Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:23, реферат
Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть "комплексы ощущений", либо в принципе отрицает возможность познания мира.
Предмет гносеологии. 3
Этапы развития гносеологии 11
Что такое истина 24
Соотношения знания и истины 32
Список использованной литературы 41
Предмет гносеологии. 3
Этапы развития гносеологии 11
Что такое истина 24
Соотношения знания и истины 32
Список использованной литературы 41
1. ПРЕДМЕТ ГНОСЕОЛОГИЯ
Одно из направлений философии - гносеология, т.е. философское учение о возможностях и путях познания бытия человеком. Познание неразрывно связано с сознанием. Вне сознания человека познания нет, с помощью него человек познает мир. Человек в отличие от животных, нуждается в огромном количестве знаний, необходимых ему для преобразования природы и сознания цивилизации. Поэтому и сознание, и познание внутренне присущи человеку.
Познание изучает различные науки, но гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Предметом ее изучения являются:
1. Природа человеческого познания, формы и представления о вещах к постижению их сущности;
2. Что такое истина, пути ее достижения и ее критерии;
3. Практический жизненный смысл достоверного знания о мире, человеке и обществе.
Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть "комплексы ощущений", либо в принципе отрицает возможность познания мира.
Таким образом, познание - это духовная деятельность человека по производству и переработке знаний в целях активного целенаправленного воздействия на окружающий мир и самого себя.
На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном ее варианте) начинает превалировать представление о том, что «познание как отражение действительности» и «познавательная деятельность», хотя и связаны, но не синонимичны. Поэтому нельзя не согласиться с положением о том, что преодоление расширенного толкования отражения, сведения к нему всей познавательной деятельности, возможно лишь при разграничении понимания отражения как свойства материи и как познавательной операции наряду и во взаимодействии с другими - воображение, фантазия, интуиция, социокультурные предпосылки, индивидуальный и коллективный жизненный опыт и т.п.
Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.
Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение, т.е. учение о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: а) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; б) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.
Что же пытаются понять философы, работающие в области гносеологии? Прежде всего их интересует феномен сознания, его загадки. Но есть еще один круг проблем: познаваем ли наш мир? В какой степени мы можем считать, что содержание нашего сознания соответствует реальной картине мира? Если в сознании возникают разного рода видении, химеры, то как отнестись к ним? Что это - некая реальность или, говоря словами И. Канта, - «царство теней»?
Отвечая на эти вопросы, философы, разумеется, дают разные ответы. Большинство философов сходятся в убеждении, что наши органы чувств и наше сознание обладают способностью более или менее правильно отражать реальность, которая существует сама по себе, независимо от нас. В самом деле, ведь мы, мыслящие существа, ориентируемся в жизни, опираясь на собственный разум. Мы исходим из убеждения, что наши знания верны. Иначе как мы могли бы жить в этой действительности?
Мышление и познание невозможны без человеческого мозга. И естественно, процесс познания не может обойтись без исследования человеческого мозга. Мозг представляет собой самую сложную систему из тех, которые мы знаем. Неудивительно, что при его изучении мы сталкиваемся с огромными трудностями. Целью философии, утверждал английский ученый и философ Бертран Рассел, является познание. Но эту цель преследует не только философия. Логика и математика, естественные и гуманитарные науки, медицина и теология, а также многие другие дисциплины устремлены к познанию. Это помогает раскрыть особый характер философии и философского познания - такие попытки предпринимались на протяжении тысячелетий. Естественно, что трактовки философии изменялись, потому что преображалась сама философия.
Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология - учение о бытии как таковом, и диалектика - учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Опора теории познания тем более необходима потому, что, во-первых, познавательный процесс всегда происходит в определенном социокультурном контексте, а, во-вторых, сегодня набирает силу тенденция социологизации гносеологии, т.е. процесс преобразования последней в подлинное социально-гуманитарное исследование.
При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и д.р.
В разработке своих проблем, в развертывании собственного гносеология должна «выжимать» последнее в виде «квинтэссенции» из всех своих названных и других источников. При этом недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать какой-либо один из них. Так, например, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) - значит поступать односторонне, а следовательно, ошибочно.
Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует своей предмет, т. е. познавательное отношение к действительности в совокупности всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более характерным становится методологический плюрализм. Иными словами, она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией - системный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы. Это - науки о таких системах; общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом се специфики. Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом, взаимодействии.
В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных паук о познании и сознании, социальных и культурологических дисциплин.
Познание является важнейшим условием и фактором существования и развития человека, необходимым компонентом его целеполагающей деятельности. Применительно к человеку, познание - это процесс активного, целенаправленного отображения в мозгу человека объективного мира и собственной природы человека.
Если сознание представляет собой выражение отношения человека к своему бытию (осознанное бытие), знание является объективной реальностью, данной в сознании человека, то познание - это процесс приобретения и развития знания, его углубление и расширение, результатом которого является новое знание о мире.
Объективным источником познания является сам человек и окружающий человека внешний мир, природный и социальный. В результате взаимодействия человека с миром у него возникают соответствующие ощущения, восприятия, представления, формируются понятия.
Исходным моментом процесса познания, его основой является деятельность людей, практика. В ходе этой деятельности люди познают окружающие их предметы и проверяют истинность получаемых знаний.
Познание начинается со знакомства с предметом внешнего мира при помощи органов чувств. Органы чувств - это своего рода окна, через которые внешний мир «проникает» в человеческое сознание.
На ступени отображения мира в виде чувственных образов в познании различаются три этапа: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств, особенностей, сторон предмета. Организм человека обладает соответствующим физиологическим аппаратом для образования ощущений. Ими являются органы чувств, нервные волокна, по которым возбуждения передаются в соответствующие участки головного мозга, где возбуждения преобразуются в ощущения. Весь дальнейший процесс познания опирается на те сведения о предметах, которые дают нам ощущения. Ощущения - это субъективный образ объективного мира, поскольку принадлежит конкретному человеку (субъекту). Люди по-разному воспринимают одни и те же внешние воздействия, но это нисколько не означает, что органы чувств не дают нам правильного представления о мире.
Восприятие - это процесс отображения предмета в его чувственной непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон и особенностей. Восприятие является более высокой формой чувственного познания.
Представление - это процесс воспроизведения в сознании человека ранее воспринятого предмета с помощью памяти. На основе восприятия здесь осуществляется осмысление отражаемого предмета посредством ассоциаций, соотнесения, сопоставления изучаемого предмета с уже ранее изученными. Вместе с тем, хотя представление и оперирует образами предметов, а не самими предметами, эти образы не несут на себе печать единичности, не заключают в себе подлинного обобщения.
Следует сказать, что по вопросу о роли и соотношении чувственного и рационального в процессе познания в истории философии существовали прямо противоположные точки зрения.
Направление в теории познания, согласно которому ощущение и восприятие - основа и главная форма достоверного познания, получило название сенсуализм. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». На позициях сенсуализма стояли такие философы, как П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д.. Дидро, П. Гольбах, Дж. Беркли, Д. Юм. Они утверждали, что единственным источником и средством достижения истины являются ощущения и другие формы живого созерцания.
Этому направлению противостоял рационализм, признающий разум основой познания и деятельности людей. Такой точки зрения придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Н. Мальбранш и др.
Начиная с ХХ века резко усилился интерес к проблеме иррационального, того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств. Иррационализмом называют сегодня различные течения в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное. На первый план в такой теории познания выдвигаются воля (волюнтаризм), интуиция (интуитивизм), воображение, инстинкт, мистическое «озарение», бессознательное.
Среди них особенно важную роль играет интуитивизм. Представители этого течения (А. Бергсон, Н. Лосский, С. Франк, Е. Трубецкой) видят в интуиции единственно достоверное средство познания.
Интуиция - это способность субъекта к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Чертами, присущими интуиции, являются внезапность и непосредственность. Им сопутствуют простота, гармония, изящество. Это выражается в том, что при разрешении познавательной проблемы, субъект не перебирает всех возможных путей, но приходит к нужному варианту достижения цели. Интуиция осуществляется в форме мгновенного скачка познания, совершаемого как бы неосознанно. Тем не менее, она дает уверенность в истинном характере результата действия и приносит субъекту чувство удовлетворения.