Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:06, реферат
Камю - мыслитель 20-го века, он получил проблемы абсурда и бунта не только от долгой традиции философской и религиозной мысли, - крушение моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, нигилизм представляют собой факты современности. Столь острого конфликта, такого разрушения всех устоев история еще не знала. Человек 20-го века оказался перед лицом тоталитарных идеологий, служащих оправданием убийства.
Введение…………………………………………………………………………3
1.1 Экзистенциализм как философское направление ХХ века……..………..3
1.2 Биография А. Камю….……………………………………………………...4
1.3 Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли………..…...5
1.4 Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве А.Камю………..…...8
1.5 Философские труды………………..……………………………………...10
1.6 Экзистенциализм как мировая философия.………………..…………….11
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………..15
Конструирование и описание мира абсурдного человека заставляет Камю более внимательно и обстоятельно разобрать самые близкие ему, т.е. экзистенциалистские, концепции. Камю признает, что основная антиномия, пронизывающая жизнь абсурдного человека, - "столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности". "От Ясперса к Хайдеггеру, от Кьеркегора к Шестову, от феноменологов к Шелеру в логическом и моральном плане целое семейство родственных в своей ностальгии умов, противостоящих друг другу по целям и методам, яростно преграждает царственный путь разума и пытается отыскать подлинный путь истины.
Серьезной
проблемой для Камю стало размежевание
с экзистенциалистами - Ясперсом, Хайдеггером,
Сартром. Камю возражал против того, чтобы
его считали философом и
Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, так как полностью является внечеловеческой реальностью, не имеющей ничего общего с нашими желаниями и нашим разумом. Мир по Камю вполне познаваем, от одной научной теории мы переходим к другой, более совершенной. В мире нет окончательного, последнего смысла, мир не прозрачен для нашего разума, он не дает ответа на самые настоятельные наши вопросы. Мы заброшены в этот космос, в эту историю, и на вопрос о цели существования, о смысле всего сущего наука не дает никакого ответа. Религиозную веру Камю считает замутнением ясности видения и неоправданным «скачком», примиряющим человека с бессмыслицей существования. Унаследовав от картезианства идеал ясности и отчетливости мышления, Камю отвергает онтологический аргумент - из наличия у нас идеи Бога нам не вывести его существования. У абсурда куда больше общего со здравым смыслом, абсурд связан с ностальгией, тоской по потерянному раю. Без нее нет и абсурда. Требования ясности видения означает честность пред самим собой, отсутствие всяких уловок, отказ от примирения, верность непосредственному, опыту, в который нельзя ничего приносить сверх данного. У Камю ясностью видения наделено только конечное существо, заброшенное в чуждый ему мир. Абсурд не надо уничтожать самоубийством или «скачком» веры, его нужно максимально полно изжить. На человеке нет греха, становление «невинно», и единственной шкалой для оценки существования является аутентичность выбора. Абсурдный человек избирает бунт против всех богов. Абсурд запрещает не только самоубийство, но и убийство, поскольку уничтожение себе подобного означает покушение на уникальный источник смысла, каковым является смысл каждого человека.
Что же есть бунт? Сам по себе метафизический бунт также имеет оправдание, пока восстание против небесного всевластного Демиурга означает отказ от примирения со своим уделом, утверждение достоинства земного существования. Он превращается в отрицание всех ценностей и выливается в зверское своеволие, когда бунтарь сам делается «человекобогом», унаследовавшего у отринутого им божества все то, что так ненавидел - абсолютизм, претензии на последнюю и окончательную истину, всезнание. Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, но он так же необходим человеку, как собственный труд - Сизифу.
Параллельно
изменениям философских и политических
воззрений Камю, менялось и его понимание
искусства. В юности Камю считал искусство
прекрасной иллюзией, которая хотя бы
на короткое время дает забвение боли
и страдания. Но очень скоро Камю приходит
к мысли, что эстетическое бегство от действительности
невозможно, «бесплодную сумеречную мечтательность»
должно заменить искусство как «свидетельство».
