Как философы понимают истину (Аристотель, Лейбниц, позитивизм, прагматизм)?

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Мною были рассмотрены три значительных этапа развития философии: античность (Аристотель), Новое время (Г.В.Лейбниц) и современная западная философия (позитивизм и прагматизм). Каждый из них характеризуется своей концепцией истины, притом, чаще всего, и не одной. Результатом моего исследования будет являться сравнительный анализ изученных учений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава I. Зарождение учения об истине: Аристотель…………………………….3

Глава II. Проблема истины в философии Нового времени: Г.В. Лейбниц….....7

Глава III. Новые концепции истины: XX век……………………………………9

1.Позитивизм…………………………………………………………..10

2.Прагматизм…………………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………..24

Список используемой литературы………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

  Глава III. Новые концепции истины: XX век

  1. Позитивизм

  Рассматривая  проблему истины, логические позитивисты пришли к принципу верификации. Этот принцип требует, чтобы "предложения" всегда сравнивались с "фактами". Но что такое факт? Допустим, что это какое-то положение вещей в мире. Но мы хорошо знаем, как трудно бывает выяснить истинное положение дел, добраться до так называемых твердых, упрямых фактов. Если фактами считать различные вещи, группы этих вещей и т.д., то мы никогда не будем гарантированы от ошибок. Даже такое простое предложение, как "это есть стол", далеко не всегда достоверно, ибо может быть и так, что то, что имело вид стола, на самом деле есть ящик, доска, верстак или мало ли что еще. Строить науку на таком ненадежном фундаменте было бы слишком легкомысленно.

  В поисках более достоверных фактов логические позитивисты пришли к  выводу о том, что надо элементарное предложение относить к такому явлению, которое не может нас подвести. Они думали, что таковы чувственные  восприятия или "чувственные содержания", "чувственные данные" или "Sense-data". Говоря, что "это есть стол", я могу ошибаться, ибо то, что я вижу, может быть, вовсе не стол, а какой-то другой предмет. Но если я скажу: "Я вижу продолговатую коричневую полосу", то тут уже никакой ошибки быть не может, так как это именно то, что я действительно вижу.

  Значит, чтобы верифицировать любое эмпирическое предложение, надо свести его к высказыванию о наиболее элементарном чувственном  восприятии. Такие восприятия и будут  теми фактами, которые делают предложения истинными.

  В то же время единственный признак  факта - это то, что он воспринимается. Для логических позитивистов все  эмпирические предложения относятся  в конечном счете к нашим чувственным  содержаниям или, говоря короче, к  ощущениям. Как писал А.Айер, "...предложения о материальных объектах должны быть переведены в предложения о чувственных содержаниях" (2, 59).

  Итак, если мы можем сравнить предложение  с действительностью, то есть указать  метод его проверки, то такое предложение  будет осмысленным, если мы не сможем этого сделать, то мы произносим слова, лишенные смысла. Возьмем такие примеры:

  "Идет  дождь" - чтобы проверить его,  достаточно выглянуть в окно  и посмотреть.

  "Под  столом сидит кошка" - надо заглянуть  под стол и увидеть или не  увидеть там кошку.

  "Этот  порошок - соль" - надо попробовать  на язык и ощутить соленый  вкус.

  Возьмем теперь предложения другого типа, предложения метафизики:

  "Время  нереально" - Мак-Таггарт. 

  "В  абсолюте исчезают все противоречия" - Брэдли.

  "Существует  всемогущий и всеведущий Бог" - христианская догматика.

  "Ничто  ничтожит" - Хайдеггер. 

  Мур спрашивал о подобных предложениях: "что все это значит?" Деятели "Венского кружка" подходят к ним  с точки зрения принципа верификации. Можете ли вы проверить эти предложения, можете ли вы указать эмпирические условия, при которых они будут истинными? Нет? Тогда все эти ряды слов лишены смысла: это псевдопредложения, а проблемы, которые они предполагают, - псевдопроблемы. Логические позитивисты обычно ссылаются на аналогичные примеры для доказательства того, что вся метафизика состоит из подобной бессмыслицы. Но они обрушиваются не только на философов типа Гегеля, Брэдли и Хайдеггера. Они имеют в виду и реализм, и материализм с его признанием объективной реальности и ее отражения в сознании человека. Они, конечно, не отрицают объективную реальность внешнего мира, но заявляют, что вопрос о существовании объективного мира - это бессмысленный псевдовопрос. "Мы отвергли тезис о реальности физического мира, - говорит Карнап, - однако мы отвергли его не как ложный, а как не имеющий смысла, точно так же, как отвергли его идеалистический антитезис. Мы не утверждаем и не отрицаем эти положения, мы отвергаем вопрос в целом" (3,31).

