Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:22, реферат
Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Мною были рассмотрены три значительных этапа развития философии: античность (Аристотель), Новое время (Г.В.Лейбниц) и современная западная философия (позитивизм и прагматизм). Каждый из них характеризуется своей концепцией истины, притом, чаще всего, и не одной. Результатом моего исследования будет являться сравнительный анализ изученных учений.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Зарождение учения об истине: Аристотель…………………………….3
Глава II. Проблема истины в философии Нового времени: Г.В. Лейбниц….....7
Глава III. Новые концепции истины: XX век……………………………………9
1.Позитивизм…………………………………………………………..10
2.Прагматизм…………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………26
Весьма симптоматично, что Пирс ругает идеалистов за то, что они проводят "различие между истиной и реальностью", и одновременно считает, что понятия истинности и ложности применимы только к высказываниям и характеризуют "знание некоторых объектов".
"Некто
купил гнедую лошадь, о которой
ему сказали, что она здорова
и пороков не имеет. Когда
он привел ее домой, то
Для Пирса "основной вопрос философии" (как вопрос об отношении сознания к бытию) - наследие традиционной метафизики, а единственным достойным предметом философского исследования выступает человеческая активность во всем ее разнообразии. Тогда и в самом деле обида покупателя лошади в приведенном примере "не относится к сути дела": продавец не говорил о натуральном цвете коня, поскольку покупатель его об этом не спрашивал - речь шла только о том, здорова ли лошадь. Правда, покупатель не спрашивал о масти потому, что был уверен, что конь гнедой, потому что глаза его не обманывают - но это уж совсем другой вопрос, и к составу высказанных суждений относительно лошади он отношения не имеет: установление истинности или ложности суждений предполагает, что суждения о предмете высказаны в явном виде.
Конечно, в сфере чистой логики мы имеем дело с "вырожденным" случаем, когда "сказать, что предложение истинно - это значит сказать, что все его интерпретации истинны. Два предложения эквивалентны, когда одно может служить интерпретацией другого, и наоборот" (4,569). Но логика - это еще не вся жизнь. И как выглядит проблематика истины в жизни, об этом лучше осведомиться не у Пирса-логика, а у Джемса-психолога.
Хотя
он и согласен с Пирсом в том
плане, что "истина есть свойство наших
идей", и что заключается это
свойство в "согласии" с реальностью,
и даже многократно повторяет, что такая
посылка для прагматизма сама собой разумеется,
но при этом дает такое толкование этих
тезисов, которое фактически превращает
понятие истины из гносеологического
в экзистенциалистски-
"Прагматизм" ставит здесь свой обычный вопрос: "Если мы примем, что некоторая идея, некое верование истинны, какие конкретные изменения произойдут от этого в жизни, которую мы переживаем? Каким способом эта идея себя реализует? Какие опыты в этом случае произойдут, в отличие от того, если бы наше верование было бы ложным? Короче, какую цену, в звонкой монете, в терминах, имеющих смысл в опыте, имеет истина?" (5, 143)
Отсюда понятен смысл того определения истины, которое дает Джемс и которое сильно отличается от "обычного" и "само собой разумеющегося", с которым он не раз выражал согласие: "Истинные идеи - это такие, которые мы способны усвоить, которые мы можем признать действительными, которые мы можем подкрепить нашей связью и которые мы способны верифицировать. Ложны те идеи, с которыми этого сделать нельзя" (5,144) В самом деле, отличие от "обычного" определения истины очевидно: там упор сделан на соответствие идеи внешнему ей объекту, существующему независимо от тех "употреблений", которые намерен сделать субъект из своих высказываний об объекте. Здесь же, говоря словами самого Джемса, истина - это "событие, которое производится для некоторой идеи. Последняя делается истиной, она завоевывает свою истину в результате работы, которую совершает посредством работы, которая состоит в том, чтобы себя подтвердить, которая имеет целью и результатом признание своей действительности" (5,144).
Более того, Джемс совершенно недвусмысленно пишет, что истины "делаются", что они "до некоторых, не определимых точно, пределов представляют собой продукты человеческого творчества" (5,148). И речь, понятно, здесь идет не о том, что поскольку истины - это "высказывания", то они, конечно, "делаются" людьми. Если бы дело было в этом, то наивно было бы говорить, что пределы, до которых истины суть продукт человеческого творчества, "не определимы точно".
