Экзистенциалистская философия А. Камю

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:06, реферат

Описание работы

Камю - мыслитель 20-го века, он получил проблемы абсурда и бунта не только от долгой традиции философской и религиозной мысли, - крушение моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, нигилизм представляют собой факты современности. Столь острого конфликта, такого разрушения всех устоев история еще не знала. Человек 20-го века оказался перед лицом тоталитарных идеологий, служащих оправданием убийства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.1 Экзистенциализм как философское направление ХХ века……..………..3
1.2 Биография А. Камю….……………………………………………………...4
1.3 Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли………..…...5
1.4 Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве А.Камю………..…...8
1.5 Философские труды………………..……………………………………...10
1.6 Экзистенциализм как мировая философия.………………..…………….11
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Камю и экзистенциализм2.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта 

    Сибирский Государственный Университет Путей  Сообщения 

    Кафедра: философия 
 
 
 
 
 

    Тема  работы:  

    Экзистенциалистская философия 

    А. Камю 

    Вид работы: реферат 
 

    По  дисциплине: философия 
 
 
 

Руководитель: доцент Лалуев В. Я.                          Разработал: студентка группы скс-112

    Базарная  Алла 
 
 

                 (подпись)                                                                                                              (подпись) 

    

           (дата проверки)                                                                                         (дата сдачи на проверку) 

    

    (запись о допуске к защите)

    

   (оценка по результату защиты)                                                                (подпись преподавателя) 
 
 
 

    Новосибирск, 2008 

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………………3 

    1.1 Экзистенциализм как философское направление ХХ века……..………..3 

    1.2 Биография А. Камю….……………………………………………………...4 

    1.3 Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли………..…...5 

    1.4 Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве А.Камю………..…...8 

    1.5 Философские труды………………..……………………………………...10 

    1.6 Экзистенциализм как мировая философия.………………..…………….11 

    Заключение…………………………………………………………………….15 

    Список  литературы……………………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      ХХ  век, вошедший в историю как эпоха  бурного развития техники и появления  техногенной среды обитания, эпоха  драматичных политических преобразований и глобальных войн, эпоха становления  и краха невиданных до этого тоталитарных режимов, не мог не породить новой философии, которая могла бы противопоставить себя уродству окружающего хаоса, создать новый тип человека в новом типе общества.  Такой философией стал экзистенциализм, а человеком, не считавшим себя ее приверженцем, но сумевшим консолидировать и сублимировать из различных идей и направлений своего времени одну цельную абсурдистско-гуманистическую философию, стал алжирский француз Альбер Камю, величайший мыслитель и прозаик ХХ столетия. Камю - мыслитель 20-го века, он получил проблемы абсурда и бунта не только от долгой традиции философской и религиозной мысли, - крушение моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, нигилизм представляют собой факты современности. Столь острого конфликта, такого разрушения всех устоев история еще не знала. Человек 20-го века оказался перед лицом тоталитарных идеологий, служащих оправданием убийства. Центр творчества Камю – феномен человека, единственного земного создания, знающего о том, что оно должно умереть, причем совершить этот переход в полном одиночестве. Особая грань творчества Камю – человек между жизнью и смертью. В качестве героя времени А. Камю выдвинул мятущуюся, захлестываемую страстями личность, не способную внести гармонию в окружающий мир. Данная тема, безусловно, является актуальной, так как проблемы, поднятые в свое время Камю, не только не отошли на второй план со сменой веков, но и обострились до предела. Теперь перед нами стоит угроза ядерной войны, техногенного контроля, подавления свободы с помощью новых систем принуждения Тайного Мирового Правительства, экологическая катастрофа, физический апокалипсис. И на все это в нашем веке нет философа, оживившего бы наши духовные источники, влившего бы новую струю, поэтому в некотором смысле, Камю можно считать последним человеком, дающим хоть какие-то ответы, чертящим призрачный путь к Истине Новой Эры. Целью работы является рассмотрение в ходе общего исследования понятия «экзистенциализм» в мировой философии, параллельно выявив отличительные особенности мыслителя и философа А. Камю.

