Интуитивизм,
словами Н.Лосского, есть учение о том,
что познаваемый предмет, даже и в случае
знания о внешнем мире, вступает в сознание
познающего индивидуума в подлиннике
самолично и потому познаётся так, как
он существует независимо от акта познания.
Термином интуиция обозначается это непосредственное
созерцание предмета познающим субъектом,
имение в виду предмета в подлиннике, а
не посредством копии, символа, конструкции.
Рассматриваемое философское учение по
существу сходно с представлением о знании,
называемым наивным реализмом, к которому
склонны дети и лица, не занимающиеся философией.
Они считают, например, что шум ветвей
сосны наполняет собой окружающее пространство
независимо от того, есть ли слушатели
этого события, и не полагают сосну психическим
деревом.
Но
наиболее важным и ценным моментом гносеологии
Лосского является учение о мистической
интуиции, познании внелогических, металогических
форм бытия. В чувственной и интеллектуальной
интуиции познаётся бытие, определённое
согласно законам тождества, противоречия
и исключённого третьего. Определённость,
соответствующая этим законам, есть онтологическая
форма, характерная для проявлений субстанциальных
деятелей в пространстве и времени и отвлечённо-идеальному
бытию. Эту форму можно назвать логической,
как необходимую для познаваемости предметов
и выразимости их в суждениях. Но есть
и металогическое, конкретно-идеальное
бытие, все субстанциальные деятели в
основе своей металогичны. Их много, каждый
есть самостоятельное существо, но с другой
стороны они составляют систематическое
единство космоса. Но такая соотнесённость
их друг с другом влечёт существование
Сверхсистемного и Сверхмирового начала,
стоящего выше субстанциальных деятелей
и придающего им характер единства. Мистическая
интуиция и есть познание в подлиннике
сверхпространственных и сверхвременных
субстанциальных деятелей, среди них и
Сверхсистемного начала, равнопервоначального
им по своему бытию, а также запредельного
трансцендентного Бога.
К
нерефлексивным формам познания относятся:
магия, мантика и мистицизм, общей характеристикой
которых в контексте основной проблемы
гносеологии является снятие ими субъект-объектных
отношений.
Этапы
развития гносеологии
История
познания показывает, что знания (и их
теоретический образ) всегда обусловлены
потребностями общества (в особенности
запросами материального производства
и практики), и поэтому должны принимать
специфический облик на каждом из качественно
различных этапах общественного развития.
Вместе с тем по своему содержанию они
должны впитать в себя все то новое, что
приносит с собой каждый из них. Так, развитие
гносеологических представлений конца
XX в. определяется тем, что оно происходит
в условиях информационного общества
и, в частности, опирается на данные так
называемой «постнеклассической» науки.
Для этого этапа развития характерны:
изменение объектов исследования (ими
все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся
«человеко-размерные» системы), широкое
распространение идей и методов синергетики
методологический плюрализм; преодоление
разрыва между объектом и субъектом познания;
соединение объективного мира и мира человека;
внедрение времени во все науки, их глубокая
диалектизация и историзация (в частности,
приоритет «становления» над «бытием»
у И. Пригожина) и ряд других..
Зарождение
гносеологической проблематики в античной
философии. Познание и его изучение не
есть нечто неизменное, раз навсегда данное,
а представляет собой “нечто диалектическое”,
развивающееся по определенным законам.
Они имеют длительную историю, истоки
которой уходят в древнюю философию. На
каждом из этапов своего развития знание
есть резюме истории познания, квинтэссенция
всех форм человеческой деятельности,
в том числе и, прежде всего - чувственно-предметной
(практики).
В
античной, особенно в древнегреческой
философии (VI в до н. э.- II в. н. э.), были сформулированы
глубокие идеи о соотношении знания и
мнения, истины и заблуждения, о совпадении
знания и предмета, о диалектике как методе
познания и др. Так, Гераклит высказал
идею о том, что все течет, все изменяется
и все переходит в свою противоположность.
Но все течет не как попало, а повинуясь
законам “единого мудрого”, которые присущи
и бытию и познанию.
Чтобы
постигнуть природу каждого отдельного
предмета, нужно уметь приложить общий
закон. Поэтому много - учености, которая
“уму ненаучает”, Гераклит предпочитает
“единое знание всего”. Исходя из того,
что мышление присуще всем, что всем людям
дано познавать самих себя и размышлять,
он считает, что человеческий, субъективный
логос (т. е. познание) имеет все возможности
быть в согласии с объективным логосом.
Зенон
Элейскнй пытался выразить реальное движение
в логике понятий, в связи с чем подверг
скрупулезному анализу противоречия (апории),
возникающие при попытке мыслить движение.