Искусство не делает человека счастливым,
но человек становится свободным, освобождаясь
от иллюзий прогресса, обращаясь к собственной
натуре, вглядываясь в несовершенство
мира. Анализ искусства у Камю движется
от искусства как эстетического бегства
от реальности к утверждению эстетики
природы и идеалов всеобщности человеческого
общения. Принятие жизни такой, как она
есть, - это не «разнуздание чувств» Рембо,
подхваченное сюрреалистами. Помимо прекрасного
лица жизни есть еще и ее изнанка - к ней
относится социальная реальность. И в
искусстве, и в политике Камю призывает
не отдавать человека на откуп абстракциям
прогресса, утопии, истории. Людей объединяет
не Христос, не мистическое тело церкви,
а реальные страдания и рождающиеся из
страданий бунт и солидарность. Наша свобода
всегда ограничена и сводится к выбору
между различными страстями и импульсами.
Для такого выбора требуется ясность видения,
помогающая преодолевать все низменное
в себе самих. «Я ненавижу только палачей»
- вот, пожалуй, самое краткое и точное
определение социальной и моральной позиции
Камю.
Что есть экзистенциализм Камю:
Афоризмы:
Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве А. Камю
Основным философским вопросом является вопрос о смысле жизни. Начиная с попытки понять причины, способные заставить человека добровольно уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Это чувство, по мнению автора, возникает, прежде всего, на основе противоречия между человеком и окружающим его миром. Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во Вселенной. Абсурд возникает из противоречия между «серьезным», целенаправленным характером человеческой активности и ощущением нулевого значения ее конечного результата. Такое противоречие при трезвом рассмотрении кажется издевательством над человеком, и в качестве ответной реакции приходит мысль о самоубийстве. Абсурд проникает в сознание человека неожиданно, когда он в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность, усталость от повседневного бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этой повседневности. Цепочка привычных поступков разрывается, и именно в этот момент, по мнению автора, сознание человека, застывшее до этого в машинальной жизни, начинает приходить в движение. Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействия времени. Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности в окружающем мире. Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурда дополнительное содержание. Абсурдность заключается в столкновении неопознанности мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурд рождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира, с другой. Т. е. Камю отвергает мысль, что все в мире доступно Разуму, что все с его помощью можно познать. Углубляясь в анализ понятия абсурда, Камю отмечает, что чувство абсурда возникает при рассмотрении не единичных фактов и впечатлений, а при сравнении наличного положения вещей с определенного рода действительностью. Опыт абсурда и самоубийство – категории несовместимые. Человек, осознавший абсурдность бытия, находит смысл жизни как раз в постоянной схватке разума с превосходящей его действительностью. Переходя к понятию свободы, Камю отмечает, что абсурд сводит к нулю все шансы человека на призрачную вечную свободу, исповедуемую в религии, но возвращает свободу поступков и воодушевляет на нее. Нет более высшей свободы, чем свобода быть. Как соотносятся абсурд и мораль? По мнению Камю, человек абсурда мог бы принять только одну мораль – ту, что неотделима от Бога, ту, что продиктована свыше. Но человек абсурда живет без Бога. Однако было бы ошибочно полагать, что абсурд позволяет совершать любые поступки. Если человек обладает ясным сознанием, то его поступки служат ему. В ином случае они причиняют ему ущерб, и ответственность за это несет сам человек, но никак не обстоятельства. Люди, осознавшие абсурд, - это люди ясно мыслящие, осознающие свои возможности и не возлагающие ни на что надежд. Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности.
Говоря о бунте, важнейшей реалии творчества Камю, главной его целью является преображение. Человек бунтующий - это прежде всего человек, говорящий “нет”. Но первым же своим действием он говорит “да”. Протестуя против прежнего порядка вещей, человек в то же время признает существование некой границы, до которой он допускал вмешательство в свою жизнь негативных обстоятельств. Приводя пример бунта раба против своего господина, Камю приходит к выводу, что раб восстает против прежнего порядка, в котором отрицается нечто, присущее сообществу всех угнетенных людей. Сам по себе индивид не является той ценностью, которую он намерен защищать. Эту ценность составляют все люди вообще. При этом Камю дистанциирует понятия бунт и озлобленность. Озлобленность вызвана завистью и всегда направлена против объекта зависти. Бунт же, напротив, стремится к защите личности. Бунт – позитивное начало.
