Как философы понимают истину (Аристотель, Лейбниц, позитивизм, прагматизм)?

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Мною были рассмотрены три значительных этапа развития философии: античность (Аристотель), Новое время (Г.В.Лейбниц) и современная западная философия (позитивизм и прагматизм). Каждый из них характеризуется своей концепцией истины, притом, чаще всего, и не одной. Результатом моего исследования будет являться сравнительный анализ изученных учений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава I. Зарождение учения об истине: Аристотель…………………………….3

Глава II. Проблема истины в философии Нового времени: Г.В. Лейбниц….....7

Глава III. Новые концепции истины: XX век……………………………………9

1.Позитивизм…………………………………………………………..10

2.Прагматизм…………………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………..24

Список используемой литературы………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

  Весьма  симптоматично, что Пирс ругает идеалистов за то, что они проводят "различие между истиной и реальностью", и одновременно считает, что понятия истинности и ложности применимы только к высказываниям и характеризуют "знание некоторых объектов".

  "Некто  купил гнедую лошадь, о которой  ему сказали, что она здорова  и пороков не имеет. Когда  он привел ее домой, то обнаружил, что лошадь крашеная, а ее натуральный цвет ему не нравится. Он жалуется, что его обманули; но продавец возражает: "Я же вовсе не собирался говорить об этой лошади все! То, что я говорил, было верно - в пределах, в которых оно могло быть верным". В нашей повседневной жизни все наши высказывания вообще суть грубые приближения к тому, что мы хотим сказать. Тональность, жесты очень часто самые точные моменты того, что говорится. Даже в отношении того, что касается фактов восприятия или непосредственно суждений, которые мы выносим о наших отдельных впечатлениях, эта особенность ясна. Перцепция есть реальность. Она не существует в пропозициональной форме. Но суждение, относящееся к ней самым непосредственным образом, есть абстракция. Следовательно, оно существенно отличается от реальности, пусть даже оно принято в качестве истинного относительно этой реальности. Его истина состоит в том факте, что оно претендует на рассмотрение лишь одного аспекта перцепции" (5,143).

  Для Пирса "основной вопрос философии" (как вопрос об отношении сознания к бытию) - наследие традиционной метафизики, а единственным достойным предметом философского исследования выступает человеческая активность во всем ее разнообразии. Тогда и в самом деле обида покупателя лошади в приведенном примере "не относится к сути дела": продавец не говорил о натуральном цвете коня, поскольку покупатель его об этом не спрашивал - речь шла только о том, здорова ли лошадь. Правда, покупатель не спрашивал о масти потому, что был уверен, что конь гнедой, потому что глаза его не обманывают - но это уж совсем другой вопрос, и к составу высказанных суждений относительно лошади он отношения не имеет: установление истинности или ложности суждений предполагает, что суждения о предмете высказаны в явном виде.

  Конечно, в сфере чистой логики мы имеем дело с "вырожденным" случаем, когда "сказать, что предложение истинно - это значит сказать, что все его интерпретации истинны. Два предложения эквивалентны, когда одно может служить интерпретацией другого, и наоборот" (4,569). Но логика - это еще не вся жизнь. И как выглядит проблематика истины в жизни, об этом лучше осведомиться не у Пирса-логика, а у Джемса-психолога.

  Хотя  он и согласен с Пирсом в том  плане, что "истина есть свойство наших  идей", и что заключается это  свойство в "согласии" с реальностью, и даже многократно повторяет, что такая посылка для прагматизма сама собой разумеется, но при этом дает такое толкование этих тезисов, которое фактически превращает понятие истины из гносеологического в экзистенциалистски-бихевиористское. Джемс стремится "уточнить" понятие истины, бытующее в обиходе и трактующее истинные идеи "как копии соответствующих реальностей" (5,143). Хотя, оговаривается Джемс, иногда такое толкование и бесспорно (например, посмотрев на стенные часы и закрыв потом глаза, мы можем вообразить положение их стрелок), однако оно явно неполно. Если продолжать пример с часами, то уже идея "хода часов" не может быть истолкована как "копия вещи". Еще в меньшей степени в качестве подобной "копии" можно расценить понятие "упругости пружины". Джемс считает, что такого рода "несообразности" немедленно исчезают в прагматистской трактовке истины.