Знаменитые апории Зенона (“Дихотомия”,
“Ахилл”, “Стрела” и “Стадий”) не утратили
своего значения я для современной науки,
развитие которой связано с разрешением
многообразных противоречий, возникающих
при отображении в познании объективного
процесса движения.
Заметными
фигурами в истории гносеологической
и диалектической мысли были античные
софисты - Протагор, Горши и др. Они привели
в бурное движение человеческую мысль
с ее вечными противоречиями, неустанным
исканием истины в атмосфере острых и
бескомпромиссных споров и стремлением
найти тонкие ходы мысли. Античная софистика
при всей своей неоднозначности, субъективизме
и “игре слов” имела целый ряд рациональных
моментов. К их числу можно отнести: сознательное
исследование мышления самого по себе;
понимание его силы, противоречий и типичных
ошибок; стремление развить гибкость,
подвижность мышления, придать ему диалектический
характер; попытка с помощью такого мышления
“разъесть как щелочь” все устойчивое,
расшатать конечное; подчеркивание активной
роли субъекта в познании; анализ возможностей
слова, языка в познавательном процессе
и т. п.
Сократ
выдвинул на первый план диалектическую
природу познания как совместного добывания
истины в процессе сопоставления различных
представлений, понятий, их сравнения,
расчленения, определения и т. п. При этом
он подчеркивал тесную связь познания
и этики, метода и нравственности.
Рациональное
содержание философии Платона - его диалектика,
изложенная в диалогической форме, т. с,
диалектика как искусство полемики. Он
считал, что бытие заключает в себе противоречиям
оно едино и множественно, вечно и преходяще,
неизменно и изменчиво, покоится и движется.
Противоречие есть необходимое условие
для пробуждения души к размышлению, важнейший
принцип познания. Поскольку, согласно
Платону, любой предмет, любая вещь в мире
“есть движение”, и, познавая Мир, нам
следует по необходимости, а не по прихоти
и субъективному произволу изображать
все явления как процессы, т. е. в становлении
и изменчивости.
Вслед за
элеатами и софистами Платон отличал мнение
(недостоверные, часто субъективные представления)
от достоверного знания. Мнение он разделял
на догадку и доверие и относил его к чувственным
вещам, в отличие от знания, имеющего своим
предметом духовные сущности. В гносеологии
Платона содержится идея о двух качественно
различных уровнях мыслительной деятельности
- рассудке и разуме, “ нацеленных ” соответственно
на конечное и бесконечное.
Аристотель
в созданной им логике видел важнейший
“органон” (орудие, инструмент) познания.
Его логика носит двойственный характер:
она положила начало формальному подходу
к анализу знания, но одновременно Аристотель
стремился определить пути достижения
нового знания, совпадающего с объектом.
Он пытался вывести свою логику за рамки
только формальной, ставил вопрос о содержательной
логике, о диалектике. Тем самым логика
и гносеология Аристотеля тесно связана
с учением о бытии, с концепцией истины,
так как в логических формах и принципах
познания он видел формы и законы бытия.
Важную
роль в процессе познания Аристотель отводил
категориям - “высшим родам”, к которым
сводятся все остальные роды истинно-сущего.
При этом он представил категории не как
неподвижные, а как текучие, дал систематический
анализ этих существеннейших форм диалектического
мышления, считая их содержательными формами
самого, бытия.
Продемонстрировав
веру в силу разума и подчеркнув объективную
истинность познания. Аристотель сформулировал
ряд методологических требований к последнему:
необходимость рассмотрения явлений в
их изменении, “раздвоение единого”-
представленное им не только как закон
объективного мира, но и как закон познания,
принцип причинности и др. Заслугой Аристотеля
является также то, что он дал первую обстоятельную
классификацию софистических приемов
- субъективистских, псевдодиалектических
ходов мысли, свидетельствующих лишь о
мнимой мудрости, уводящей познание на
путь заблуждений.
Оценивая
в общем античную (точнее - древнегреческую)
философию и гносеологию, следует указать
на то, что для них были характерны целостность
взгляда, на мир, отсутствие чисто аналитического,
абстрактно-метафизического расчленения
природы. Последняя рассматривалась в
универсальных моментах единства всех
ее сторон, во всеобщей связи и развитии
явлений. Однако эта развивающаяся целостность
была результатом непосредственного созерцания,
а не развитого теоретического мышления.
Новое
время: эмпиризм или рационализм?
