Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:58, реферат
Во-первых, семиотика, представляет большой интерес в своей непосредственной связи с лингвистикой и переводоведением. Принципы, категории и методы, используемые семиотикой, во многом являются универсальными. Применимые практически в любой сфере человеческого интереса, они позволяют установить четкие логические связи между ее возможными элементами. Мы считаем, что правильное и последовательное понимание особенностей этих взаимоотношений способно улучшить наше понимание языка, как наиболее сложной знаковой системы, и, следовательно, послужить надежным инструментом для применения в сфе
Введение
Основные положения семиотики.
Развитие научных представлений о знаке. Развитие семиотики.
Формирование семиотики в отдельную науку. Современные семиотические школы и направления.
Заключение
Обзорный реферат на тему
«История
развития семиотики»
История
развития семиотики:
Введение
Заключение
Введение.
В данной работе мы будем рассматривать историю развития семиотики - науки о знаке и знаковых системах. Выбор для рассмотрения данной темы был обусловлен следующими факторами.
Во-первых, семиотика, представляет большой интерес в своей непосредственной связи с лингвистикой и переводоведением. Принципы, категории и методы, используемые семиотикой, во многом являются универсальными. Применимые практически в любой сфере человеческого интереса, они позволяют установить четкие логические связи между ее возможными элементами. Мы считаем, что правильное и последовательное понимание особенностей этих взаимоотношений способно улучшить наше понимание языка, как наиболее сложной знаковой системы, и, следовательно, послужить надежным инструментом для применения в сфере практического перевода.
Во-вторых, поскольку семиотика обладает отчасти универсальным «инструментарием», то на протяжении своего становления и развития, в ней формировались различные прикладные направления, объектом изучения которых являлись язык, коммуникация, различные сферы культурной жизни человечества и многое другое. Многие из этих направлений на сегодняшний день уже стали традиционными, а некоторые получили статус «школы». В рамках данной работы, посвященной истории становления и развития семиотики, мы считаем необходимым рассмотреть эти направления, а также выделить из них наиболее, по нашему мнению, важные для изучения языка, коммуникации и переводоведения.
Семиотика является перспективной наукой в нынешний век информации и кибернетики. Обладая стабильной методологической базой, она имеет перед собой широкое поле для применения. С помощью нее могут создаваться искусственные языки программирования, языки управления базами данных, алгоритмы, обеспечивающие машинный перевод естественного языка. Поэтому, мы считаем, что данная тема является в достаточной мере актуальной.
Что представляет собой семиотика на современном этапе развития? До определенного момента не возникало споров по поводу исходной дефиниции термина «семиотика» среди самих «семиотиков». Такие дефиниции могли варьироваться только в масштабе или в ракурсе. Приведем некоторые из общепринятых определений:
• Семиотика – наука о знаках;
• Семиотика – наука о знаках и/или знаковых системах;
• Семиотика – наука о знаковых системах в природе и обществе;
• Семиотика – учение о (графических) знаках и о рядах знаковых форм;
• Семиотика – наука, изучающая знаки и процессы их интерпретации;
•
Семиотика – научная
Помимо данных, «канонических», определений существуют и более специализированные, прикладные, в частности:
• Семиотика – приложение лингвистических методов к объектам иным, чем естественный язык;
• Семиотика – система того или иного объекта, рассматриваемая как совокупность знаков (например, «семиотика данного фильма», «семиотика лирики А. Блока» и т.п.);
• Семиотика – учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах).
Как видно, все дефиниции находятся в согласии друг с другом, лишь поясняя одна другую. Стоит обратить внимание и на тот факт, что минимальный размер характеристики – всего три слова («наука о знаках»), и оно признается вполне достаточным. В этом, как кажется, особый «характер» семиотики, ее методологическая ясность и своеобразная лаконичность. Есть мнение, что семиотика – это способ говорить просто о сложном. В самом деле, семиотика имеет дело не только с простыми объектами – такими, как система дорожных указателей, буквенный алфавит, дизайн интерьера, – но и с куда более высокоорганизованными (язык, культурная среда, мода, медийное сознание, творчество, мир отдельного произведения искусства). Найти первичную структуру какого-либо простого или сложного явления, описать множественное через единичное – вот в чем задача семиотического подхода в его традиционном понимании.
Специфика семиотического метода такова, что она, по выражению Ю. С. Степанова, «находит свои объекты повсюду – в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений». Процесс наблюдения за чем-либо – по существу уже семиотический процесс, если он сопровождается при этом поиском и нахождением закономерностей объекта, пересечениями, схождениями и размежеваниями данного объекта с другими объектами, динамикой внутри самого объекта и т. д.
