Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:24, реферат
«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.
В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма.
Содержание 2
Введение 3
Этика как наука 4
Система категорий этики 13
Заключение 15
Список используемой литературы: 16
Нравственные
отношения можно
1) по содержанию
(это определяется обязанностями человека
в той или иной сфере деятельности);
2) по характеру
требовательности (императивности);
3) по характеру
связи.
Нравственные
отношения находят отражение
в понятиях морального сознания, тем
самым влияют на поведение человека.
Таким образом, структура «нравственное
сознание -- нравственное действие -- нравственное
отношение» образует единое целое, а ее
элементы взаимокоррелируются.
Основные свойства
нравственности:
1. Императивность.
Нормы нравственности всегда формулируются
в повелительном наклонении (например,
«не лги», «не убий» и т.д.).
2. Универсальность.
Требования нравственности
3. Общезначимость.
Нравственные предписания распространяются
на всех людей без исключения.
4. Антиномичность.
Например, противоречивость утверждений
о необходимости делать добро,
потому что это выгодно (
5. Внеинституциональностъ.
Нравственность, в отличие от
других форм общественного
Основные функции
нравственности:
1) Регулятивная
функция. Нравственность с помощью ценностного
подхода к человеческой деятельности
гармонизирует и оптимизирует отношения
между людьми на основе общих идеалов,
принципов поведения и т.д.
2) Познавательная
функция. Вступая в
3) Воспитательная
функция. Нравственное знание
является важным условием
4) Ценностно-ориентирующая
функция. Исходя из
Кроме этих функций
можно выделить также гуманизирующую
(т.е. приподнимающую человека над обыденностью,
раскрывающую ему подлинный смысл жизни),
мировоззренческую, коммуникативную и
др.
В целом же все
эти функции тесно
Единство человеческого
бытия проявляется в тесной связи
между отражающими его
Нравственность
и искусство. Из истории нравственных
учений видно, что этическая категория
добра и эстетическая категория прекрасного
зачастую отождествлялись. Близость нравственности
и искусства иллюстрируется тем, что этические
труды нередко создаются в художественной
форме (например, у Платона, Ницше и др.),.а
многие представители искусства (Ф.М. Достоевский,
Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время
и мыслителями-этиками.
Нравственность
и искусство отражают разные стороны
бытия человека и, исходя из этого
факта, следует видеть способы их
взаимодействия. В искусстве в
особой художественной форме выражается
динамика интересов, идеалов» ценностей.
Нравственное воздействие искусства на
человека осуществляется не путем доказательства
преимущества добродетели над пороком,
а с помощью эмоциональных переживаний,
предполагающих сотворчество, осмысление
человеком под влиянием художественного
произведения собственного жизненного
опыта. Наблюдая за действиями героем,
человек видит наглядные примеры нравственного
и безнравственного поведения, добра и
зла и т.д. Искусство в данном случае имеет
огромное воспитательное значение, это
образная (художественная) интерпретация
нравственных норм и моральных идей, моделирование
конфликтных ситуаций.
Нравственность
и политика. Впервые серьезное
исследование связи этики и политики
предпринял древнегреческий философ
Аристотель в IV в. до н.э. Рассматривая
человека как «общественное животное»,
философ видел в государстве источник
нравственности и считал этику частью
«политического искусства». Осознавая
относительную самостоятельность нравственности,
специфичность ее задач, он выдвигал требование
гармонии интересов граждан и государства.
Западноевропейские
мыслители Нового времени (Н. Макиавелли,
Т. Гоббс и др.) стремились подчинить
нравственность политике. Они считали
естественным политический аморализм
и цинизм, практику двойного морального
стандарта, оправдание любых средств,
якобы ведущих к благой цели.
Противоположный
подход редуцировал политику к нравственности.
Среди мыслителей, придерживающихся
подобных взглядов, можно назвать
Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для
их теорий государства (утопий) характерно
абстрактное морализаторство, игнорирование
реальных социально-политических условий.
Сложность данной
проблемы связана прежде всего с
ответственностью политика перед населением,
необходимостью реализовывать интересы
государства, которые зачастую входят
в конфликт с интересами других государств.
Действия политика, в отличие от морального
авторитета, зависят от множества факторов,
они компромиссны.
Таким образом,
взаимосвязь между нравственным
и политическим развитием общества
проявляется так: нравственность воздействует
на политику через моральную оценку, общественное
мнение, исходя из высших идеалов и целей
общества, а политика в свою очередь влияет
на нравственность, раскрывая обществу
его конкретные «ежеминутные» социально-политические
интересы.
Нравственность
и религия. Нравственная и религиозная
деятельность в истории культуры
долгое время отождествлялись: заповеди,
данные Богом, одновременно считались
и моральными нормами, а богоугодные
дела добрыми поступками. Такой подход
не был случайным. Во-первых, нравственность
и религия регулируют поведение человека
в обществе, т.е. выполняют сходные социальные
функции. Во-вторых, похожи и способы регулирования.