  Можно сказать, что "роза красная", что  она издает сильный приятный запах, что у нее есть шипы. Но нельзя сказать, что роза объективно существует, или что она материальна, ибо это утверждение есть бессмыслица.

  Проведение принципа верификации оказалось чреватым непреодолимыми трудностями. Во-первых, непонятна природа самого принципа верификации. Этот принцип, конечно, не есть тавтология, но в то же время это и не высказывание о фактах. Априорным он быть не может, так как нет синтетических суждений априори. Значит, согласно логике неопозитивизма, он должен быть бессмысленным. Логические позитивисты бились над этой трудностью, пытаясь найти сколько-нибудь удовлетворительный ответ. В частности, они предложили считать принцип верификации не предложением в обычном смысле слова, а предписанием, правилом поведения, рецептом. Но беда в том, что позитивистская схема научного знания не предусматривает таких рецептов, в ней нет для них места. Если же все-таки это рецепт, то непонятно, почему мы принимаем его, что нас заставляет это делать. Пытаясь ответить на этот вопрос, логические позитивисты не могли избежать фактического признания того, что принцип верификации имеет конвенциональный характер, то есть принимается просто на основе условного соглашения. Сами они пришли к нему, по-видимому, совершенно интуитивно, но, когда потребовалось представить более строгое обоснование, его не удалось найти.

  Во-вторых, оказалось, что если мы примем принцип  верификации предложения, то мы должны признать бессмысленными не только "метафизические" предложения, но и многие предложения  науки и здравого смысла. В самом деле:

  а) Если под проверкой понимать актуальную проверку посредством некоторого чувственного восприятия, а чувственные восприятия может иметь только отдельный  субъект, то очевидно, что для него, а следовательно, для каждого из нас большинство предложений будет лишено смысла. Ибо мы никогда не сможем довести эти предложения до чувственного восприятия. Утверждения относительно событий прошлого и отдаленного будущего не поддаются верификации. Утверждение о том, что в Антарктике живут пингвины, будет иметь смысл только в том случае, если мы туда поедем и их там увидим. Нелепость такой постановки вопроса настолько очевидна, что логические позитивисты поспешили заменить актуальную верификацию принципиальной верифицируемостъю, логической возможностью произвести проверку.

  б) Но и ослабление принципа верификации  не спасает его, ни одно высказывание, имеющее общий характер, в принципе, не поддается чувственной верификации, так как никаким конечным числом чувственных сопоставлений мы не можем осуществить их окончательную проверку. А если так, то все законы, которые формулирует наука относительно природы, превращаются в бессмыслицу.

  Чтобы выйти из этого положения, Шлик предложил  считать законы природы не утверждениями, а правилами процедуры, позволяющими получать предсказания относительно некоторых экспериментальных результатов. Но в этом случае опять получается нечто несообразное, так как законы природы не могут рассматриваться ни как истинные, ни как ложные, что заставило бы удалить их из состава науки.

  в) Оказалось, что даже такое суждение, как "это лист бумаги", никогда  не может быть полностью верифицировано, так как никакое конечное число  предсказаний относительно него не может  дать его окончательной верификации.

  г) Карл Поппер попытался заменить принцип  верификации принципом фальсификации. Этот принцип позже лег в основу "критического рационализма" Поппера, его концепции развития научного знания. Идея его состояла в том, что научное предложение, а далее и научная теория утверждают нечто вполне определенное, а не что угодно. Они утверждают некоторые факты и исключают какие-то другие. Они утверждают, что одни факты могут иметь место, а другие не могут. Ни отдельное утверждение науки, ни научная теория не всеядны, они не могут принимать все факты. А раз так, то всегда имеется принципиальная возможность того, что какие-то факты будут несовместимы с данным утверждением или данной теорией, то есть их опровергнут или фальсифицируют.

  Это значит, что можно представить себе такое положение дел, при котором некоторая научная теория окажется неверной. Это не значит, что так действительно будет, это значит лишь то, что такое в принципе возможно, то есть что можно поставить соответствующий мысленный эксперимент. Значит, имеется принципиальная возможность фальсифицировать этот закон, следовательно, он представляет собой научное утверждение.

  Но  возьмите заявление религиозного человека о том, что божественное провидение направляет судьбы людей. Нельзя представить себе или предположить такой факт, который бы его опроверг. Что бы ни случилось - эпидемия, наводнение, землетрясение, верующий всегда ответит: "На все воля Божия". Нет такого события, которое заставило бы верующего признать, что его вера в божественное провидение опровергнута. Поэтому его утверждение не является научным.

