Совершенно очевидно, что "деление" процесса познания на два уровня - чувственный и рациональный - весьма условно. Оно необходимо для понимания процесса познания (познания процесса познания). Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие не есть что-либо непосредственно готовое; оно есть не что иное, как самый акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Понятая возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.
Суждение это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Например, предложение "Клен растение" есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность, а также нечто предположительное.
Понятия "живут" лишь в контексте суждений. Изолированное понятие - это искусственный препарат, как, например, клеточка организма, изъятая из своего целого. Мыслить значит судить о чем-либо. При этом понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, не имеет для нас смысла. Можно сказать, что суждение (или суждения) это развернутое понятие, а само понятие это свернутое суждение (или суждения).
Словесной формой выражения суждения является предложение как непосредственная, материализованная действительность мысли. Суждения, каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с предикатом, т.е. того, о чем что-либо высказывается, и того, что именно высказывается. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого - либо факта или опосредованным путем - с помощью умозаключения. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки.
Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. Умозаключение более высокий уровень мышления, чем суждение, и оно исторически возникло гораздо позже. Умозаключение как сопоставление суждений принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность: оно получило возможность двигаться в относительно самостоятельном поле "чистой мысли".
Иррациональное познание можно не выделять как отдельный от рационального, автономный вид познания. Как заметил М. Хайдеггер, "иррационализм есть только не осмыслившая себя рациональность". По крайней мере, допускается возможность частичной рационализации иррационального в будущем.
Согласно общепринятой трактовке, иррационализм - направление в философии, которое отрицает или ограничивает, с одной стороны, возможности разума в познании мира, а с другой, - отвергает или снижает степень разумности порядков мира. Ограничивая познавательные способности разума, иррациональное познание на его место выдвигает другие формы освоения мира (или способности к познанию): веру, интуицию, инстинкт, чувства, переживания и т.п.
И, действительно, опыт познавательной деятельности свидетельствует о том, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения. Интуиция - безусловная способность человека к непосредственному, прямому пониманию смысла и познанию, минуя обоснование и доказательства. Интуитивной способности человека свойственны:
1) неожиданность, внезапность решения задачи;
2) неосознанность путей и средств ее решения;
3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Иначе можно сказать, что интуиция есть внезапное озарение. В конце XIX в. как реакция на позитивизм возникло философское течение интуитивизма (Лосский Н.О., Франк С.Л., Бергсон, Гартман и др.).
По Лосскому, между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция. Бергсон возражал против отказа воспринимать явления как целое; разбиение его на части убивает "душу" целого. В наши дни интуицию чаще всего понимают как нерасчлененный акт познания и не видят ничего недостойного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщательному анализу; анализ выделяет структуру целого. Интуиция поддается тренировке. Она весьма к месту там, где требуется принять быстрое решение.
3. Философское понятие истины. Критерии истины
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.
Истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что заблуждения неотступно сопровождают историю познания. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения.
Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать ото лжи. Ложь - это искажение действительности, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. [3]
Обыденное сознание мыслит истину как достигнутый результат познания. Но система научных знаний - не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного к все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Таким образом, истина - это единство процесса и результата.
Истина исторична. И в этом смысле она - “дитя эпохи ”. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере.
Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть верное, но ограниченно знание о чем-либо.
Что касается абсолютных истин, то они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает. Абсолютная истина это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и подтверждается.
Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие. Один из основных принципов диалектического подхода к познанию конкретность истины. Конкретность это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. [4]
Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для того, чтобы отличить истину от заблуждения и ошибок? Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины “квадрат имеет четыре стороны”. Выдвигался и такой критерий истины: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.
В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма. Истиной прагматизм признает то, что лучше всего "работает " на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие?
В качестве критерия истины практика работает не только непосредственно, но и в опосредованной форме. Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. Практика "хитрая особа": она не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания. Практика многогранна - от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента.
4.Практика и её роль в познании
Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества.
Теория - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об объективном мире; относительно самостоятельная система знаний, воспроизводящая в логике понятий объективную логику вещей.
Марксистская философия рассматривает практику не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только по субъективным мотивам действия. Практика - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей. Научный эксперимент также есть одна из форм практики. Теория и практика. находятся в неразрывном единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг на друга. Основой этого взаимодействия является практика. Именно практическая общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение действительности. Люди действуют сознательно, так или иначе осмысливая действительность. Это не значит, что в своих действиях они прямо руководствуются какой-либо строго последовательной научной теорией. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью знаний. На заре человеческой истории единственной формой существования таких знаний было единое, нерасчлененное "обыденное сознание". Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия - эта "теория" не представляла собой логической стройной системы понятий, не являлась научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато ее связь с практикой была настолько полной, что эта "теория" была непосредственно "вплетена" в "язык реальной жизни" - в практическую деятельность людей. С разделением труда на умственный и физический теория м практика расходятся на разные общественные полюса. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Появление "чистой" теории в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших революционных скачков в истории человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форма теории или людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С другой стороны, для самих ученых связь теории и практики стала не такой явной. На этой основе в сочетании с характерным для частнособственнического общества индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт индивидуального пассивного созерцания "теоретиком" окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. "С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики…" [5]