Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 21:22, реферат
Целью данной работы является исследование одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Мною были рассмотрены три значительных этапа развития философии: античность (Аристотель), Новое время (Г.В.Лейбниц) и современная западная философия (позитивизм и прагматизм). Каждый из них характеризуется своей концепцией истины, притом, чаще всего, и не одной. Результатом моего исследования будет являться сравнительный анализ изученных учений.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Зарождение учения об истине: Аристотель…………………………….3
Глава II. Проблема истины в философии Нового времени: Г.В. Лейбниц….....7
Глава III. Новые концепции истины: XX век……………………………………9
1.Позитивизм…………………………………………………………..10
2.Прагматизм…………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………26
П Л А Н
Введение…………………………………………………………
Глава I. Зарождение учения об истине: Аристотель…………………………….3
Глава II. Проблема истины в философии Нового времени: Г.В. Лейбниц….....7
Глава III. Новые концепции истины: XX век……………………………………9
1.Позитивизм………………………………………………
2.Прагматизм………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………26
Введение
В любые времена человек пытается определить для себя, что такое истина. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта?
Целью
данной работы является исследование
одной из основополагающих проблем
в философии, отраженной в творчестве
практически любого философа. Мною
были рассмотрены три значительных
этапа развития философии: античность
(Аристотель), Новое время (Г.В.Лейбниц)
и современная западная философия (позитивизм
и прагматизм). Каждый из них характеризуется
своей концепцией истины, притом, чаще
всего, и не одной. Результатом моего исследования
будет являться сравнительный анализ
изученных учений.
Глава I. Зарождение учения об истине: Аристотель
Выдающийся
мыслитель древности Аристотель
общепризнанно считается «отцом логики».
Обобщив методы познания науки и философии
6-4 в.в. до н.э., классифицировав и описав
их, Аристотель создал учение о формах
постигающего истину мышления, то есть
логику. В дальнейшем в историческом развитии
логическое учение Аристотеля стало источником
многочисленных школ и направлений; философы
и ученые различных эпох стремились приспособить
его к своим интересам и задачам, использовать
его в тех или иных исследовательских
целях. Слово «логика», а тем более выражение
«формальная логика» у Аристотеля не встречается.
У него мы находим такие словоупотребления,
как «логический силлогизм», «логическое
рассуждение», «логические проблемы»,
но не слово «логика». Аристотель впервые
вычленил и исследовал формы логического
мышления, передав их изучения специальной
науке, которую мы теперь называем логикой.
Первыми, кто занялся изучением методов
исследования, и сделали их предметом
философской рефлексии, были
Сократ и Платон. Логика и диалектика Аристотеля
являются продуктом критической их переработки
и развития.
Аристотель неоднократно подчеркивает, что для применения и развития науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов логики.
«...не
имеет смысла судить об истине на том
основании, что окружающие нас вещи
явно изменяются и никогда не остаются
в одном и том же состоянии.
Ибо в поисках истины необходимо отправится
от того, что всегда находится в одном
и том же состоянии и не подвергаются никакому
изменению» (1, т.1, 251)
«...если
существует движение и нечто движущееся,
а движется от чего- то и к чему-то,
то движущееся должно быть в том, от
чего оно движется и
[затем] не быть в нем, двигаться к другому
и оказываться в нем, а противоречащее
этому не может быть (в то же время) истинным
вопреки их мнению» (1, т.1, 281-284)
По
Аристотелю, для нашего познания единичное
бытие есть сочетание
«формы» и «материи». В плане бытия «форма»
сущность предмета или те определения
самого по себе существующего предмета
,которые могут быть сформулированы в
понятии о предмете. То, с чем может иметь
дело знание, есть только понятие, заключающее
в себе существенные определения предмета.
Напротив, если мы отвлечемся от понятия,
то из всего содержания самого предмета
останется то, что уже ни в каком смысле
не может стать предметом знания.
Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием «формы». Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает.
У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей. "Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко». Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом, но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке, правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда все это складывается, получается заметная величина.
