История развития семиотики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:58, реферат

Описание работы

Во-первых, семиотика, представляет большой интерес в своей непосредственной связи с лингвистикой и переводоведением. Принципы, категории и методы, используемые семиотикой, во многом являются универсальными. Применимые практически в любой сфере человеческого интереса, они позволяют установить четкие логические связи между ее возможными элементами. Мы считаем, что правильное и последовательное понимание особенностей этих взаимоотношений способно улучшить наше понимание языка, как наиболее сложной знаковой системы, и, следовательно, послужить надежным инструментом для применения в сфе

Содержание

Введение
Основные положения семиотики.
Развитие научных представлений о знаке. Развитие семиотики.
Формирование семиотики в отдельную науку. Современные семиотические школы и направления.
Заключение

Работа содержит 1 файл

История Развития Семиотики.docx

— 51.16 Кб (Скачать)

     Вопросы, связанные с природой знаковых систем и с возникновением языков общения, всегда интересовали философов древности. Еще в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон (427-327 до н.э.), говоря о происхождении слов (имен, названий), сравнивал язык с инструментом: «… имя есть некое орудие обучения и распределения сущностей, как, скажем, челнок - орудие распределения нити» (Цит. по Агееву). При этом он полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.

     Противоположного  взгляда придерживался древнегреческий  философ Аристотель(384-322 до н.э.). Он утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате соглашения. Спор по поводу происхождения слов между философами - натуралистами, считающими, что названия вещей возникли в результате поиска наилучшего соответствия их обозначаемым объектам, и философами - конвенционалистами, которые полагали, что имена есть простое соглашение (конвенция) между людьми, продолжался еще многие годы.

     В конце 17-начале 18 в. возникло новое философское направление, которое получило название рационализма. Родоначальником был Рене Декарт (1596 - 1650). Он отвергал божественную идею происхождения языка. Предпосылкой для развития языка как орудия мышления Декарт считал врожденные, имеющиеся у человека от рождения, представления или идеи.

     Также следует отметить вклад Джона  Локка (1632- 1704) в развитие науки о знаковых системах. Его идеи о разуме и языке прямо предвосхитили учение Пирса. Именно Локк ввел термин «знак» для обозначения слова как базисной единицы языка. Это направление оказало решающее воздействие на все последующее развитие лингвистики. Тем самым впервые была научно подвергнута сомнению идея о божественном происхождении языка. К тому же, Локк был первым, кто употребил греческое слово σημειωτική в современном значении.

     Среди предшественников логически ориентированной  семиотики Пирса называют, несколько имен. Первое – Джон Пойнсот (1589–1644), священник. Этот послесредневековый автор подытожил результаты занятий знаками в схоластической средневековой науке. Пойнсот ввел классификацию знаков, уже напоминающую о Пирсе.

     Также необходимо упомянуть имя Г. В. Лейбница (1646–1716), немецкого естествоиспытателя и философа. В его трудах содержится изложение принципов общей семиотики – «всеобщей (или комбинаторной) характеристики» как науке о знаках, представляющей одновременно область дискретной математики. Он писал, что знаки (в его терминологии – «характеры») «коротко выражают и как бы отображают глубочайшую природу вещи и при этом удивительным образом сокращается работа мышления». В своей системе он пытался подвергнуть все человеческие понятия символическому исчислению, посредством цифр и символов. У него можно найти идеи искусственного всеобщего языка и связанные с ним другие проекты семиотических исследований. Помимо этого, он может считаться предтечей всей современной семантики, в той ее части, где говорится о минимальных элементах смысла. Его учение о бесконечно малых было актуализировано у нас в контексте языкознания еще Велимиром Хлебниковым и Павлом Флоренским.

     Философия языка, которая также занимается изучением знаков, возникла в начале 19 в. Основы ее заложил филолог Вильгельм Гумбольдт, который представил язык не как нечто застывшее, но как вечный и непрерывный процесс духовного творчества, как деятельность, выражающую глубинный дух народа. Его идеи оказали большое влияние на развитие языкознания и способствовали появлению в конце 19-начале 20 в. нового направления, получившего название лингвистический структурализм.