Одна
из главных ценностей бунта –
то, что он предполагает человеческую
общность, причем свободную от какой
бы то ни было святости. Выводя индивида
из одиночества, бунт является основой
ценности для всех людей. Бунт не отрицает
высшую силу, а, признавая ее, бросает ей
вызов. Камю сразу разделяет понятия бунт
и революция. Он считает, что революция
начинается с идеи, в то время как бунт
представляет собой движение от индивидуального
опыта к идее. Бунт утверждает человека
и человеческую природу, не подвластную
миру силы. Бунт исходит из отрицания во
имя утверждения. Революция Бунт в искусстве,
по мнению Камю, это созидатель вселенной.
Творец считает, что мир несовершенен,
и стремится переписать, переделать его,
придать ему недостающий стиль. Камю
сопоставил бунт и понятие
убийства – аналогично
ранее сделанному им
сопоставлению абсурда
и самоубийства. Ценность бунта заключается
в том, что он, положив предел угнетению,
создает общее для всех людей достоинство.
Бунт несет в себе созидательное начало.
Бунт и убийство логически противоречат
друг другу.
Философские труды
Камю воссоздает состояние человека, обреченного жить в своей эпохе, словно в большой неуютной квартире. Камю на мучивший его вопрос - что делать человеку в «чужом мире» - неизменно отвечает: не сдаваться, бороться так упорно, как если бы верил в счастливый исход борьбы. По мысли Камю, высокие нравственные качества, которые человек проявлял множество раз в самых бесчеловечных условиях, свидетельствуют о его подлинном величии.
В 1942 году был опубликован «Миф о Сизифе» — «эссе об абсурде», где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает — а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Этот бессмысленный труд является ярчайшим олицетворением абсурда, но во время перерыва, когда камень скатывается вниз, Сизиф осознает свое счастье бесконечной борьбы и принимает свою судьбу, свободу и одиночество человека, у которого нет завтрашнего дня.
Стремление
разобраться в опыте войны
впервые видно в
«Чума» — одно из наиболее светлых произведений западной словесности послевоенного периода, в ней есть черты «оптимистической трагедии». Содержание романа-хроники составляет скрупулезное описание эпидемии чудовищной болезни, разорившей город Оран в 194… году и унесшей тысячи жизней его обитателей, что само по себе представляет удручающую картину. Парадокса нет, потому что через все страдания и ужасы эпидемии автор хроники донес до читателя благую весть, и она торжествует над трагедией, прокладывая путь вере в духовные силы человека современной цивилизации, который под воздействием философии скептицизма готов был уже окончательно разувериться в себе. Обаяние надежды, теплым светом которой пронизана «Чума», состоит главным образом в том, что эта надежда была рождена не в экстатическом приливе вдохновения, не в пароксизме страха перед грядущими судьбами человечества, но вылепилась сама по себе из реального опыта трагической обыденности оккупации. Естественность светлого начала, придавшая книге правдивую оптимистическую настроенность, которой желал послевоенный читатель, несомненно способствовала огромному успеху романа. Камю показал в романе, что на свете существуют вещи и положения, вызывающие в душе человека могучий стихийный протест, который, впрочем, был бы мало любопытен, если бы сводился лишь к охране индивидуальных прав и интересов, но который тем и поразителен, что возникает также из отказа быть равнодушным очевидцем чужого несчастья. Идея человеческой солидарности стара как мир, но важно то, в каком культурно-историческом контексте она была высказана. Камю возвестил в «Чуме» о том, что для людей существуют сверхиндивидуальные ценности уже в силу того, что они люди.