Этика как отрасль философского знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.

В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Этика как наука 4
Система категорий этики 13
Заключение 15
Список используемой литературы: 16

Работа содержит 1 файл

реферат философия.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Нормы права: 

а) однозначно и  подробно зафиксированы в специальных  документах; 

б) их исполнение обеспечивается (при необходимости) мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия; 

в) правосудие осуществляется должностными лицами (прокурор, судья  и др:) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.). 

Нормы нравственности: 

а) как правило, четко не определены; 

б) поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека; 

в) имеют неофициальный, рекомендательный характер, их нарушение  не наказывается, но вызывает моральную  санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.

 

Система категорий  этики

 
 

Этические категории  - это основные понятия научного, аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. 

Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат - реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими. 

Следует отметить, что обширный категориальный аппарат требует определенной систематизации. В отечественной этической теории доминируют два способа систематизации категорий. 

Одни исследователи  считают, что категории этики  логичнее подразделять в соответствии со структурой нравственности. В этом случае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравственного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отношения (конфликт, авторитет и т.д.). 

Другие исследователи  считают, что сосредоточивать внимание только на одной структуре нравственности непродуктивно, так как она не раскрывает полностью все богатство  и своеобразие нравственной жизни. Они предлагают классифицировать категории  этики по следующим видам: 

1) структурный  вид - это вид категорий, отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные формы сознания, практики, отношения (норма, соревнование и др.); 

2) сущностный  вид - это вид категорий, отражающих качественную определенность нравственности, отличие ее от других социальных явлений (добро, долг и др.); 

3) методологический  вид -- это вид категорий, отражающих  критерии нравственности человека, уровни его развития (цель и  средства и др.). 

Существуют и  иные способы классификации этических категорий. 

В истории этики  отдельные категории стали системообразующим  принципом, легли в основу целых  направлений. 

Основным понятием этики является категория добра, С ее помощью выражается положительная  нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, -- понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вместе понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум. 

К понятию добра  очень близко понятие нравственного  идеала. Идеал -- это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом. 

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать  выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания. 

Нормы могут  быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением. В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долг -это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный, посвященный этой категории раздел -- деонтология (т.е. наука о должном). Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т.п.). 

Осознание долга  играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения  должному характеризуется понятием совести. Совесть - это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности. 

Категория свободы  является ключевой в этике, так как  нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности. 

Категория справедливости выражает идею правильного, должного порядка  вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.

 

Заключение

 
 

Итак, у современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение  к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. 

Словарь терминов 
 

Нравственность  - это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. 

Этика -это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

 

Список используемой литературы:

 
 

1 Венедиктова  В.И. О деловой этике и этикете,  М., 1999. 

2 Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000. 

3 Золотухина- Аболина.  Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998. 

4 Кондратов В.А.  Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998. 

5. Философский  энциклопедический словарь. М., 2000. 

6. Этика. Конспект  лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Информация о работе Этика как отрасль философского знания