История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

1. Философия древнего востока и античности (VI-II вв. до н.э.).
1.1. Древнеиндийская философия
1.2. Древнекитайская философия
2. Средневековая философия (II-XV вв.)
4. Философия Нового времени (XVI - XVII вв.)

Работа содержит 1 файл

философия тест №1.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

     Общее что объединяет в древности  восточную и западную философию  является космоцентризм – это мировоззрение, основанное на понимании всесильности и всепричинности космоса. Древние греки говорили: не боги создали космос, а космос создал богов. Главной особенностью древних было то, что и на востоке и на западе человек, через познание окружающего мира и самого себя, пытался жить гармонично.

  4. Предмет, структура  и функции философии.

  Объектом  исследования для философии является мир и человек во всей их полноте. Предметом исследования является система  взаимоотношений человек-мир. Учитывая систему взаимоотношений человек-мир, определяется следующая область  проблем:

  1. Проблема происхождения, сущности  и существования мира, взаимосвязь  бытия и небытия.

  2. Проблема выявления общих и  универсальных законов бытия.

  3. Проблема границ и методов  познания действительности.

  4. Проблема происхождения человека, его сущность и смысл существования.

  5. Проблема сознательного и бессознательного, соотно-шение материальных и духовных  явлений.

  6. Проблема сущности общества и  закономерностей его развития.

   На  основе предмета философии строится структура философского знания:

   Онтология – учение о бытии вообще его формах и атрибутах.

   Гносеология – учение о познании действительности.

   Логика  – учение о формах и законах человеческого мышления.

   Философская антропология – учение о происхождении человека, его сущность и смысл существования.

   Социальная  философия – учение о человеческом обществе в целом.

   Аксиология – учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

   Этика – учение о нравственности.

   Эстетика – учение о прекрасном.

   Экологическая философия – учение о взаимоотношении общества и природы, человека и космоса.

  Учитывая  предмет и структуру философии, выявляются функции философского учения:

  1. Мировоззренческая
  2. Гносеологическая
  3. Логическая
  4. Методологическая
  5. Прогностическая
  6. Воспитательно-образовательная
 
 

Тема 2: История философии  (смотри мое пособие.) 
 

Тема  3: Основные философские направления.

1. Отношение бытия  и небытия как  исходная философская  проблема.

  Одна  из основных философских проблем  – это проблема бытия и небытия. Бытие это все то, что есть. Небытие это все то, чего нет. Говорить о бытии, значит иметь наличие  или существовать. Очевидность существования  тех или иных предметов и явлений  иногда не вызывает сомнения, но предстают  ли они нам в реальном виде, такими какими они есть на самом деле? Ведь многое нам только кажется, в отличие  от самой реальности, как таковой. В связи с этим можно говорить об объективной и субъективной реальности

    Объективная реальность – это все процессы, явления, ситуации, вещи, состояния, существующие независимо от воли и желания, сознания и мышления человека. Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознательные и бессознательные процессы. Так, например, раньше считалось, что Солнце это раскаленный диск, который вращается вокруг плоской Земли, но с развитием науки представление о мире меняется. Или карандаш, опущенный в стакан с водой, имеет искаженную форму. Таких примеров можно привести много. Поэтому, говоря о реальности, мы исходим из общих знаний о мире, после чего строим различные теории, описывающие реальность.

  Реальность  бытия и небытия в философии  представляется в следующем виде. В философии бытие понимается не просто как существование чего-либо, а всеобщность отношений всего  существующего.

  Основными формами бытия являются:

  Материальное  бытие, идеальное бытие, бытие человека, социальное бытие, ноуменальное бытие (вещь сама по себе), феноменальное бытие (явление, данное в опыте).

  В качестве примеров небытия можно  назвать неродившихся людей, животных, растений или еще не появившиеся  различные вещи или явления. Так  же, в качестве небытия можно назвать  все то, что раньше было, но потом  ушло, как говорят в небытие. Это  смерть или исчезновение чего-либо.

  В качестве форм небытия можно назвать  определенные ничто формы. Ничто  формы – это все неявленные вещи, процессы, ситуации, т.е. это все нечто, которое не обрело свою бытийственость.

  Проблема  бытия и небытия в философии  обретает два направления

  1) Философия бытия исходит из концепции абсолютизации бытия. Так, древнегреческий философ Парменид утверждал, что есть только бытие, небытия нет. В средневековой катафатической (положительной) теологии говорится о вечном абсолютном бытии – Боге. Марксизм за абсолютное бытие брал материю, которая вечна и бесконечна.

  2) Философия небытия рассматривает бытие как производное из небытия. Так, др.гр. фил. Горгий говорил, что «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.) основатель надхьямики (фил. школа махаяны в буддизме) утверждал «Весь мир есть пустота (“шунья”)». Средневековая апофатическая (отрицательная) теология отождествляла Божество и Ничто.

  Об  относительности бытия и небытия  говорится в даосизме, где бытие  и небытие порождают друг друга. В атомистической теории Демокрита  говорится об атомах – составляющих бытие, которые перемещаются в пустоте  – небытии.  
 
 

  2. Основной вопрос  философии или  основные философские  направления. 

  Еще в древности люди заметили, что  мир можно разделить на две  противоположные сущности. Это материальные и духовные (идеальные) явления. Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название основного  вопроса философии (ОВФ).

  ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к  материальным. (Ф.Энгельс).

  ОВФ разделяется на два подвопроса:

  1. Что является первичным: материя или сознание?
  2. Способно ли сознание верно отразить материальный мир, т.е. способен ли человек до конца познать мир?

  При ответе на первый вопрос философы разделились  на два больших направления: материалисты и идеалисты.

  Материалисты – это философы, которые считают, что первична материя по отношению к сознанию, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (сущностью мира) является материя. Представители: др.гр. фил. Демокрит, англ. фил. Ф.Бекон, нем. фил-ы Л.Фейербах, Марксисты и др.

  Идеалисты – это философы, которые считают, что первично выступает сознание по отношению к материи, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (иначе сущностью мира) является сознание.

  Идеалисты, в свою очередь, разделяются на субъективных и объективных идеалистов.

  Субъективные  идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия  берут сознание человека (субъекта). Представители: англ. фил. Беркли, нем. фил. Фихте, австрийский физик Мах и др.

  Объективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут мировое сознание, надприродное духовное начало. Представители: др.гр. фил. Платон, итал. фил. Ф.Аквинский, нем. фил. Гегель и др.

  При ответе на второй вопрос философы разделились  на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков.

  Гносеологические  оптимисты – философы, признающие познаваемость мира. В основном, это все материалисты.

  Агностики – философы, которые отрицают познаваемость мира. (англ. фил. Юм, нем. фил Кант и др.).

  Скептики – философы, которые выражают сомнение в познаваемости мира. (фрац. фил и матем. Декарт). 
 
 

Информация о работе История философии