Итак, в "обычном" определении, которое разделяет естествоиспытатель, сделан акцент на соответствие объекту, причем объекту, не зависимому от сознания познающего субъекта. В прагматистском же определении этот акцент сделан на практических следствиях, которые проистекают из принятия некоего положения в качестве истинного, на то, что Джемс называет "верификацией" высказывания. "Согласие" с действительностью, которое он признает "свойством" истины, - это не соответствие образа объекту, служащему его прообразом, и таким образом это не гносеологическое, а практическое (точнее, экзистенциальное) отношение. Это пригодность созданного человеком инструмента для того, чтобы подогнать друг к другу те части "моей" действительности, которые предстают как разнородные. "Истина, - пишет Джемс, - означает только то, что мысли (составляющие сами лишь часть нашего опыта) становятся истинами лишь постольку, поскольку они помогают приходить нам в удовлетворительное отношение к другим частям нашего опыта" (5,41).
И чтобы уже не осталось никаких сомнений в том, что термин "соответствие" применительно к истине Джемс понимает вовсе не в гносеологическом смысле, приведу тезис, который можно расценить как прагматистское определение понятия соответствия:
"... "соответствовать" реальности означает: принимать ее с приятностью или приобретать ее благоволение: функция, которая для нашей идеи состоит в том, чтобы нас вести, и вести нас приятно - это то, что я понимаю под верификацией" (5,146). Или еще: ""Соответствие"... означает любой процесс, ведущий от данной идеи к некоторому событию в будущем, если только этот процесс протекает удачно" (5,132). Теперь понятно, насколько естественно полное отождествление Джемсом истинного с полезным: ведь "...иметь истинные идеи - это, попросту говоря, владеть драгоценным инструментом для действия" . "Вы можете сказать о ней - "она полезна, поскольку она истинна", или же "она истинна, поскольку она полезна" (5,148). Эти две фразы говорят совершенно одно и то же: и та и другая констатируют, что есть некая идея, которая реализуется и которая может себя верифицировать... "Истинная" вы говорите об идее, которую пускаете в работу верификации, "полезная" - о действиях, производимых идеей, поскольку эти действия воплощаются в мире опыта" (5,148).
Все
эти представления сведены
Таким образом, "обмен истинами" предстает как некоторый способ организации социальных групп и постольку как средство социальной деятельности. Одновременно истины представляют собой и способ соединения субъекта с действительностью в некое единое целое. И не случайно, затрагивая тему абсолютной истины, Джемс обычно заключает слово "абсолютная" в кавычки: такая истина "непрактична": "Человек не может ждать того состояния ума, когда ему все будет ясно, он должен действовать здесь и сейчас" (5,157). И в подтверждение этого тезиса Джемс ссылается на исторический опыт: "Астрономия Птолемея, пространство Евклида, логика Аристотеля, схоластическая метафизика были удобны на протяжении столетий; но человеческий опыт "перешел границы", и все это для нас теперь не более верно, чем относительная истина, или истина в пределах опыта, с тех пор превзойденного. Взятые в качестве "абсолютных", они ложны, поскольку мы знаем не только то, что пределы эти временны, но и то, что они могли бы быть превзойдены теоретиками иных времен, как они превзойдены современными теоретиками" (5,157).
В
конечном счете, заключает далее
Джемс, дело даже не в том, признавать
или нет возможность
Заключение
Подводя итог реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для использования науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и направлений.
Для
Лейбница, как представителя
Основная
философская программа логического позитивизма,
выраженная в принципе верификации, в
тезисе о сводимости содержания истинных
теоретических утверждений к констатации
эмпирических, опытных
«данных» и в утверждении о пустоте, бессодержательности
(«аналитичности») положений логики и
математики, находится в очевидном противоречии
с практикой современного научного познания,
что и обнаружилось в ходе эволюции самого
логического позитивизма.
Философия
прагматизма представляла наиболее
яркое выражение человеческой сущности
как действие (греч. pragma, praxis), причем ценность
или отсутствие ценности мышления определяется
в зависимости от того, служит ли оно действию,
жизненной практике, то есть в какой-то
мере прагматизм является философией
успеха.
"В качестве истины, которая может быть
принята,- писал Джемс, один из основоположников
учения,- прагматизм признает лишь одно
то, что наилучшим образом руководит нами,
что лучше всего приспособлено к любой
части жизни и позволяет лучше всего слиться
со всей совокупностью опыта".
Оценивая рассуждения прагматизма относительно
истины, было бы ошибочно рассматривать
их как некое терминологически неудачное
изложение важного гносеологического
отношения. На деле в них представлена
настоящая онтология - в том виде, какой
она приняла в XX веке.
Список используемой литературы
Информация о работе Как философы понимают истину (Аристотель, Лейбниц, позитивизм, прагматизм)?