Не будет, как кажется, преувеличением сказать, что каждый человек – не обязательно ученый или художник – выполняет в своей жизни множество семиотических процедур, даже зачастую не осознавая этого. Самым ярким примером этого является юмор. В анекдотах или же просто в оговорках «по Фрейду» всегда участвует определенная смыслоразличительная процедура. Она-то и порождает свойственное каждому человеку ощущение «смешного», «остроумного». Конечно, можно назвать эту обывательскую семиотику «наивной картиной мира», «риторикой повседневности». Тем не менее, даже на этом, «житейском» уровне, семиотическое находит свое место.
Если в определении предмета семиотики сохраняется более или менее твердое единство, то в отношении знака, как некоторой точки отсчета семиотической деятельности, ситуация уже не выглядит столь единообразно. Общего и сложившегося мнения о том, какой класс фактов можно подвести под понятие знака, нет. В каждом конкретном случае, при анализе того или иного объекта, такое понятие формулируется ad hoc.
Исчерпывающего, универсального определения понятия знака дать нельзя, можно лишь раскрыть его смысл и содержание применительно к тем или иным областям человеческой деятельности или к конкретным обстоятельствам, «знаковым ситуациям». Так, уже в естественном языке – как считается, первичной знаковой системе – мы находим целый диапазон знаковых сущностей. В зависимости от ракурса, в качестве знака здесь может выступать фонема, морфема, лексема – из разряда единиц, меньших, чем слово; фраза, высказывание, интонема, текст, свод текстов – на уровнях, более крупных, чем слово. В каждом конкретном случае, рассматривая, например, знаковое пространство художественного текста определенного автора, мы выбираем тот или иной масштаб изучения. При этом в качестве знаков фигурируют индивидуальные, свойственные именно данному автору, единицы, как личные творческие формы.
Семиотика
изучает характерные
Любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком. Чарльз Пирс (1839-1914) создал классификацию знаков, разделив их на три группы. К первой он отнес иконические знаки, то есть имеющие сходство с обозначаемым (примером может служить портрет или фотография человека). Ко второй – конвенциональные (условные), которые не имеют ничего общего с обозначаемым, это большинство слов любого разговорного языка. Наконец, к третьей группе он отнес так называемые индексальные знаки. Это знаки, которые связаны с обозначаемым по смежности, то есть, не будучи похожими на обозначаемый предмет, они тем не менее вызывают определенные ассоциации с ним. Таковыми являются некоторые дорожные знаки.
Семиотика выделяет три
1) синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы);
2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, другими словами, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит «адресатом» (интерпретатором);
3) прагматика, исследующая связь знаков с «адресатом», т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
Т. о., если семантика и особенно синтактика имеют дело лишь с частью семиотических проблем, то прагматика, нуждающаяся в «помощи» со стороны конкретных наук (например, психологии, психолингвистики, социальной психологии), изучает всю относящуюся к семиотике проблематику в целом.
Задачей
синтактики является описание запаса
правильно построенных текстов (составных
знаков) для различных классов
знаковых систем. В общем случае
задача синтактики состоит в формулировке
такой теории (списка синтаксических
отношений и перечня
В семантике знаковых систем
различают значение знака (
Прагматика связана с изучением категории полезности, ценности, понятности знака, а также с исследованием семантической информации, где существенную роль играет вопрос об оценке информации, извлекаемой данным адресатом из текста. Наиболее содержательные исследования в семиотике возникают там, где связаны два или три из перечисленных аспектов. Одно из важных достижений семиотики — установление принципиальной несводимости семантики к синтаксису.
Ценность семиотики состоит не только в возможности с единой точки зрения рассматривать разные знаковые системы, но и в возможности обнаружить знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе и тем самым увидеть ещё один важный аспект этих ситуаций. Изучение т. н. «вторичных моделирующих систем» позволяет обнаруживать знаковые ситуации в самых различных областях культуры (литература, искусство, ритуалы, игры и т. п.). В этом случае семиотический аспект никогда не исчерпывает природы изучаемых явлений, но позволяет увидеть существенные структуры в синтактике изучаемых знаковых систем (например, свойства поэтических размеров, структура композиции художественного произведения и т. п.).
Как уже было отмечено, базовым в семиотическом учении является понятие знака. Само имя науки произведено от древнегреческого σημεîον («знак»). У Гомера слово σημα означало как «опознавательный знак», «гробницу, которую надо было выделить в ряду других», так и «знак-сигнал, который подавал Зевс смертным для разгадки». В этом гомеровском употреблении уже проглядывают некоторые черты позднейшего, то есть современного, отношения к знакам, как двуединым сущностям, отсылающим к чему-либо иному.
По мере развития семиотики в ХХ веке у нее обнаруживались все более глубокие исторические корни. Одни ученые ведут ее хронологию от ХVIII века. Другие же относят ее зарождение к временам Августина Аврелия, введшего в оборот понятие signum («знак, обозначение»). Есть также мнение, что основателями науки о знаках являлись древнегреческие стоики, размышлявшие о природе языковых категорий.