Этика как отрасль философского знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.

В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Этика как наука 4
Система категорий этики 13
Заключение 15
Список используемой литературы: 16

Работа содержит 1 файл

реферат философия.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Нравственные  отношения можно классифицировать: 

1) по содержанию (это определяется обязанностями человека в той или иной сфере деятельности); 

2) по характеру  требовательности (императивности); 

3) по характеру  связи. 

Нравственные  отношения находят отражение  в понятиях морального сознания, тем  самым влияют на поведение человека. Таким образом, структура «нравственное сознание -- нравственное действие -- нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимокоррелируются. 

Основные свойства нравственности: 

1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении (например, «не лги», «не убий» и т.д.). 

2. Универсальность.  Требования нравственности неизменны  в любой сфере человеческого  бытия, не локализуются ни ситуативно, ни во времени. 

3. Общезначимость. Нравственные предписания распространяются на всех людей без исключения. 

4. Антиномичность. Например, противоречивость утверждений  о необходимости делать добро,  потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро должно  быть бескорыстным; или требование  «не убий» и одновременно представления о воинском долге. Причин антиномичности морали много. Главная заключается в том, что нравственность, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это развитие - сложный диалектический процесс, который включает и архаичные представления о должном, и совсем новые, перспективные, конкретные требования здравого смысла и этические максимы. 

5. Внеинституциональностъ. Нравственность, в отличие от  других форм общественного сознания, социально не структурирована.  Ее нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерами принуждения с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убежденностью человека, носят неофициальный характер. Их нарушение не наказывается, но приводит к применению моральной санкции в форме осуждения, причем это может сделать любой человек или общество в целом. 

Основные функции  нравственности: 

1) Регулятивная  функция. Нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения и т.д. 

2) Познавательная  функция. Вступая в нравственные  отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание. 

3) Воспитательная  функция. Нравственное знание  является важным условием формирования  личности, приобщения ее к высшим  ценностям. Вне нравственного поля человек не может быть полноценным художником, ученым, предпринимателем и т.д. Нравственность придает всякой конкретной деятельности общечеловеческий смысл. 

4) Ценностно-ориентирующая  функция. Исходя из нравственных  представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития. 

Кроме этих функций  можно выделить также гуманизирующую (т.е. приподнимающую человека над обыденностью, раскрывающую ему подлинный смысл жизни), мировоззренческую, коммуникативную и др. 

В целом же все  эти функции тесно взаимосвязаны  и обуславливают богатство и  содержательность духовной жизни человека. 

Единство человеческого  бытия проявляется в тесной связи  между отражающими его различными формами общественного сознания - моралью, искусством, политикой, религией и др. 

Нравственность  и искусство. Из истории нравственных учений видно, что этическая категория добра и эстетическая категория прекрасного зачастую отождествлялись. Близость нравственности и искусства иллюстрируется тем, что этические труды нередко создаются в художественной форме (например, у Платона, Ницше и др.),.а многие представители искусства (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время и мыслителями-этиками. 

Нравственность  и искусство отражают разные стороны  бытия человека и, исходя из этого  факта, следует видеть способы их взаимодействия. В искусстве в  особой художественной форме выражается динамика интересов, идеалов» ценностей. Нравственное воздействие искусства на человека осуществляется не путем доказательства преимущества добродетели над пороком, а с помощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчество, осмысление человеком под влиянием художественного произведения собственного жизненного опыта. Наблюдая за действиями героем, человек видит наглядные примеры нравственного и безнравственного поведения, добра и зла и т.д. Искусство в данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная (художественная) интерпретация нравственных норм и моральных идей, моделирование конфликтных ситуаций. 

Нравственность  и политика. Впервые серьезное  исследование связи этики и политики предпринял древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное», философ видел в государстве источник нравственности и считал этику частью «политического искусства». Осознавая относительную самостоятельность нравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонии интересов граждан и государства. 

Западноевропейские  мыслители Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс и др.) стремились подчинить  нравственность политике. Они считали  естественным политический аморализм  и цинизм, практику двойного морального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели. 

Противоположный подход редуцировал политику к нравственности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можно назвать  Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства (утопий) характерно абстрактное морализаторство, игнорирование реальных социально-политических условий. 

Сложность данной проблемы связана прежде всего с  ответственностью политика перед населением, необходимостью реализовывать интересы государства, которые зачастую входят в конфликт с интересами других государств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят от множества факторов, они компромиссны. 

Таким образом, взаимосвязь между нравственным и политическим развитием общества проявляется так: нравственность воздействует на политику через моральную оценку, общественное мнение, исходя из высших идеалов и целей общества, а политика в свою очередь влияет на нравственность, раскрывая обществу его конкретные «ежеминутные» социально-политические интересы. 

