Эволюция, сущность и структура познавательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
• определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его структуру;
• рассмотреть особенности чувственного и рационального этапов познания;
• выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Эволюция, сущность и структура познавательного процесса………..5
3. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании……………9
4. Философское понятие истины. Критерии истины……………………14
5. Практика и её роль в познании………………………………………..17
6. Заключение…………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

филосифия.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ          РАБОТА

по  дисциплине «Филосия»

 

 

На тему:   «Познание»

 

 

 

 

Исполнитель:

 

Проверила :     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

Содержание

1.      Введение………………………………………………………………….3

2.      Эволюция, сущность и структура познавательного процесса………..5

 

3.      Чувственное, рациональное, иррациональное в познании……………9

 

4.      Философское понятие истины. Критерии истины……………………14

 

5.      Практика и её роль в познании………………………………………..17

 

6.      Заключение…………………………………………………………….19

 

7.      Список литературы……………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта - к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие "эпистемология". Этот термин происходит от греч. "эпистема" ("знание", "наука"). Но каких-то особо глубоких причин для терминологических изменений в отношении понятий "гносеология" и "эпистемология" не существует.

Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.

Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

      определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его структуру;

      рассмотреть особенности чувственного и рационального этапов познания;

      выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эволюция, сущность и структура познавательного процесса

Основным содержанием сознания человека является знание. Знание результат познавательной деятельности. Проблема познания признана одной из главных философских проблем. Познание есть деятельность, направленная на получение нового знания. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях.

Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир?

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из принципа, что все в мире скоротечно, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще большей зыбкости подвержены оценочные суждения. [1]

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов: “Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ”.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать ”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю ”. Однако в раз |умной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - путь к истине. Невежество утверждает и отрицает; знание сомневается. Говоря о познании, следует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов или характеров знания.

Житейское познание и бытовое знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого.

Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Цель научного познания открытие закономерности. Цель практики создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует человека. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда и будущего.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете, высший производитель знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе познания, составляет объект познания, становится в определенном смысле “собственностью ” субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако, каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально - исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется.

 

 

 

 

 

2. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании.

Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспринимает ее на уровне чувств.

Чувственное познание есть отражение бытия в виде ощущений, восприятий свойств предметов, непосредственно с помощью органов чувств. Исходным моментом чувственного познания является ощущение чувственное отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Например, в апельсине мы ощущаем оранжевый цвет, специфический запах, вкус. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т.д.

Целостный образ, как синтез ощущений разных органов чувств, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений. Хотя ощущения и восприятия являются, чаще всего, источником всех знаний человека, однако, познание не ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое - то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти.

Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и, потом, восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Чувственное познание можно назвать первичным уровнем процесса познания, однако, его недостаточно для постижения сущности предметов, явлений, процессов бытия. Это значит, что на его основе "строится второй этаж" процесса познания - рациональное познание или мышление - целенаправленное отражение существенных свойств предметов, явлений, зафиксированное в понятиях, суждениях, умозаключениях. [2]

Информация о работе Эволюция, сущность и структура познавательного процесса