      Экзистенциализм как философское направление  ХХ века 

      В ХХ в. Экзистенциализм взрос на почве  пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Экзистенциализм как целостное учение строится на принципиально новом понятии такой категории, как бытие. Бытие не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого составляло задачу классического рационализма. Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть, и бытие может быть постигнуто только через самое себя. Структура экзистенции описывается в виде набора модусов человеческого существования. Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа. Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за свои пределы, или трансцендирование. С точки зрения религиозного э., трансцендентное — это бог, и хотя он не познаваем, но все духовное творчество есть выражение стремления к богу, попытка выразить его, хотя и терпящее крушение из-за невозможности адекватного постижения бога. Экзистенциалисты-атеисты, в свою очередь, определяют трансценденцию как ничто, как глубочайшую тайну экзистенции. Основная проблема Экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх,“экзистенциальная тревога”, тошнота, скука. Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха.

      Личность  является самоцелью, а коллектив  при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции. Общество, таким образом, лишь ограничивает личность. Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового, общественного на единичного человека. Э. различает в человеке несколько слоев: природный (биологический и психологический), изучаемый естественными науками; социальный, изучаемый социологией; духовный, являющийся предметом изучения истории и философии; и, наконец, экзистенциальный, который не поддается научному познанию и может быть лишь «освещен» философией. Мир есть взаимопроникновение отчужденностей и единственный способ преодоления этого мира - самому стать личностью, перестать жить в соответствии с внешними принципами. Это значит все время идти против течения, быть обреченным на нонконформизм, быть вечным аутсайдером в этом мире. Знать, что нет сословия или класса, внутри которого ты будешь «своим», что нет такого уголка на земном шаре, где не пришлось бы жить, постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни, что нет такой «позитивности», с которой можно себя отождествить — это и значит жить «перед лицом ничто», будет ли это ничто именем неведомого Бога или названием действительной пустоты.

      Биография 

      Альбер  Камю родился 7 ноября в 1913 году в небольшом  городе Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. В самом начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве на Марне. Камю был сыном немой и полуглухой испанки, и он никогда не видел своего отца. Жестокая и властная бабушка. В дальнейшем из этого факта возник абсурдный оксюморон («Первый человек») – когда, будучи уже сорокалетним, Камю отыскал могилу своего отца и прочел дату его рождения, которой он по сути никогда и не знал, его вдруг пронзила мысль, что его отец – намного моложе его самого (отцу 29 лет). Потеряв кормильца, мать устраивается работать прачкой, обстирывает господ, денег едва хватает для того, чтобы поднять на ноги сыновей. Окончив в 1924 году начальную школу в Белькуре, одном из беднейших районов Алжира, Камю должен был бы пополнить ряды рабочих после кратковременного обучения ремеслу. Судьба распорядилась иначе: учитель начальной школы, Луи Жермен, обратил внимание на одаренного подростка и добился для него стипендии. Учился Камю прекрасно, но на нищего стипендиата, выходца из Белькура, смотрели покровительственно и преподаватели, и соученики - потомки местной денежной аристократии. Стремление к справедливости, к социальному равенству было у Камю в зрелые годы не умственной конструкцией, а результатом жизненного опыта. Материальную нужду, как вспоминал Камю, значительно легче переносить там, где ее восполняет красота природы, полнота телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные страницы прозы Камю. Эта земля, сохранившая элементы античности, постоянно присутствовала в сознании Камю как солнечный аполлоновский мир, унаследовавший от эллинов ясность мысли и чувства. Несчастным, обделенным Камю себя не считал хотя бы потому, что ему было даровано Средиземное море, пляжи, спорт. Камю боготворил море и Солнце, эти стихии давали ему возможность не замечать собственной нищеты. В классе Камю вторично повезло с преподавателем: учителем класса философии был Жак Гренье, в будущем близкий друг Камю. Он способствовал пробуждению интереса к метафизике, литературе, театру. В 1930 г. у Камю открылся туберкулез, вследствие чего он оставляет учебу. Туберкулез также положил конец его удачной футбольной карьере. В 1934  Камю становится  участником  комитета  Содействия    международному движению в защиту культуры против фашизма. Позже в 1934 был зарегистрирован брак  с  Симоной  Ие,  но вскоре произошел разрыв, обоснованный пристрастием Ие к морфию.