Для нравственных и религиозных требований
характерны категоричность, универсальность
и т.д. В-третьих, главный стимул нравственного
и религиозного поведения -- духовные ценности,
отсюда знаковость таких понятий, как
долг, идеал и т.д. и для светского, и для
верующего человека. При этом следует
отметить совпадение нравственных и религиозных
ценностей, особенно на ранних этапах
развития общества. Также можно отметить,
что и в нравственности,' и в религии большую
роль играет эмоциональная сфера. Вера,
глубокие переживания типичны как для
нравственной, так и для религиозной жизни.
Эти и другие
обстоятельства обусловили единство нравственного
и религиозного сознаний на протяжении
длительного периода, но тем не менее
с развитием светской культуры содержание
нравственности и религии перестает
быть идентичным.
Принципиальное
отличие заключается в том, что для нравственности
конечной целью является человек, а для
религии - Бог.
Еще одним характерным
отличием религии является система
ритуальных действий (культ), а также
существование организационных
структур (церковь) и специального аппарата
священнослужителей. Нравственность не
имеет институтов и ориентируется главным
образом на мнение морального авторитета.
Кроме того, если
религия предусматривает
Нравственность
и наука. Проблема соотношения нравственности
и науки имеет два аспекта: нравственно-содержательный
и формальный.
Первый касается
значения нравственности для науки,
а именно важность моральных принципов
для ученого.
Для науки главной
является информация об изучаемом объекте,
а не отношение людей к нему или по поводу
него. Специфика научного мышления требует
от исследователя определенной дистанции
от изучаемого объекта. Субъективные моменты
в процессе познания (личные желания, стремление
кому-то угодить, сделать приятное и т.д.)
зачастую приводят к ошибкам и поэтому
должны быть сведены к минимуму. Высшая
нравственная ценность для ученого - объективная
истина, т.е. адекватное отражение действительности.
С этой ценностью связаны его нравственные
принципы: честность, добросовестность,
безукоризненное следование профессиональному
долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей
является примером такого поведения.
Второй аспект
касается значения науки для нравственности,
а именно - возможности научного обоснования
нравственных принципов и создания научной
теории нравственности. Стремление философов
подняться над изменчивым миром «мнений»,
обыденностью, поиск ими общезначимых
оснований в тех или иных нравственных
требованиях и привели к возникновению
этики. Этика - это вид гуманитарного знания.
Как и любая другая наука, она имеет собственный
понятийный язык, собственную предметную
область исследования и собственный метод.
Детальная научная разработка и совершенствование
этих составляющих позволяет ей выполнять
свои основные функции: описание нравственных
явлений, их объяснение и т.д.
Нравственность
и экономика. Особое внимание, уделяемое
взаимоотношениям нравственности и
экономики, неслучайно и имеет древнюю
историю. Еще Аристотель, раскрыв
сложную структуру экономики, признавал
нравственную неравноценность производства,
торговли и ростовщичества. Философ считал
этически приемлемым только производство.
Средневековье также осуждало самодостаточное
«делание денег». И Августин, и Фома Аквинский
утверждали, что получение прибыли от
торговли и особенно выдача денег под
процент аморальны. Поэтому, кстати, банковский
деятельностью в Европе занимались представители
других религий (в частности, иудеи). Переворот
происходит в начале Нового времени с
развитием капиталистических отношений.
Уже протестантизм признает нравственным
стремление к прибыли, финансовый успех
воспринимается как критерий Божественного
благорасположения.
Светская версия
протестантской этики стала важной
составляющей современной западной
экономической культуры. Большую роль
стало играть понимание взаимосвязи между
экономическим успехом и общественным
благом, что получило отражение в трудах
французских материалистов (теория «разумного
эгоизма»), немецких классиков, в марксизме
и многих этических концепциях XX в.
В то же время
многие философы подчеркивали, что
в процессе банковской, торговой, производственной
и другой деятельности возможна абсолютизация
сугубо экономических ценностей, таких
как эффективность, интерес, прибыль
и др. в ущерб общечеловеческим. Происходит
своеобразное сведение бытия личности
к ее имуществу, оценка человека исключительно
с точки зрения его материального достатка,
финансовых возможностей. Тем самым теряется
глубинный смысл экономики как способа
обеспечения человеческого существования.
Нравственность
и право. Как формы общественного
сознания нравственность и право
имеют между собой много
Нравственность
и право представляют собой совокупность
относительно устойчивых норм, основанных
на общечеловеческих представлениях о
должном, справедливом и т.д. Эти нормы
имеют всеобщий характер и распространяются
на всех членов общества. Нравственность
и право представляют собой развернутые
системы правил поведения, охватывающие
практически всю совокупность общественных
отношений,
Главными же
различиями между ними являются способы,
которыми они регулируют поведение
людей.