Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:24, реферат
«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.
В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма.
Содержание 2
Введение 3
Этика как наука 4
Система категорий этики 13
Заключение 15
Список используемой литературы: 16
Нормы права:
а) однозначно и
подробно зафиксированы в специальных
документах;
б) их исполнение
обеспечивается (при необходимости) мерами
принуждения с помощью специального аппарата
правосудия;
в) правосудие осуществляется
должностными лицами (прокурор, судья
и др:) в особых учреждениях (суд,
тюрьма и т.д.).
Нормы нравственности:
а) как правило,
четко не определены;
б) поддерживаются
благодаря общественному мнению
или личной убежденности человека;
в) имеют неофициальный, рекомендательный характер, их нарушение не наказывается, но вызывает моральную санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.
Этические категории
- это основные понятия научного, аппарата
этики, отражающие наиболее существенные
стороны и элементы нравственности.
Следует отметить,
что каждая категория этики отражает
определенную сторону нравственности,
а в целом категориальный аппарат - реальное
нравственное бытие человека, его сложность,
иерархичность. Поэтому каждая категория
не существует сама по себе, а находится
во взаимодействии с другими.
Следует отметить,
что обширный категориальный аппарат
требует определенной систематизации.
В отечественной этической теории доминируют
два способа систематизации категорий.
Одни исследователи
считают, что категории этики
логичнее подразделять в соответствии
со структурой нравственности. В этом
случае они дифференцируются следующим
образом: 1) категории нравственного сознания
(идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной
практики (поступок, воздаяние и т.д.); 3)
категории нравственного отношения (конфликт,
авторитет и т.д.).
Другие исследователи
считают, что сосредоточивать внимание
только на одной структуре нравственности
непродуктивно, так как она не
раскрывает полностью все богатство
и своеобразие нравственной жизни.
Они предлагают классифицировать категории
этики по следующим видам:
1) структурный
вид - это вид категорий, отражающих
структуру нравственности, ее основные
элементы: нравственные формы сознания,
практики, отношения (норма, соревнование
и др.);
2) сущностный
вид - это вид категорий, отражающих
качественную определенность нравственности,
отличие ее от других социальных явлений
(добро, долг и др.);
3) методологический
вид -- это вид категорий, отражающих
критерии нравственности
Существуют и
иные способы классификации этических
категорий.
В истории этики
отдельные категории стали
Основным понятием
этики является категория добра,
С ее помощью выражается положительная
нравственная характеристика того или
иного явления. Противоположно ей, выражающее
отрицательную нравственную оценку, --
понятие зла. Естественно, что положительные
или отрицательные характеристики даются
исходя из определенных нравственных
представлений. Вместе понятия добра и
зла образуют категориальную пару, охватывая
тем самым практически весь нравственный
универсум.
К понятию добра
очень близко понятие нравственного
идеала. Идеал -- это некий высший
образец, конечная цель нравственной деятельности.
Этический идеал можно
С понятием идеала
тесно связано понятие
Нормы могут
быть восприняты человеком как оптимально
соответствующие его ценностным установкам,
а следовательно, необходимые, и в таком
качестве стать внутренним побуждением.
В этом случае соблюдение нормы становится
долгом, т.е. личной задачей человека, его
обязанностью. Долг -это нравственная
форма осознания необходимости действия.
Человек совершает должный поступок добровольно,
из уважения к идеалу, закону (моральному)
и к себе. Значимость долга в нравственной
жизни такова, что в этике существует специальный,
посвященный этой категории раздел -- деонтология
(т.е. наука о должном). Важной характеристикой
долга является его связь с волевыми качествами
человека. Чтобы исполнить свой долг, ему
часто приходится преодолевать многочисленные
трудности как во внешнем мире, так и в
мире внутреннем (например, чувство страха
и т.п.).
Осознание долга
играет важную роль в личной и общественной
жизни. Способность человека понимать,
критически оценивать и эмоционально
переживать несоответствие своего поведения
должному характеризуется понятием
совести. Совесть - это своеобразный нравственно-психологический
механизм самоконтроля. Ответственность
за свои поступки, по мнению многих философов,
есть главная характеристика личности.
Категория свободы
является ключевой в этике, так как
нравственная реальность основывается
на способности человека к самостоятельным
поступкам. Совершенное под принуждением
деяние не может считаться ни добрым, ни
злым. Оно вообще вне сферы нравственности.
В результате за вынужденный поступок
человек фактически не несет никакой моральной
ответственности. И наоборот, за свободно
совершенное действие он ответствен в
полной мере. Иными словами, свобода есть
неотъемлемое качество субъекта нравственности.
Категория справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.
Итак, у современного
человека слово «этика» вызывает
несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых,
это нечто, имеющее отношение
к поведению людей. Во-вторых, это
определенный способ оценки человеческих
поступков, их одобрения или осуждения.
В-третьих, это особый регулятор отношений
между людьми. Действительно, этику интересуют
вопросы человеческого поведения и отношений
между людьми. Еще Аристотель утверждал,
что главной задачей этики является исследование
человеческих отношений в их наиболее
совершенной форме.
Словарь
терминов
Нравственность
- это особый духовно-практический, ценностный
способ освоения мира; деятельность, обусловленная
мировоззрением.
Этика -это философская наука, объектом изучения которой является мораль.
1 Венедиктова
В.И. О деловой этике и
2 Зеленкова И.Л.,
Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.
3 Золотухина- Аболина.
Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону,
1998.
4 Кондратов В.А.
Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Философский
энциклопедический словарь. М., 2000.
6. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004