Воззрение
Джордано Бруно (1548 - 1600), являющегося философом
и поэтом, характеризуются как пантеизм
(pan – все и theos - Бог) – философское учение,
согласно которому Бог отождествляется
с мировым целым. В этом мировом целом
мировая душа и мировой божественный разум
совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии
во многом способствовало знакомство Дж.
Бруно с воззрениями Николая Кузанского:
Бруно усматривал цели философии в познании
не сверхприродного Бога, а природы, являющейся
«Богом в вещах». Разделяя космологическую
теорию Н. Коперника, оказавшую на него
огромное влияние, Бруно развивал идеи
о бесконечности природы и бесконечном
множестве миров Вселенной. Он рассматривал
диалектические идеи о внутреннем родстве
и совпадении противоположностей. В бесконечности,
согласно Бруно, отождествляясь, сливаются
прямая и окружность, центр и периферия,
форма и материя. Основной единицей сущего
является монада, в деятельности которой
оказываются слиянными телесное и духовное,
объект и субъект. Высшую субстанцию составляет
«монада монад», или Бог. Как целое она
проявляется во всем единичном по принципу
«все во всем».
Этичное
воззрение Бруно заключается
в утверждении «героического энтузиазма»,
безграничной любви к бесконечному. Это
употребляет людей божеству, отличает
их как подлинных мыслителей, поэтов, героев,
которые возвышаются над размерной повседневностью.
Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей,
как Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и
др.
17
февраля 1600 г. Дж. Бруно был
заживо сожжен на площади Цветов
в Риме. Его труды тоже сожгли.
Его имя было запрещено упоминать
публично. Своей жизнью и творчеством
Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО
– ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения знаменуется
развитием промышленности, торговли,
мореплавания, военного дела, т. е.
развитием материального производства,
а следовательно, развитием техники,
естествознания, механики, математики.
Это требовало освобождения разума от
догматических принципов схоластического
мышления и поворота от сугубо логической
проблематики к естественно – научному
познанию мира и человека. Изобретения
и открытия, знаменующие переход к Новому
времени, открытие Америки, установление
новой астрономической системы, связанной
с именем Коперника, изменили взгляды
людей на мир и на положение в нём человека,
наложили глубокий отпечаток на весь характер
последующей науки и философии.
Эпоха становления капитализма
рождала титанов мысли, чувства,
характера и дела. Выдающиеся люди этого
периода – цельные, универсальные, масштабные
натуры. Они ставили перед собой грандиозные
задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь
природы, общества и человека.
XIV-XVI вв. – время, когда всё в круговороте
страстей, общечеловеческих побуждений
и расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются
умом и личной смекалкой. Выше всего ценится
умелость. Идеал удачи царит над всем.
Поклонение обычаю заменяется культом
удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль
всех новелл: скрытый грех наполовину
прощён. Отсюда вытекает: достигать цели,
не раздумывая над средствами, и скрывать
пути, чтобы достичь цели наверняка.
В эпоху Возрождения человеческая
личность по преимуществу является творческой,
она как бы перенимает на себя творческую
функцию Бога и способна овладеть и собой,
и природой. Человек олицетворяет собой
творческой начало, будь это искусство,
политика, религия или даже техническое
изобретение.
Свои творения человек реализует
в телесном. Здесь возрожденцы
возобновляют античную тенденцию рассмотрения
в единстве духовного и телесного. Причём
имеется в виду, что творение является
максимально совершенным. Но совершенное
есть красота. Человек эпохи Ренессанса
– это не просто творец, а творец и художник
одновременно. Довольно часто многие таланты
присущи одному и тому же человеку. Так,
Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем,
Микеланджело - живописцем и поэтом. И
оба они внесли существенный вклад в развитие
философии.
Эстетическое – доминирующий
аспект философии Возрождения.
Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом
виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса,
конечно же не мог не способствовать развитию
гуманизма, воззрения, признававшего
ценность человека как личности, его права
на свободу, счастье и развитие. Термин
«гуманизм» происходит от латинского
humanitas (человечность), употреблявшегося
ещё в I в. до н.э. известным римским оратором
Цицероном. Для него humanitas – это воспитание
и образование человека, способствующее
его возвышению.
Гуманизм имел длительную предысторию
в античности и средневековье,
но как широкое общественное
движение он складывается впервые
именно в эпоху Возрождения.
Принцип гуманизма знаменует собой
переворот во всей культуре и соответственно
мировоззрении человечества. Одной из
форм выражения этого переворота было
противостояние схоластике, которая подвергалась
критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный
– о новом нравственном идеале и путях
его воплощения в жизнь.
Согласно итальянским гуманистам,
природа человека достойна всемерной
реабилитации, она даже становится высшим
критерием для оценки человеческих страстей.
Гуманисты возрождают идеалы античных
эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного
отношения к жизни. Эпоха Возрождения
была этикой нарождавшейся активной молодой
буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит
о благородстве человека, об истинном
благородстве. Этот вопрос поставил ещё
Данте. Благородство человека заключается
не в чужой славе, даже если этой славой
является слава Бога, не в величии рода
и не в скоплении богатства, а в доблести
духа. Все люди равно получают от природы,
каждый не меньше, чем сыновья царей и
императоров, дело же состоит в лишь в
том, чтобы довести свою доблесть и благородство
до совершенства, будь то в науке, искусстве
или производственной деятельности.
Схоластической религии противопоставляется
право на истину и поиск
её; догматизм, преклонение перед
авторитетами подвергаются резкой
критике. Монашеским подвигам всё чаще
противопоставляется обыкновенный труд.
Но тот, кто трудится имеет право на богатство.
Обет бедности гуманисты отрицают, не
собираются прославлять и богатство, роскошь,
но они последовательно защищают частный
интерес, индивидуализм.
