История развития гносеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:23, реферат

Описание работы

Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть "комплексы ощущений", либо в принципе отрицает возможность познания мира.

Содержание

Предмет гносеологии. 3

Этапы развития гносеологии 11

Что такое истина 24

Соотношения знания и истины 32

Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Гносиалогия.rtf

— 319.16 Кб (Скачать)

      Относительная истина - это знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.

      Абсолютная истина - это полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта; в широком понимании - абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания.

      Следует отметить, что нет и не может быть отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая выступает диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное и относительное - это два необходимых момента объективной истины.

      Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина - это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Если понятие «объективная истина» подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» - сам процесс ее познания, то понятие «конкретность истины» свидетельствует о возможности практического использования полученных знаний.

      Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Истина является субъективным образом объективного мира, она служит единством абсолютного и относительного, объективного и субъективного. Познание по своей природе, характеру и целям неограниченно и может давать объективное и точное отражение мира. Но истина всегда конкретна, т.е. исторически обусловлена, и имеет определенные границы применения. Именно поэтому по своему конкретному содержанию и имеющимся достижениям она является ограниченной, относительной. Процесс познания истины - постоянная борьба за преодоление ограниченности человеческих возможностей в достижении истины. 

 

       Список литературы 

Вступ до філософії: Історико-філософська пропедевтика: Підручник /Г.І.Волинка, В.І.Гусєв, І.В.Огородник, Ю.О.Федів. - К.: Вища школа,1999.

Ивин А.А. Логика. - М.: Знание, 1998.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов.

Изд. 5-е, перераб. И доп. - М.: Логос, 2005. - 376с.

Релігієзнавство: Навчальний посібник / За ред. С.А.Бублика. - К.: Юрінком-Інтер, 1999.

Філософія: Навчальний посібник / За ред. І.Ф.Надольного. - К.: Либідь, 1996.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001.

Информация о работе История развития гносеологии