«...Верно
также и то, что философия называется
знанием об истине. В самом деле,
цель умозрительного знания - истина, а
цель знания, касающегося деятельности
- дело: ведь люди деятельные даже тогда,
когда они рассматривают вещи, каковы
они, исследуют не вещи, а вещь в ее отношении
к чему-то и в настоящее время. Но мы не
знаем истины, не зная причины. А из всех
вещей тем или иным свойством обладает
та, благодаря которой такое же свойство
присуще и другим; наиболее истинно то,
что для последующего есть причина его
истинности. Поэтому и начала всего существующего
должны быть наиболее истинными: они ведь
истинны не временами, и причина их бытия
не в чем-то другом, а наоборот, они причина
бытия всего остального; так что в какой
мере каждая вещь причастная бытию, в такой
истине». (1, т.1,
94)
Разумное познание выступает мысленным охватом всех деталей, но уже лишенным всякой хаотичности и суеты, т.е. того, что характерно для неосмысленной деятельности и повседневной жизни. Но разум не оторван от жизни по двум причинам. Во-первых, он столь же нацелен на многообразие и изменчивость, как и чувства. Его следует рассматривать высшей степенью по сравнению с последним только потому, что он спокоен и уверен в себе, не столь тороплив с реакцией на несообразности и уродства жизни. Во-вторых, разум не есть нечто неподвижное, в отличае от чувств. Которые подвижны и изменчивы, - именно так трактовали соотношение разумного и чувственного познания Платон и большинство греческих мыслителей. Разум в трактовке же Аристотеля - динамично-подвижен, деятелен. Значит, в разуме (уме) находят свое выражение и становление, и жизнь, и наслаждение. Но ум к тому же способен соединять в целое все сферы жизни - практичность (рассудительность), мудрость и науку - посредством нахождения общих принципов: “для первоприходцев существует ум”. Следовательно, разумное познание исходит из рассмотрения мира как единства разнообразного и призвано в качестве итога дать картину целостного и бесконечно разнообразного мира, организованного разумного и эстетически. Познание не есть своеобразное бегство в неподвижный мир идей (как вольно или невольно получилось у Платона), а есть то, что дает возможность видеть в самой изменчивости и текучести внутреннюю красоту и разумность. Никакие видимые беспорядки и несправедливости не могут отвратить от мира. Напротив, они стимулируют познавательный интерес, который и дает мужество жить и переносить все невзгоды. Философ - тот, кто в познании находит источник радостного отношения к миру, вопреки трудностям и помехам. Истинное знание открывает целесообразность и “умную красоту мира”.
Аристотель
также выделяет проблему, впоследствии
ставшую камнем преткновения в философии:
на основе чего строится познание человека
о мире
– на основе эмпирического опыта или в
результате мыслительной деятельности?
Если имеет место и то и другое, то каково
их соотношение?
«Истинное и ложное означают следующее: истина есть удостоверение (как бы) на ощупь и высказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь и высказывание), а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется незнание - в самом деле, относительно сути вещи ошибаться невозможно, разве что привходящим образом, и одинаково обстоит дело и с сущностями несоставными, ибо и относительно них ошибиться нельзя; и все они существуют в действительности, не в возможности, ибо иначе они возникали бы и уничтожались; а сущее само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно должно было бы возникать из чего-то; поэтому относительно того, что есть бытие само по себе и в действительности, нельзя ошибаться, а можно либо мыслить его, либо нет. Относительно его ставится вопрос только о сути, а не о том, такого ли свойства оно или нет. Что же касается бытия как истины и небытия как ложного, то в одних случаях, если связывают (связанное на деле), имеется истинное, если же такого связывания нет, то - ложное, а в других случаях, когда имеется одно, если оно действительно сущее, оно есть только таким-то образом; если же оно таким-то образом не существует, и истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет здесь и заблуждения, а есть лишь незнание» (1, т.1, 249-250).
Таким
образом, мы видим, какое звучание проблема
истины приобрела у
Аристотеля. Необходимо отметить, что
отправной точкой для исследования истины,
у него служит положение о необходимости
опираться на непреходящее бытие. Разум
человека рассматривается как инструмент
постижения истины, в поисках которой
необходимо лишь опираться на формальные
законы логики.
