Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:22, реферат
1. Философия древнего востока и античности (VI-II вв. до н.э.).
1.1. Древнеиндийская философия
1.2. Древнекитайская философия
2. Средневековая философия (II-XV вв.)
4. Философия Нового времени (XVI - XVII вв.)
Общее что объединяет в
4. Предмет, структура и функции философии.
Объектом
исследования для философии является
мир и человек во всей их полноте.
Предметом исследования является система
взаимоотношений человек-мир. Учитывая
систему взаимоотношений
1.
Проблема происхождения,
2. Проблема выявления общих и универсальных законов бытия.
3. Проблема границ и методов познания действительности.
4.
Проблема происхождения
5.
Проблема сознательного и
6. Проблема сущности общества и закономерностей его развития.
На основе предмета философии строится структура философского знания:
Онтология – учение о бытии вообще его формах и атрибутах.
Гносеология – учение о познании действительности.
Логика – учение о формах и законах человеческого мышления.
Философская антропология – учение о происхождении человека, его сущность и смысл существования.
Социальная философия – учение о человеческом обществе в целом.
Аксиология – учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.
Этика – учение о нравственности.
Эстетика – учение о прекрасном.
Экологическая философия – учение о взаимоотношении общества и природы, человека и космоса.
Учитывая предмет и структуру философии, выявляются функции философского учения:
Тема 2:
История философии
(смотри мое пособие.)
Тема 3: Основные философские направления.
1. Отношение бытия и небытия как исходная философская проблема.
Одна из основных философских проблем – это проблема бытия и небытия. Бытие это все то, что есть. Небытие это все то, чего нет. Говорить о бытии, значит иметь наличие или существовать. Очевидность существования тех или иных предметов и явлений иногда не вызывает сомнения, но предстают ли они нам в реальном виде, такими какими они есть на самом деле? Ведь многое нам только кажется, в отличие от самой реальности, как таковой. В связи с этим можно говорить об объективной и субъективной реальности
Объективная реальность – это все процессы, явления, ситуации, вещи, состояния, существующие независимо от воли и желания, сознания и мышления человека. Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознательные и бессознательные процессы. Так, например, раньше считалось, что Солнце это раскаленный диск, который вращается вокруг плоской Земли, но с развитием науки представление о мире меняется. Или карандаш, опущенный в стакан с водой, имеет искаженную форму. Таких примеров можно привести много. Поэтому, говоря о реальности, мы исходим из общих знаний о мире, после чего строим различные теории, описывающие реальность.
Реальность бытия и небытия в философии представляется в следующем виде. В философии бытие понимается не просто как существование чего-либо, а всеобщность отношений всего существующего.
Основными формами бытия являются:
Материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека, социальное бытие, ноуменальное бытие (вещь сама по себе), феноменальное бытие (явление, данное в опыте).
В качестве примеров небытия можно назвать неродившихся людей, животных, растений или еще не появившиеся различные вещи или явления. Так же, в качестве небытия можно назвать все то, что раньше было, но потом ушло, как говорят в небытие. Это смерть или исчезновение чего-либо.
В качестве форм небытия можно назвать определенные ничто формы. Ничто формы – это все неявленные вещи, процессы, ситуации, т.е. это все нечто, которое не обрело свою бытийственость.
Проблема бытия и небытия в философии обретает два направления
1) Философия бытия исходит из концепции абсолютизации бытия. Так, древнегреческий философ Парменид утверждал, что есть только бытие, небытия нет. В средневековой катафатической (положительной) теологии говорится о вечном абсолютном бытии – Боге. Марксизм за абсолютное бытие брал материю, которая вечна и бесконечна.
2) Философия небытия рассматривает бытие как производное из небытия. Так, др.гр. фил. Горгий говорил, что «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.) основатель надхьямики (фил. школа махаяны в буддизме) утверждал «Весь мир есть пустота (“шунья”)». Средневековая апофатическая (отрицательная) теология отождествляла Божество и Ничто.
Об
относительности бытия и
2.
Основной вопрос
философии или
основные философские
направления.
Еще в древности люди заметили, что мир можно разделить на две противоположные сущности. Это материальные и духовные (идеальные) явления. Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название основного вопроса философии (ОВФ).
ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. (Ф.Энгельс).
ОВФ разделяется на два подвопроса:
При ответе на первый вопрос философы разделились на два больших направления: материалисты и идеалисты.
Материалисты – это философы, которые считают, что первична материя по отношению к сознанию, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (сущностью мира) является материя. Представители: др.гр. фил. Демокрит, англ. фил. Ф.Бекон, нем. фил-ы Л.Фейербах, Марксисты и др.
Идеалисты – это философы, которые считают, что первично выступает сознание по отношению к материи, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (иначе сущностью мира) является сознание.
Идеалисты, в свою очередь, разделяются на субъективных и объективных идеалистов.
Субъективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут сознание человека (субъекта). Представители: англ. фил. Беркли, нем. фил. Фихте, австрийский физик Мах и др.
Объективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут мировое сознание, надприродное духовное начало. Представители: др.гр. фил. Платон, итал. фил. Ф.Аквинский, нем. фил. Гегель и др.
При ответе на второй вопрос философы разделились на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков.
Гносеологические оптимисты – философы, признающие познаваемость мира. В основном, это все материалисты.
Агностики – философы, которые отрицают познаваемость мира. (англ. фил. Юм, нем. фил Кант и др.).
Скептики
– философы, которые выражают сомнение
в познаваемости мира. (фрац. фил и матем.
Декарт).