Многие гуманисты отстаивают
идеалы умеренного утилитаризма.
Под утилитаризмом понимается учение,
согласно которому цель жизни и добродетель
отождествляются с пользой.
Таким образом, гуманизм Возрождения
ориентируется на свободомыслие
и соответственно справедливое устроение
общественно – государственной жизни.
Последнее чаще всего предполагалось
достигать на демократических началах,
в рамках республиканского строя.
Однако было бы неправильным
идеализировать такого рода гуманизм,
не замечать его индивидуалистических
тенденций. Подлинным гимном индивидуализму
можно считать творчество Лоренцо
Валла. В главном своём философском
сочинении «О наслаждении» неотъемлемым
свойством человека Вала провозглашает
стремление к наслаждению. Мерилом же
нравственности у него выступает личное
благо. Подобная мировоззренческая позиция
выглядит как асоциальная.
Особое место в философии Возрождения
занимают концепции, обращённые
к проблемам государства:
основанные на реалистических принципах
политические теории Никколо Макиавелли
и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо
Кампанеллы.
Самым крупным и оригинальным
из них был итальянский мыслитель,
историк и государственный деятель
Никколо Макиавелли,
автор известных трактатов «Государь»
и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
В своих работах Макиавелли попытался
рассмотреть природу государства, отбрасывая
ореол его божественного происхождения.
В этом «земном» осмыслении государства
проявилось стремление ранних идеологов
буржуазии активно влиять на переустройство
политической власти в интересах предпринимателей,
которые не могли развернуть свою деятельность
в условиях феодального Размежевания
и натурального хозяйства. Такая позиция
приводила мыслителя к идее естественного
исторического развития, в рамках которого
интересы целого (государства) и отдельных
его частей (граждан) не всегда совпадают,
поэтому за государством сохраняется
право подавления человеческого эгоизма
во имя всеобщего блага и порядка. Такое
подавление требует от политиков не только
применения грубой силы, но и изворотливости
ума, хитрости и даже вероломства в борьбе
за власть и её упрочение. Поэтому ведение
государственных дел – трудная и сложная
задача, требующая особой подготовки политических
деятелей. Такая подготовка должна включать
в себя знание как истории, так и общих
законов общественной жизни, представляющей
собой поле непримиримой борьбы между
классами, группами и сословиями. В конечном
итоге эта борьба должна уравновешиваться
идеями гуманности и справедливого распределения
ценностей, в противном случае общество
может просто погибнуть. Для достижения
этой цели допускаются все средства, в
т. ч. и известный политический аморализм,
ибо становление централизованного государства
далеко не безболезненный процесс, устраивающий
всех членов общества, поэтому высказывается
мысль о том, что общественный прогресс
не обходится без жертв.
Философская мысль эпохи Возрождения
не исчерпывается рассуждениями,
опирающимися на политический реализм.
Н. Макиавелли предпочёл действительность
воображаемому. Но были и те, кто, по его
собственным словам, «изобразил республики
и государства, которых в действительности
никто не знал и не видывал».
Одним из таких мыслителей
был Томас Мор,
английский гуманист, государственный
деятель и святой католической церкви.
Однако бессмертную славу Томасу Мору
принесла его «Утопия» - произведение,
описывающее жизнь на счастливом острове,
затерянном где-то в Новом Свете.
Слово «утопия»
в буквальном переводе с греческого (ou
– нет, topos - место) означает «место, которого
нет». «Утопия» Томаса Мора начинается
с острой критики существовавших в Англии
общественных порядков. Источник всех
социальных бедствий он видит в наличии
частной собственности.
Рисуя безотрадную картину эпохи
становления буржуазных отношений, Мор
не ограничивается лишь неприятием существующих
порядков. Он противопоставляет им проект
государства всеобщего
благоденствия. В этом заключается важная
особенность утопизма. Его представителей
нельзя назвать реформаторами, то есть
теми, кто стремится изменить существующий
мир. Несогласие утопистов с действительностью
касается всех её сторон, и их альтернативные
проекты затрагивают общественный порядок
в целом.
Спустя столетие утопические
идеи получили развитие в творчестве
итальянского мыслителя Томмазо
Кампанеллы, доминиканского монаха,
астролога и бунтовщика. Особую роль в
его судьбе сыграло участие в заговоре
против испанского владычества в его родной
Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт,
а Кампанелла приговорён к тюремному заключению,
длившемуся 27 лет. В этих условиях он и
создал одно из важнейших своих произведений
– «Город Солнца».
В отличие от Мора Кампанелла
не только мечтал о совершенном
обществе, но и стремился к радикальному
переустройству социальных порядков.
Заговор против испанского владычества
предполагал последующее учреждение такого
общественного строя.
Однако различие между Мором
и Кампанеллой в этом важном
пункте ещё не даёт основания
для противопоставления этих
мыслителей. Сходство между ними значительно.
И тот и другой не придавали значения условиям
и путям осуществления идеала, сосредоточивая
своё внимание на детальном конструировании
будущего царства добра и справедливости.
Хотя утописты эпохи Возрождения
в полном соответствии с духом своего
времени рассматривали человека в качестве
высшей ценности, жёсткая регламентация
всего образа жизни, отличающая утопические
проекты, не оставляет места свободе
личности, превращает людей,
по меткому выражению Ф. Достоевского,
в подобие «фортепьянных клавиш», на которых
играет кто-то другой.
НАТУРФИЛОСОФИЯ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гуманистическая культура, первоначально
ориентированная главным образом
на человека, всё чаще углублялась в истолкование
природы. Для интеллектуальной деятельности
многих ренессансных учёных такой интерес
стал определяющим. Деятельность же Леонардо
да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали
об органической связи его многосторонних
интересов к человеку и природе.