  Что касается научной теории, то Поппер выдвинул концепцию, согласно которой  любая научная теория больше всего  заинтересована в том, чтобы быть опровергнутой. На первый взгляд, это кажется парадоксом, но вдумаемся в эту идею. Научная теория создается, чтобы объяснить некоторую группу фактов. Она является научной теорией лишь постольку, поскольку она способна это сделать. Но каким образом научное познание может развиваться дальше? История науки показывает, что это происходит не только и не столько количественным образом, путем прибавления новых, не связанных со старыми групп фактов или путем прибавления к старым теориям новых теорий, а путем замены теоретических конструкций. Это происходит в результате открытия новых фактов, которые старая теория не может объяснить и которые ее тем самым опровергают.

  Таким образом, развитие научного знания, по Попперу, совершается в ходе постоянных опровержений старых теорий, и чем  быстрее такое опровержение происходит, тем лучше. В этой концепции есть доля истины, но она преувеличена до крайности. Она недооценивает преемственности знания, его приращения, по выражению Бэкона, принципа соответствия в развитии научных теорий.

  Но  вернемся к принципу верификации. Многочисленные трудности, с которыми столкнулись попытки сделать принцип верификации единственным критерием антиметафизичности (научности) любой теории, привели к его дальнейшему ослаблению. Пришлось заменить верифицируемость "подтверждаемостью". Теперь предложение, чтобы считаться осмысленным, не требовало уже логической возможности окончательной верификации; достаточно было того, чтобы оно в какой-то степени подтверждалось наблюдением. Но какова должна быть степень подтверждаемости? Это оставалось неизвестным.

  Айер, который вначале принял этот вариант  принципа верификации, впоследствии сам  же указывал на его недостатки. Главный  из них - неудача попыток его строгой  формализации. Оказалось, что, если принять  его в той расплывчатой формулировке, в которой он был высказан, то подтверждение могут получить даже самые бессмысленные предложения. Ведь для того, чтобы подтвердить не элементарное предложение, необходимо свести его к таким предложениям, которые непосредственно описывают опыт.

  Но  и это еще не все трудности, связанные с принципом верификации. Во всех рассмотренных вариантах верификация, в конечном счете или практически, означала сведение верифицируемого предложения к элементарным предложениям или, как их называли, "протокольным предложениям". Считалось, что протокольные предложения, чтобы быть надежными, должны относиться к чувственным данным, то есть к ощущениям субъекта. Но если так, то они должны иметь значение лишь для данного субъекта, так как ни из чего не следует, что, скажем, мои ощущения обязательно должны совпадать с вашими. Этот вывод неизбежно вытекает из феноменалистической позиции, из признания "чувственных данных" пределом анализа.

  Если  есть материальный объект, вызывающий ощущения, которые его так или  иначе отражают, то понятно, что эти ощущения для всех людей могут быть и даже должны быть сходными. Но если ощущения - это последнее, что мы знаем, то они вовсе не обязательно должны быть одинаковы у всех. Короче говоря, эта позиция ведет к солипсизму, и хотя Карнап и его коллеги подчеркивали, что речь идет о методологическом солипсизме, это было слабое утешение.

  Таким образом, с самого начала перед позитивистами  очень остро стала проблема интерсубъективности, которая повлекла за собой целую  цепь проблем касательно языка науки. ины, логические позитивисты пришли к принципу верификации.

  2. Прагматизм

  Основателя  прагматизма, Ч. Пирса, проблема истины не очень интересовала - вероятно, потому, что, с его точки зрения, понятие  это характеризует только результат  познавательной деятельности, а не познавательный процесс; оно не касается также ни метода познания, ни его назначения - то есть всего того, что представляло для Пирса интерес. Правда, некоторое внимание этому понятию он все же уделил - в "Словаре по философии и психологии". Здесь он пишет, что истина имеет "логический" характер и может быть определена как "согласие некоего абстрактного высказывания с идеальным пределом, к которому исследование стремится, никогда не достигая его, для того, чтобы произвести научное верование" (4,565). В качестве примера он приводит бесконечный процесс уточнения значения числа π: "То, что мы называем π, это идеальный предел, которого не может выразить с совершенной истинностью никакая числовая величина". А следующий за этим другой пример - представление о свободе воли: "...сколь бы длительными ни были дискуссии и сколь бы совершенным ни становился характер наших методов, никогда не наступит такое время, когда мы сможем стать полностью уверенными, или когда вопрос этот не будет иметь значения, или когда тот или другой предложенный ответ объяснит факты окончательно; иначе говоря, в отношении этого вопроса, очевидно, нет истины" (4,565).

Информация о работе Как философы понимают истину (Аристотель, Лейбниц, позитивизм, прагматизм)?