Крупный шаг в развитии теории познания
был сделан европейской философией XVII-XVIII
вв., в которой гносеологическая проблематика
заняла центральное место. Ф. Бэкон - основоположник
материализма и экспериментальной науки
этого времени считал, что науки, изучающие
познание, мышление являются ключом ко
всем остальным, ибо они содержат в себе
“умственные орудия”, которые дают разуму
указания или предостерегают его от заблуждений
(“идолов). Призывая усиливать крепость
ума диалектикой, он считал, что распространенная
в его время логика - искаженная схоластами
аристотелевская формальная логика - бесполезна
для открытия знаний - Ставя вопрос о новом
методе, об “иной логике”, Ф. Бэкон подчеркивал,
что новая логика - в отличие от чисто формальной
- должна исходить не только из природы
ума, но и из природы вещей, не “измышлять
и выдумывать”, а открывать и выражать
то, что совершает природа, т. е. быть содержательной,
объективной.
Бэкон различал
три основных пути познания:1) “путь паука”
- выведение истин из чистого сознания.
Этот путь был основным в схоластике, которую
он подверг резкой критике, отмечая, что
топкость природы во много раз превосходит
топкость рассуждений: 2) “путь муравья”
- узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов
без их концептуального обобщения; 3) “путь
пчелы” - соединение первых двух путей,
сочетание способностей опыта и рассудка,
т. е. чувственного и рационального. Ратуя
за это сочетание, Бэкон, однако, приоритет
отдает опытному познанию.
Бэкон разработал
свой эмпирический метод познания, каким
у него является индукция - истинное орудие
исследования законов (“форм”) природных
явлений, которые, по его мнению, позволяют
сделать разум адекватным природным вещам.
А это несть главная цель научного познания,
а не “опутывание противника аргументацией”.
Важная заслуга Бэкона - выявление и исследование
глобальных заблуждений познания (“идолы”,
“призраки” разума). Важное средство
их преодоления - надежный метод, принципы
которого должны быть законами бытия.
Метод - органон (инструмент, орудие) познания
и его необходимо постоянно приспосабливать
к предмету науки, но не наоборот.
Всю философию
и гносеологию Р. Декарта пронизывает
убеждение в беспредельности человеческого
разума, в огромной силе познания, мышления
и понятийного усмотрения сущности 'вещей.
Чтобы построить здание новой, рациональной
культуры нужна чистая “строительная
площадка”. А это значит, что необходимо
сначала “расчистить почву” от традиционной
культуры. Такую работу у ' Декарта выполняет
сомнение: все сомнительно, но несомненен
сам факт сомнения. Для Декарта сомнение
- это не бесплодный скептицизм, а нечто
конструктивное, всеобщее и универсальное.
После того,
как сомнение “расчистило площадку”
для новой рациональной культуры, в дело
включается “архитектор”, т. е. метод.
С его помощью и предаются суду чистого
разума все общепринятые истины, подвергаются
тщательной и беспощадной проверке их
“верительные грамоты”, обоснованность
их претензий представлять подлинную
истину.
По Декарту,
разум, вооруженный такими средствами
мышления, как интуиция и дедукция, может
достигнуть во всех областях знания полной
достоверности, если только будет руководствоваться
истинным методом. Последний есть совокупность
точных и простых правил, строгое соблюдение
которых всегда препятствует принятию
ложного за истинное.
Правила
рационалистического метода Декарта представляют
собой распространение на все достоверное
знание тех рациональных способов и приемов
исследования, которые эффективно применяются
в математике (в частности, в геометрии).
Это означает, что нужно мыслить ясно и
отчетливо, расчленять каждую проблему
на составляющие ее элементы, методически
переходить от известного и доказанного
к неизвестному и недосказанному, не допускать
пропусков в логических звеньях исследования
и т. л. Свой рационалистический метод
Декарт противопоставлял как индуктивной
методологии Бэкона, к которой относился
с одобрением, так и традиционной, схоластизированной
формальной логике, которую подверг резкой
критике. Он считал необходимым очистить
ее от вредных и ненужных схоластических
наслоений и дополнить ее тем, что вело
бы к открытию достоверных и новых истин.
Таким средством и является прежде всего
интуиция.
Продуктивным
методом декартовской философии и гносеологии
являются: формирование идеи развития
и стремление эту идею применить в качестве
принципа познания природы, введение в
математику диалектики посредством переменной
величины, указание на гибкость правил
своего метода познания и на их связь с
нравственными нормами и ряд других.
Проблемы
познания в немецкой классической философии.
Основоположник немецкой классической
философии Кант впервые попытался связать
проблемы гносеологии с исследованием
исторических форм деятельности людей:
объект как таковой существует лишь в
формах деятельности субъекта. Основной
для своей гносеологии вопрос - об источниках
и границах познания - Кант формулирует
как вопрос о возможности априорных синтетических
суждений (т. е. дающих новое знание) в каждом
из трех главных видов знания - математике,
теоретическом естествознании и метафизике
(умозрительном познании истинно-сущего).
Решение этих трех вопросов Кант дает
в ходе исследования трех основных способностей
познания - чувственности, рассудка и разума.