     Основоположником  структурной лингвистики принято  считать швейцарского языковеда  Фердинанда де Соссюра (1857-1913), который высказал ряд принципиальных положений, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие науки о знаках. В частности, он выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтактику - структурные свойства знаковых систем, правильность построения знаков, семантику - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику - полезность, ценность знака с точки зрения пользователя - интерпретатора знака. Соссюр пришел к заключению, что лингвистика может рассматриваться как составная часть науки, названной им семиологией (современное название - семиотика), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих. Он предложил четко различать два подхода к изучению языка: синхронный (изучение среза языка, взятого в какой-то определенный исторический момент) и диахронный (изучение изменений в языке в процессе его развития).

     Соссюром, а также российскими учеными  И.А. Бодуэном де Куртенэ и Н.В. Крушевским были исследованы законы развития языка и обоснованы его системный и знаковый характер.

     Окончательно  наука, изучающая любые системы  знаков, применяемых в человеческих обществах, сформировалась благодаря  работам американского математика, логика, философа и естествоиспытателя Чарльза Пирса (1839-1914), который, собственно, и предложил для нее название семиотика. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки.

     Несмотря  на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления  о ее сущности (в частности у  Пирса и Соссюра) значительно  различались. Пирс представлял ее как  «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке  психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

     Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, получили известность лишь в 1930-х  годах, когда их развил в своем  фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме  всего прочего, определил и структуру  самой семиотики. Признавая, что характерной чертой человеческого интеллекта является порождение знаков, Моррис говорит о том, что семиотика призвана решить задачу унификации наук. Он различает семиотику как совокупность знаков (и науку о них) и процесс, в котором нечто функционирует как знак, – процесс семиозиса. Моррис вводит понятие метазнаков, т.е. знаков, сообщающих о знаках, и разъясняет тот факт, что знаки, указывающие на один и тот же объект, не обязательно имеют те же десигнаты (понятийные совокупности). Не все десигнаты связаны с реальными объектами (денотатами). Моррису принадлежит общепринятое теперь подразделение измерений семиозиса на отношение знаков к их объектам (семантика), на отношение знаков к их пользователям, или интерпретаторам (прагматика) и на отношение знаков друг к другу (синтаксис). Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

  1. Формирование семиотики в отдельную науку. Современные семиотические школы и направления.

     Сформировавшись в начале 20 в., семиотика с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики, статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

     В основе семиотики лежит понятие  знака, понимаемого по-разному в  различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

     Результаты  семиотических исследований демонстрируют  параллелизм семантики языка  и других знаковых систем. Однако, поскольку  естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной  знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов  в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в  том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически  семиотика по отношению к лингвистике  является объемлющей дисциплиной, но исторически  она сформировалась как результат  обобщения знаний об устройстве и  организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как «знак», «коммуникация» и «семиозис», сыграли огромную роль.

     В наше время принято говорить о  двух ветвях семиотики. Сам термин «семиотика»  первоначально применялся для формальной, логико-математической линии, представленной трудами американского логика Ч. С. Пирса, а содержательная, предметная линия с подачи ее основателя швейцарца  Ф. де Соссюра именовалась семиологией. (В настоящее время оба термина  употребляются как синонимы.). В  свою очередь, каждая из этих ветвей имеет  свою традицию.

  Сама  семиотика как отдельная область  науки формировалась в начале второй половины 20 в., но лишь в 1969 в Париже при активном участии Р.Якобсона, Э.Бенвениста и К.Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS). Официальным периодическим изданием этой ассоциации стал журнал «Semiotiсa», а его главным редактором – Т.Себеок. Первым президентом ассоциации стал Э.Бенвенист, а генеральным секретарем – А.Греймас.

  В настоящее время в США выходят  журналы: «Ars Semiotica. International Journal of American Semiotics», Philadelphia; «Semiotic Scene. Bulletin of the Semiotic Society of America», Medford; «The American Journal of Semiotics», Bloomington; «Semiotica. Journal of the International Association for Semiotic Studies», Bloomington. Существует специальный европейский журнал по семиотике: «Semiotics and Mentalities. European Journal for Semiotic Studues», Wien – Barselona – Budapest – Perpignan. Журналы семиотического направления выходят в Канаде, Бразилии, Эстонии, Италии, Израиле, Германии, Австрии, Норвегии и других странах.

