Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:24, реферат
«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.
В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма.
Содержание 2
Введение 3
Этика как наука 4
Система категорий этики 13
Заключение 15
Список используемой литературы: 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
государственного и
муниципального управления
Реферат на тему «Этика как отрасль философского знания» по Философии
студентки 1-го курса очно-заочной формы обучения
специальность 061000
«Государственное
и муниципальное управление»
Преподаватель:
Шиян А.А.
Москва 2010
«XXI век будет
веком гуманитарной культуры, если
он будет вообще». Эти слова принадлежат
известному французскому философу К. Леви-Стросу,
а смысл их в том, что у человечества
может не оказаться будущего, если оно
не обратит свой интерес к гуманитарному
развитию личности, духовным аспектам
ее жизни.
В современной
системе духовных ориентации отчетливо
проявляется противостояние двух полярных
ценностно-мировоззренческих
Этика возникла
более двух с половиной тысяч
лет назад, когда в результате
общественного разделения труда
познавательная теоретическая деятельность
отделилась от непосредственного
Греческое слово
«ethos», было переведено римским мыслителем
Цицероном латинским словом «mores», на его
основе было образовано прилагательное
«moralis» (моральный). В последующем от прилагательного
«моральный» было образовано существительное
«мораль» (moralitas) которое и является латинским
эквивалентом древнегреческого термина
«этика».
Таким образом,
следуя этимологии, слова «этика», «нравственность»,
«мораль» в обыденной речи употребляется
как синонимы. Однако в философии
сложилась традиция различения этих
понятий.
Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание, наука.
Под понятиями «нравственность»
и «мораль» - изучаемый этой наукой предмет,
особая форма общественного сознания
или человеческой деятельности.
Таким образом,
этика является учением о морали,
о нравственном освоении человеком
действительности.
Традиционно считается,
что философия включает в себя
онтологию, гносеологию, этику и
эстетику. Этика как философская
дисциплина в той или иной степени
решает многие философские вопросы,
в том числе и вопросы
Этика как философская
дисциплина является глубоко теоретическим
учением, объясняющим природу морали,
сложный и противоречивый мир нравственных
отношений, высшие устремления человека.
Особенности этики
в рамках философии состоят в
том, что этика составляет нормативно-практическую
часть системы философского знания. Существенное
своеобразие этики состоит в ее нормативности.
Аристотель, а вслед за ним и многие другие
философы рассматривали этику как практическую
философию, конечной задачей которой является
производство не знания, а ценностей. Она
задает ценностную основу человеческой
деятельности.
Этика стремится
прояснить общие основания
Этика как теория
морали устанавливает логическую связь
между моральными оценками, выявляет законы,
в соответствии с которыми вырабатываются
суждения, призванные руководить поступками
людей. Этика не вырабатывает конкретных
рекомендаций, как поступать в том или
ином случае, она формулирует лишь общие
абстрактные принципы, на которых могут
быть построены конкретные оценки и рекомендации.
В качестве теории
морали этика занимается исследованием
основных категорий, в которых можно
описывать моральные оценки и
критерии различения добра и зла.
В рамках этики строится и исследуется
система понятий, в которых можно выразить
как сами моральные законы, так и логику
их применения к оценке человеческого
поведения в условиях конкретных ситуаций.
Из характеристики
этики как теории морали, имеющей
нормативно-практическую направленность,
вытекают две важнейшие функции этики:
познавательная и нормативная.
Познавательная
функция этики состоит в том,
что этика изучает поведение
человека относительно ценностных ориентиров,
оценивает его мотивы в категориях
добра и зла, справедливости и
несправедливости и др. В этом смысле можно
сказать, что этика исследует нравственную
жизнь с точки зрения ее соответствия
моральным нормам. Задача этики состоит
в том, чтобы в каждый конкретный исторический
период помочь человеку понять, что есть
истинное благо, и найти свой путь к достижению
этого блага.
Нормативная функция
этики связана с решением ею одной
из важнейших задач: разрешения моральных
ситуаций, требующих нового понимания
морали, преодоления ценностной разорванности
общественного сознания; тем самым
с возможностью предложить обществу новую,
единую для всех моральную перспективу.
Чтобы достичь этого, этика в тот или иной
исторический период должна снять ореол
абсолютности с тех или иных моральных
норм, ценностей и идеалов, показать их
относительный характер, а затем возвести
в абсолют другие.
Подводя итог, следует
отметить, что мораль (нравственность)
представляет собой сложную сферу
духовной жизни личности и общества,
сферу духовной культуры и является
предметом изучения этики.
Этика- это философская
наука, объектом изучения которой является
мораль.
Этика не создает
норм, принципов и правил поведения,
оценок и идеалов, а изучает, теоретически
обобщает, систематизирует и стремится
обосновать единые нормы, ценности и
идеалы. Для этого она должна раскрыть
источник происхождения моральных норм,
ценностей и идеалов, общую природу морали
и ее роль в жизни человека и общества,
выявить закономерности ее функционирования.