  "Прагматизм" ставит здесь свой обычный  вопрос: "Если мы примем, что  некоторая идея, некое верование  истинны, какие конкретные изменения произойдут от этого в жизни, которую мы переживаем? Каким способом эта идея себя реализует? Какие опыты в этом случае произойдут, в отличие от того, если бы наше верование было бы ложным? Короче, какую цену, в звонкой монете, в терминах, имеющих смысл в опыте, имеет истина?" (5, 143)

  Отсюда  понятен смысл того определения  истины, которое дает Джемс и которое  сильно отличается от "обычного" и "само собой разумеющегося", с которым он не раз выражал  согласие: "Истинные идеи - это такие, которые мы способны усвоить, которые мы можем признать действительными, которые мы можем подкрепить нашей связью и которые мы способны верифицировать. Ложны те идеи, с которыми этого сделать нельзя" (5,144) В самом деле, отличие от "обычного" определения истины очевидно: там упор сделан на соответствие идеи внешнему ей объекту, существующему независимо от тех "употреблений", которые намерен сделать субъект из своих высказываний об объекте. Здесь же, говоря словами самого Джемса, истина - это "событие, которое производится для некоторой идеи. Последняя делается истиной, она завоевывает свою истину в результате работы, которую совершает посредством работы, которая состоит в том, чтобы себя подтвердить, которая имеет целью и результатом признание своей действительности" (5,144).

  Более того, Джемс совершенно недвусмысленно пишет, что истины "делаются", что  они "до некоторых, не определимых  точно, пределов представляют собой  продукты человеческого творчества" (5,148). И речь, понятно, здесь идет не о том, что поскольку истины - это "высказывания", то они, конечно, "делаются" людьми. Если бы дело было в этом, то наивно было бы говорить, что пределы, до которых истины суть продукт человеческого творчества, "не определимы точно".

  Итак, в "обычном" определении, которое  разделяет естествоиспытатель, сделан акцент на соответствие объекту, причем объекту, не зависимому от сознания познающего субъекта. В прагматистском же определении этот акцент сделан на практических следствиях, которые проистекают из принятия некоего положения в качестве истинного, на то, что Джемс называет "верификацией" высказывания. "Согласие" с действительностью, которое он признает "свойством" истины, - это не соответствие образа объекту, служащему его прообразом, и таким образом это не гносеологическое, а практическое (точнее, экзистенциальное) отношение. Это пригодность созданного человеком инструмента для того, чтобы подогнать друг к другу те части "моей" действительности, которые предстают как разнородные. "Истина, - пишет Джемс, - означает только то, что мысли (составляющие сами лишь часть нашего опыта) становятся истинами лишь постольку, поскольку они помогают приходить нам в удовлетворительное отношение к другим частям нашего опыта" (5,41).

  И чтобы уже не осталось никаких  сомнений в том, что термин "соответствие" применительно к истине Джемс понимает вовсе не в гносеологическом смысле, приведу тезис, который можно расценить как прагматистское определение понятия соответствия:

  "... "соответствовать" реальности  означает: принимать ее с приятностью  или приобретать ее благоволение: функция, которая для нашей идеи состоит в том, чтобы нас вести, и вести нас приятно - это то, что я понимаю под верификацией" (5,146). Или еще: ""Соответствие"... означает любой процесс, ведущий от данной идеи к некоторому событию в будущем, если только этот процесс протекает удачно" (5,132). Теперь понятно, насколько естественно полное отождествление Джемсом истинного с полезным: ведь "...иметь истинные идеи - это, попросту говоря, владеть драгоценным инструментом для действия" . "Вы можете сказать о ней - "она полезна, поскольку она истинна", или же "она истинна, поскольку она полезна" (5,148). Эти две фразы говорят совершенно одно и то же: и та и другая констатируют, что есть некая идея, которая реализуется и которая может себя верифицировать... "Истинная" вы говорите об идее, которую пускаете в работу верификации, "полезная" - о действиях, производимых идеей, поскольку эти действия воплощаются в мире опыта" (5,148).