Используя эти законы для анализа исследуемых
понятий и категорий, с помощью индукционного
и дедуктивного метода человек устанавливает
истину.
Глава II Проблема истины в философии Нового времени:
Г.В. Лейбниц
Лейбниц
твердо верил в значение логики не
только в ее собственной сфере, но
и в смысле основания метафизики.
Он много работал над
Лейбниц, основывая свою философию, опирался на две логические предпосылки: закон противоречия и закон достаточного основания. Оба они связаны с понятием "аналитического" суждения, являющегося Суждением, в котором предикат содержится в субъекте, например: "Все белые люди - это люди". Закон противоречия гласит, что все аналитические предложения являются истинными. Закон достаточного основания (лишь в эзотерических философских системах) гласит, что все истинные предложения являются аналитическими. Это относится даже к тому, что мы рассматриваем как эмпирические утверждения реальной действительности. Если мы путешествую, в понятие о нас нужно навечно включить понятие об этом путешествии, которое является нашим предикатом. «Следовательно, природа индивидуальной субстанции, или полного существа, состоит в том, чтобы иметь настолько полное и законченное понятие, чтобы оно могло обнять и позволяло вывести все предикаты того субъекта, которому оно придается... Так, качество царя, принадлежащее Александру Великому, будучи взято отдельно от субъекта, не обладает достаточной индивидуальной определенностью и не заключает в себе других качеств того же самого субъекта или того, что содержит в себе понятие названного государя, тогда как Бог, видя индивидуальное понятие или haecceity Александра, видит в нем в то же время основание и причину всех предикатов, которые действительно могут быть высказаны об Александре (например, что он победил Дария и Пора), и мог бы даже узнать a priori (а не путем опыта), естественною ли смертью умер он или от отравы, что мы можем узнать только из истории".
Одно из наиболее определенных заявлений относительно оснований метафизики Лейбница встречается в его письмах: "Принимая во внимание понятие, которое я имею о каждом истинном суждении, я выяснил, что каждый предикат, необходимый или случайный, относящийся к прошлому, настоящему или будущему, содержится в понятии субъекта, и я больше ничего не спрашиваю. ...Суждение, о котором идет речь, имеет большое значение и заслуживает того, чтобы его хорошо доказали, так как отсюда следует, что каждая душа представляет собой отдельный мир, независимый от всего, за исключением Бога, что она не только бессмертна и, так сказать, нечувствительна, но что она содержит в своей субстанции следы всего того, что с ней случается".
Он далее объясняет, что субстанции не действуют друг на друга, но все согласованно отражают Вселенную, каждая со своей точки зрения. Взаимодействия быть не может потому, что все, что случается с каждой субстанцией, является частью ее собственного понятия и определено вечно, если эта субстанция существует.
Ясно, что эта система так же детерминистична, как и система Спинозы. Такой взгляд явно несовместим с христианской доктриной греха и свободной воли. Лейбниц в целях предосторожности воздержался от опубликования этой работы.
Таким образом, Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истинах факта и истинах необходимых. Истины факта – это такие истины, которые получаются в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтом не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании одного факта относительно другого. Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики.
Правда, для людей существует различие между истинами, познанными при помощи логики, и истинами, познанными при помощи опыта. Это различие проявляется двумя способами. Во-первых, хотя все, что случается с Адамом, следует из его понятия, если он существует, мы можем удостовериться в его существовании только опытным путем. Во-вторых, понятие любой индивидуальной субстанции бесконечно сложно, и анализ, который требуется для выведения его предикатов, может быть осуществлен только Богом. Однако эти различия обусловливаются только нашим невежеством и интеллектуальными ограничениями; для Бога они не существуют. Бог воспринимает понятие Адама во всей его безграничной сложности и поэтому может рассматривать все истинные суждения об Адаме как аналитические. Бог может также априорно удостовериться, существует ли Адам. Так как Бог знает Свою Собственную благость, из которой следует, что Он создаст лучший из возможных миров, Он знает также, образует ли Адам или нет часть этого мира. Поэтому нет настоящего спасения от детерминизма через наше невежество.
Информация о работе Как философы понимают истину (Аристотель, Лейбниц, позитивизм, прагматизм)?