В кризисных условиях общественного развития
этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных
систем.
Нравственность
-это особый духовно-практический, ценностный
способ освоения мира; деятельность, обусловленная
мировоззрением. Мировоззрение человека
формируется прежде всего обществом, поэтому
истоки нравственности следует искать
в отношениях между людьми. Человек - существо
социальное. Совместная жизнедеятельность
людей требует различных способов регуляции
их поведения, что явилось причиной возникновения
и развития религии, права и т.д. Нравственность
- один из таких регулятивов, который определяет
поведение людей с помощью представлений
о ценном (идеалах, принципах, нормах и
т.п.) и должном (обязанностях, ответственности
и т.п.). Это внутренний саморегулятор поведения
человека, настроенный на принципы человечества.
В целях систематизации
Г.Н. Кузьменко выделяет в структуре нравственности
следующие элементы:
1) нравственное
сознание (общественное и
2) нравственная
практика;
3) нравственные
отношения.
1) Нравственное
сознание представляет собой
субъективную сторону
Особое место
в иерархии ценностей занимает идея
о должном (идеал). Эта идея определяет
конечную цель деятельности человека
(или общества), тем самым придавая
ей смысл. Исходя из обозначенной цели,
нравственное сознание позитивно или
негативно оценивает поступки людей (в
категориях добра и зла), а также, и это
является еще одной важной его характеристикой,
предписывает людям определенные действия
(в качестве их долга).
Нравственное сознание
реализуется в двух формах: общественной
и индивидуальной.
Общественное
сознание является элементом социальной
жизни. В нем аккумулирован и
систематизирован нравственный опыт многочисленных
поколений, позволяющий влиять на представления
и поведение отдельного человека, воспитывать
полноценную личность. ,
В общественном
нравственном сознании можно выделить
два уровня - обыденный и теоретический.
Первый являет собой так называемую «житейскую
мудрость» и «здравый смысл» - повседневные
суждения и оценки, непосредственно связанные
с жизнью людей. Его представления зачастую
нечетки, неустойчивы и даже противоречивы,
что обусловлено зависимостью от конкретных
жизненных обстоятельств. Второй уровень
- теоретический - характеризуется большей
четкостью, системностью, рациональностью.
На этом уровне решаются так называемые
«смысложизненные» вопросы человеческого
бытия. В теоретическом нравственном сознании
главную роль играет моральная философия,
т.е. этика.
Индивидуальное
нравственное сознание рефлексивно, относится
к внутреннему миру человека и состоит
из нескольких компонентов:
а) рационального
компонента т.е. системы определенных
понятий, в которой выражается мировоззрение
личности, те или иные нравственные
представления, разовым элементом
этой системы является требование (норма).
Кроме него в рациональную структуру индивидуального
нравственного сознания входят воспринятые
в качестве личных идеалы, оценки, принципы,
установки, представлений! о моральных
качествах, о добре и зле и т.д.;
б) эмоционального
компонента, т.е. совокупности нравственных
переживаний человека. Следует отметить,
что любое чувство является сложной эмоциональной
реакцией, обусловленной процессом социализации.
Отсюда и альтруистичность нравственных
переживаний (отзывчивость, сострадание
и др.), и их направленность на самоограничение
личности. В качестве социально-психологического
механизма самоконтроля выступают особые
контролирующие переживания - совесть
и стыд. Важную роль в нравственной жизни
человека играет чувство достоинства
(чести), отражающее моральную самоценность
личности;
в) волевого компонента,
благодаря которому субъективный нравственный
мотив реализуется в действии,
зачастую вопреки давлению объективных
обстоятельств.
2) Нравственная
практика является
1) замысел (намерение
или постановка цели);
2) мотивация
(т.е. внутреннее (субъективное) обоснование
замысла);
3) выбор (поиск
адекватных намеченной цели
4) принятие решения
(готовность реализовать
5) действие. Ряд
поступков, реализующих
3) Нравственные
отношения - это совокупность зависимостей
и связей, которые возникают в процессе
нравственной практики. Они складываются
между людьми вне зависимости от сферы
деятельности (профессиональной, семейной
и т.д.) и ее уровня (личностного, группового
и т.д.).
Особенность нравственных
отношений состоит в том, что,
вступая в так или иначе
мотивированные взаимоотношения друг
другом, с обществом, люди возлагают
на себя определенные моральные обязательства,
фиксируемые сознанием долга, ответственности,
совести и т.д. Наряду с этим нравственные
отношения влекут за собой и моральные
права для участников этих отношений,
связанные с ожиданием исполнения обязанности,
долга со стороны окружающих, с признанием
личного достоинства, с ожиданием стимулирующей
оценки со стороны общественного мнения.
Нравственные отношения модифицируются,
корректируются, приобретают ту или иную
направленность в зависимости от характера
реализации взаимных обязательств и ожиданий.