно быть «соответствующим природе человека», должно быть построено «на основе разума свободы» и должно являться «осуществлением разумной свободы».
Занимаясь вопросами социальной онтологии, Маркс утверждал, что «современная философия рассматривает государство как великий организм, в котором должны осуществляться правовая, нравственная и политическая свобода, причем отдельный гражданин, повинуясь законам государства, повинуется только естественным законам собственного разума, человеческого разума».
Маркс
полагал, что нельзя судить о реальной
свободе на основании спекулятивной
идеи свободы, которая есть лишь плод
теоретического воображения. Маркс, пытался
осмыслить свободу как
б
дальше
и сказать, что социализм есть
«скачок из царства необходимости
в царство свободы» (Ф. Энгельс), то
свобода приобретает высокий
онтологический статус.
1.1.Социальные
трансформации свободы
Развивая
свою собственную концепцию свободы,
Маркс противопоставляет
Разрабатывая свою теорию свободы, молодой Маркс не только обращает внимание на негативный момент в свободе (самоопределение индивида через избавление от чего-то стесняющего и ограничивающего его действия), но и на позитивный момент, состоящий в том, что свобода есть развертывание позитивных качеств и свойств индивида и общества в процессе их самодвижения и развития. Только такая концепция свободы и может обеспечить исторический прогресс.
Для
молодого Маркса общество есть наивысшая
ценность, та ценность, которая позволяет
усовершенствовать человеческий род
и достичь относительной
Маркс,
как и некоторые левые
В
«Экономическо-философские
\
Рассматривая проблему свободы, Маркс отдает приоритет активности людей, практически действующих и преодолевающих косные формы человеческого бытия. Роль, прежде отводимая Богу или «духу», функцию энергичного импульса в историческом движении отныне получают люди, «эмпирические индивиды. В качестве материального носителя духовной сущности у Маркса выступает пролетариат. Пролетариат есть та социальная сила, которая «осуществит социальную свободу, уже не ограничивая её определенными условиями, лежащими вне человека и все же созданными человеческим обществом, а, наоборот, организует все условия человеческого существования, исходя, исходя из социальной свободы как необходимой предпосылки».
Социальная
свобода, другими словами, есть одновременно
и предпосылка и результат
действия такого субъекта, как пролетариат.
Этот субъект - гораздо более богатый,
чем это представлял себе, например,
большевизм, относивший пролетариев
в основном к работникам сферы
материального производства. Марксизм,
как классическая философия деятельности,
безусловно, исходит из принципа свободы,
ставит и по-своему решает проблему
свободы, которая, в свою очередь, включает
в себя проблему познания и социального
действия, является одной из ведущих
проблем, связывающих воедино
Маркс полагал, что свобода в ее теоретическом истолковании равнозначна самоопределению духа, стремящегося к самопознанию, в ее практических приложениях - демократии вообще. Идеальная свобода - это свобода в одном лишь сознании. Поэтому, считал он, необходимо исследование практических определений свободы, на основе которых только и можно судить о конкретном содержании свободы. Но в любом
Информация о работе Как понимали свободу К. Маркс, Н. Бердяев и экзистенциалисты?