  Определение «семиотика» и «семиотический»  к концу 20 в. постепенно вытеснило  некоторые прежние именования соответствующих  областей исследования (такие, как «знаковые  системы» или «структурная поэтика»). Как пишет один из основоположников семиотики Ч.Моррис, «отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны, семиотика – это наука в ряду других наук, а с другой стороны – это инструмент наук». Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Так, существуют исследования семиотики городской дороги, семиотики гадания, семиотики театрального пространства, семиотики жестов, семиотики туризма, семиотики масок, семиотики часов и зеркал и др. Рассматриваемая как наука, семиотика сопоставима практически со всеми науками о человеке. Например, широко представлены исследования на тему «семиотика и психоанализ», «семиотика и народная культура», «семиотика и исследования литературных текстов», «семиотика и прагматика», «семиотика и лингвистика», «семиотика и теория катастроф», «семиотика и теория прототипов» и др.

     Школы и направления семиотики во второй половине 20 в. можно определять по доминирующему объекту исследования, по территориальному признаку (часто объединяющему сторонников одного метода) и по теоретическому кредо исследователей одной школы. Можно говорить о следующих относительно автономных семиотических направлениях: французская школа семиотики и структурализма; семиотическое направление Умберто Эко; Тартуская семиотическая школа; Московская семиотическая школа; Польская семиотическая школа; школа Рурского университета г. Бохума; семиотические работы российских ученых, не объединенных в группы и направления.

     Французская семиотическая школа представлена прежде всего именами Р.Барта, Ф.Солерса, Ю.Кристевой, Ц.Тодорова, Ж.Деррида, Ж.Фая и др., группировавшихся в 1960-е годы вокруг журнала «Tel Quel». Журнал этот был создан в 1960 Ф.Солерсом и его единомышленниками и сразу заявил о себе как основная трибуна французского литературного авангарда. Просуществовал до 1982, постепенно теряя влияние. Генезис школы определяется сложным сплавом воздействия со стороны теоретиков и практиков так называемого «нового романа», влияния русских филологов – В.Я.Проппа, М.М.Бахтина, «формальной школы» русского литературоведения и мощной струи философско-психологического плана, представленной такими мыслителями, как Г.Башляр, Ж.Лакан, М.Фуко.Особое место во французской семиотической школе занимает К.Леви-Строс.

     Российское  направление семиотики опиралось  на большое число ярких и разнообразных  предшественников: школу «русских формалистов» (Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, В.Б.Шкловский), Московский лингвистический кружок (Р.О.Якобсон, Г.О.Винокур, А.А.Реформатский и др.), С.О.Карцевского, школу психологов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.), теоретические работы С.М.Эйзенштейна и т.д.

     К началу 1960-х годов в Москве сформировалась группа исследователей, пришедших к  семиотике разными путями: от структурной  лингвистики и автоматического  перевода, от компаративистики, общего языкознания. Часть из них стала  сотрудниками сектора структурной типологии Института славяноведения Академии наук СССР, которым с 1960 по 1963 год руководил В.Н.Топоров, с 1963 по 1989 год – В.В.Иванов. Именно они стали идеологами той семиотической ветви, которая впоследствии получила имя Московской семиотической школы. В эту группу вошли сотрудники сектора – А.А.Зализняк, И.И.Ревзин, Т.Н.Молошная, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян, З.М.Волоцкая и др.

     В 1962 этой группой был проведен Симпозиум  по структурному изучению знаковых систем, на котором рассматривался не только естественный язык, но также семиотические  аспекты искусства и литературы, семиотика невербальных знаков коммуникации, математические аспекты стиховедческого  анализа и др. После проведения Симпозиума вышел ряд сборников, подготовленных той же группой, где  были представлены работы многих семиотиков, в том числе математиков, физиологов и литературоведов. Однако последовавший вскоре разгром этого направления официальными властями заставил семиотиков Москвы принять с благодарностью идею Ю.М.Лотмана о проведении Первой школы по знаковым системам в Кяэрику (Эстония) и о публикации московских работ в Трудах по знаковым системам, издаваемых в Тарту. Хотя вначале группа московских исследователей занималась разными областями приложения семиотической теории, в дальнейшем ее интересы переключились в основном на семиотический анализ художественного текста и мифологии, что было названо «вторичными моделирующими системами» (имеется в виду, что и те и другие строятся на базе языка, который рассматривается как «первичная моделирующая система»). Две основных теоретических позиции – установка на билатеральность знака в художественном тексте, где переклички содержательного плана коррелируют с перекличками в плане выражения, и понимание текста как особым образом структурированного пространства – дали возможность провести ряд новых исследований текста.

Информация о работе История развития семиотики