      Завершая  обучение в университете, он пишет  дипломную работу «Христианская  метафизика и неоплатонизм». Эта  тема - соотношение христианской и  языческой мысли - будет в дальнейшем составлять одну из важнейших философствования Камю. Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского христианства он рассматривал через труды своего «земляка» - святого Августина, а также современных философов - Кьеркегора, Шестова, Ясперса. На всю жизнь у него сохранилось уважение к древним и средневековым ересям - к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие католицизма ни как народной религии, ни как богословской доктрины. Ницшеанского презрения к христианству Камю никогда не разделял; выходцу из бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против «подлой черни». Но провидение для него означало род фатализма; первородный грех, загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими человека с земной несправедливостью. Атеизм он считал вульгарным, поэтому таковым себя не считал, говорил, что обладает Верой, но к религии это не имеет никакого отношения (в отличие от русских философов-экзистенциалистов).

      Огромное место в жизни Камю занимал театр. Камю был талантливым актером, постановщиком, драматургом. В начале 1938 г. в мансарду к Камю приходит Паскаль Пиа, основавший газету «Республиканский Алжир», и Камю начинает осваивать и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел достичь много. Эпопея Народного фронта уже завершается во Франции, но в Алжире она не привела к каким-либо реформам. Новая газета выступает за равные права арабов, разоблачает подтасовки на выборах. Камю пишет статью за статьей о нищете и бесправии, голоде арабского населения, вызывая все большее раздражение истеблишмента. Работа в «Республиканской газете» прекращается вскоре начала второй мировой войны. Камю идет добровольцем на призывной пункт, но туберкулез опять становится у него на пути. В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в подпольную группу «Комба», образовавшуюся в результате слияния двух групп Сопротивления с собственными печатными органами. Камю получил Нобелевскую премию в 1957 году «за огромный вклад в мировую литературу, показавший значение человеческой совести». 3 января 1960 г. Камю принимает приглашение своего друга и издателя М. Галлимара вернуться в Париж не поездом, а на автомобиле. Сошедшая с дороги машина врезалась в дерево, Камю погиб на месте. В нескольких метрах от искореженного автомобиля была найдена рукопись неоконченного романа «Первый человек».

      Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли

      Кем был Камю? Футболистом? Писателем? Философом? Журналистом? Гуманистом? Моралистом? Властелином умов? Драматургом? Действительно, все это можно сказать об Альбере Камю, но, прежде всего, он является одним из самых значительных писателей и мыслителей послевоенной Франции. Основа его творчества – три неизменные темы: абсурд, бунт и сомнения. Мироощущение Камю рождается из синтеза противоположностей: рационализации реальности и порыва духовного восприятия. Цикл отрицания, более известный как цикл абсурда, исследует ужас человека, сознающего конечность своей судьбы, свою отверженность и связь с вечностью окружающего его мира. Абсурд – это разум, осознающий свои пределы. Позитивный или бунтарский цикл противопоставляется циклу обыденного абсурда жизни. Камю выдвигает лозунг «бунт, а не революция», под которым предстоит сражаться с врагами человечества: неправдой и несправедливостью. Камю признает важность роли индивидуума и общества отвергает упование на божественное провидение. Поиск новой морали. Гуманизм как оружие против сокрушительных веяний эпохи. Даже осознав абсурдность мира, нужно уметь сохранить ясность в мире, где все застилает туман. Камю не считает себя экзистенциалистом, потому что для него абсурд заключен не в человеке или в окружающем его мире, а возникает в результате из взаимодействия. Он говорил, что единственное его желание – это жизнь нормального человека, а не человека-бездны. Проблема лишь в том, что чем больше он старался приблизиться к типичному бытию, тем ближе он подходил к краю пропасти. Литературный язык Камю балансирует между лиризмом и иронией. Человек находит свое величие и смысл своего существования в зыбкости судьбы. У абсурда три следствия: бунт, свобода и страсть. Но моральные границы бунта должны сохраняться ради существования человечности. Цикл одиночества и сомнений. Экзистенциальное сознание «подлинного бытия» как метафизического страха перед зияющей бездной мира и одиночество человека среди враждебного ему всего сущего. Но метафизический ужас выступает в синтезе с верой в жизнетворческие возможности личности. Неожиданное и непонятное, лишь частично покрываемое определением «мистического», приближение апокалиптических сроков, тоска, смятение – все это постоянно проявляется в творчестве писателя.

Информация о работе Экзистенциалистская философия А. Камю