  Все эти представления сведены воедино  в джемсовой модели "кредитной системы истин". Истины, утверждает он, подобны бумажным деньгам, кредитным билетам. "Наши мысли и наши верования "пригодны", подобно тому, как монеты имеют хождение, пока никто от них не отказывается, так же точно, как банковские билеты, пока никто не отказывается от них. Но все это подразумевает верификацию, экспрессивно сделанную несколько раз, прямую конфронтацию фактам, - без нее все наше здание истины колеблется, как колеблется финансовая система, в основе которой недостаточно металлического резерва. Вы акцептируете мою верификацию в качестве факта, я, в качестве другого факта, акцептирую вашу верификацию. Между нами возникает обмен истинами. Но есть верования, которые, будучи верифицированы кем-то, служат исходным пунктом всей суперструктуры" (5,148).

  Таким образом, "обмен истинами" предстает  как некоторый способ организации  социальных групп и постольку  как средство социальной деятельности. Одновременно истины представляют собой  и способ соединения субъекта с действительностью  в некое единое целое. И не случайно, затрагивая тему абсолютной истины, Джемс обычно заключает слово "абсолютная" в кавычки: такая истина "непрактична": "Человек не может ждать того состояния ума, когда ему все будет ясно, он должен действовать здесь и сейчас" (5,157). И в подтверждение этого тезиса Джемс ссылается на исторический опыт: "Астрономия Птолемея, пространство Евклида, логика Аристотеля, схоластическая метафизика были удобны на протяжении столетий; но человеческий опыт "перешел границы", и все это для нас теперь не более верно, чем относительная истина, или истина в пределах опыта, с тех пор превзойденного. Взятые в качестве "абсолютных", они ложны, поскольку мы знаем не только то, что пределы эти временны, но и то, что они могли бы быть превзойдены теоретиками иных времен, как они превзойдены современными теоретиками" (5,157).

  В конечном счете, заключает далее  Джемс, дело даже не в том, признавать или нет возможность совершенной, абсолютной истины - ведь и таковая  должна, согласно прагматистскому принципу, оправдать свои притязания, то есть сделать себя таковой. И вопрос о подобной возможности он оставляет открытым.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Подводя итог реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для использования науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и направлений.

  Для Лейбница, как представителя рационалистического  учения, характерна когерентная теория истины. Истина приписывается утверждениям, пропозициям или чему бы то ни было, что мы  принимаем за первичные носители истинностного значения, либо путем определения отношений этих утверждений к вещам, которые обычно сами не являются утверждениями, либо рассматривая их отношения к другим утверждениям. Лейбниц делит истину на истины факта, получаемые в результате чувственного опыта, и метафизические истины, постигающиеся с помощью разума. К последним он относит все положения математической логики.

  Основная философская программа логического позитивизма, выраженная в принципе верификации, в тезисе о сводимости содержания истинных теоретических утверждений к констатации эмпирических, опытных 
«данных» и в утверждении о пустоте, бессодержательности («аналитичности») положений логики и математики, находится в очевидном противоречии с практикой современного научного познания, что и обнаружилось в ходе эволюции самого логического позитивизма.

  Философия прагматизма представляла наиболее яркое выражение человеческой сущности как действие (греч. pragma, praxis), причем ценность или отсутствие ценности мышления определяется в зависимости от того, служит ли оно действию, жизненной практике, то есть в какой-то мере прагматизм является философией успеха. 
"В качестве истины, которая может быть принята,- писал Джемс, один из основоположников учения,- прагматизм признает лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта". 
Оценивая рассуждения прагматизма относительно истины, было бы ошибочно рассматривать их как некое терминологически неудачное изложение важного гносеологического отношения. На деле в них представлена настоящая онтология - в том виде, какой она приняла в XX веке.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы

  1. Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г
  2. Ayer A. J. Language, Truth and Logic. L., 1960.
  3. Сатар R. Philosophy and Logical Syntax.
  4. Pierce Ch. Dictionary of Philosophy and Psychology. Ed. J. Baldwin. Vol. 1, 1901.
  5. Джемс В. Прагматизм. 1890 г.
  6. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по всем спец. - М.: Высш. шк., 2001.
  7. Бертран Рассел «История западной философии»

Информация о работе Как философы понимают истину (Аристотель, Лейбниц, позитивизм, прагматизм)?