Нравственность  и религия. Нравственная и религиозная  деятельность в истории культуры долгое время отождествлялись: заповеди, данные Богом, одновременно считались  и моральными нормами, а богоугодные дела  добрыми поступками. Такой подход не был случайным. Во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, т.е. выполняют сходные социальные функции. Во-вторых, похожи и способы регулирования. Для нравственных и религиозных требований характерны категоричность, универсальность и т.д. В-третьих, главный стимул нравственного и религиозного поведения -- духовные ценности, отсюда знаковость таких понятий, как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верующего человека. При этом следует отметить совпадение нравственных и религиозных ценностей, особенно на ранних этапах развития общества. Также можно отметить, что и в нравственности,' и в религии большую роль играет эмоциональная сфера. Вера, глубокие переживания типичны как для нравственной, так и для религиозной жизни. 

Эти и другие обстоятельства обусловили единство нравственного  и религиозного сознаний на протяжении длительного периода, но тем не менее  с развитием светской культуры содержание нравственности и религии перестает  быть идентичным. 

Принципиальное отличие заключается в том, что для нравственности конечной целью является человек, а для религии - Бог. 

Еще одним характерным  отличием религии является система  ритуальных действий (культ), а также  существование организационных  структур (церковь) и специального аппарата священнослужителей. Нравственность не имеет институтов и ориентируется главным образом на мнение морального авторитета. 

Кроме того, если религия предусматривает суровые  потусторонние кары, то нравственность ограничивается общественным осуждением и взывает к совести. И наоборот, если для верующего наградой является вечная жизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством), то для нравственного человека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга. 

Нравственность и наука. Проблема соотношения нравственности и науки имеет два аспекта: нравственно-содержательный и формальный. 

Первый касается значения нравственности для науки, а именно важность моральных принципов  для ученого. 

Для науки главной  является информация об изучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя определенной дистанции от изучаемого объекта. Субъективные моменты в процессе познания (личные желания, стремление кому-то угодить, сделать приятное и т.д.) зачастую приводят к ошибкам и поэтому должны быть сведены к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого - объективная истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этой ценностью связаны его нравственные принципы: честность, добросовестность, безукоризненное следование профессиональному долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей является примером такого поведения. 

Второй аспект касается значения науки для нравственности, а именно - возможности научного обоснования нравственных принципов и создания научной теории нравственности. Стремление философов подняться над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимых оснований в тех или иных нравственных требованиях и привели к возникновению этики. Этика - это вид гуманитарного знания. Как и любая другая наука, она имеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этих составляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описание нравственных явлений, их объяснение и т.д. 

Нравственность  и экономика. Особое внимание, уделяемое  взаимоотношениям нравственности и  экономики, неслучайно и имеет древнюю  историю. Еще Аристотель, раскрыв  сложную структуру экономики, признавал нравственную неравноценность производства, торговли и ростовщичества. Философ считал этически приемлемым только производство. Средневековье также осуждало самодостаточное «делание денег». И Августин, и Фома Аквинский утверждали, что получение прибыли от торговли и особенно выдача денег под процент аморальны. Поэтому, кстати, банковский деятельностью в Европе занимались представители других религий (в частности, иудеи). Переворот происходит в начале Нового времени с развитием капиталистических отношений. Уже протестантизм признает нравственным стремление к прибыли, финансовый успех воспринимается как критерий Божественного благорасположения. 

Светская версия протестантской этики стала важной составляющей современной западной экономической культуры. Большую роль стало играть понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом, что получило отражение в трудах французских материалистов (теория «разумного эгоизма»), немецких классиков, в марксизме и многих этических концепциях XX в. 

В то же время  многие философы подчеркивали, что  в процессе банковской, торговой, производственной и другой деятельности возможна абсолютизация  сугубо экономических ценностей, таких  как эффективность, интерес, прибыль и др. в ущерб общечеловеческим. Происходит своеобразное сведение бытия личности к ее имуществу, оценка человека исключительно с точки зрения его материального достатка, финансовых возможностей. Тем самым теряется глубинный смысл экономики как способа обеспечения человеческого существования. 

Нравственность  и право. Как формы общественного  сознания нравственность и право  имеют между собой много общего, так как выполняют схожие функции: регулируют поведение людей в  обществе. 

Нравственность  и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях о должном, справедливом и т.д. Эти нормы имеют всеобщий характер и распространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, 

Главными же различиями между ними являются способы, которыми они регулируют поведение  людей. 

Информация о работе Этика как отрасль философского знания