История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

1. Философия древнего востока и античности (VI-II вв. до н.э.).
1.1. Древнеиндийская философия
1.2. Древнекитайская философия
2. Средневековая философия (II-XV вв.)
4. Философия Нового времени (XVI - XVII вв.)

Работа содержит 1 файл

философия тест №1.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

Одним из первых сторонников рационалистического  направления в философии был  французский философ и математик  Рене Декарт (1596-1650). Главным источником знания для Декарта является разум, а не опыт как у Бэкона. В поиске истины философ выбирает путь скептицизма (сомнения), который носит методологический характер. Декарт сомневается во всем, кроме существования самого сомневающегося, из этого он выводит положение «Cogito ergo sum» – Мыслю, следовательно, существую. Такая позиция подразумевает наличие в человеке двух субстанций. Первое: мыслить – значит обладать духовной, непротяженной субстанцией и второе: существовать телесно – значит иметь материальную субстанцию, которая обладает протяжен-ностью. Признание двух самостоятельных субстанций называется дуализмом 

  . В качестве высшей субстанции философ видит не Бога, как Декарт, а природу, хотя природа и Бог у Спинозы тождественны, а это – есть пантеизм. 

Монада (с греч. единица) – основополагающий элемент бытия, неделимый духовный элемент субстанции 

4.1. Сенсуализм эпохи Нового времени

Он полагал, что источником знания могут быть только ощущения. Такая позиция в философии называется сенсуализмом.

. Идеи ощущения  подразделяются на первичные  качества, свойства самих предметов  (плотность, протяженность, масса  и т.д.) и на вторичные качества (запах, вкус, цвет и т.д.).   

Английский философ  и епископ Джордж Беркли (1685-1753), исследуя природу и человека, встает на позицию субъективного идеализма. Особенность субъективного идеализма заключается в том, что за первичное, определяющее, предельное основание бытия берется сознание человека (субъекта). 

Такой подход приводит к солипсизму (от лат. solus – единственный и ipse – сам), признающему существование бытия в сознании единственного человека. 

   Но, если совсем некому воспринимать мир, то мир существует в божественном сознании, а это есть объективный идеализм. 

По мнению философа, чувственный опыт есть поток впечатлений (ощущения, аффекты, эмоции), которые  Юм подразделяет на сильные – впечатления ощущения и слабые – впечатления рефлексии. Преобразуя эти впечатления, ум оставляет их копии в виде идей 
 

   Таким образом, он приходит к агностицизму, полагая, что существование причинно-следственных связей недоказуемо, так как то, что считается следствием не содержится в том, что считают причиной. 

                            Ффффффффранцузское  
 

   На  фоне развития механики и абсолютизации  его законов в XVIII в. складывается мировоззрение механистического материализма, объяснявшего с помощью механики не только физические процессы, но и духовные явления. Так, Жюльен Ламетри (1709-1751) в своем знаменитом труде «Человек – машина» дает общую картину человека в виде сложноорганизованной машины, которая наделена особыми качествами: способности мыслить, чувствовать, ощущать. 

         Немецкая  
 

Его творчество условно разделяется на два периода: «докритический» и 

критический». «Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). критический». 
 
 

В «критике чистого  разума» Кант выделяет три уровня познания: 1) чувственный уровень – познание, осуществляемое посредством ощущений. С помощью пяти органов чувств, человек воспринимает окружающую действительность, 2) рассудок – позволяет логически мыслить. Выполняет функцию переработки сигналов, полученных от органов чувств, объединяя все многообразие мира (чувственного материала) в единство понятий и категорий, 3) разум – руководит деятельностью рассудка, т.е. ставит перед ним цели и задачи, тем самым направляет познавательную деятельность человека.

Кант выделяет четыре «антиномии чистого разума»: 1) Ограниченность пространства. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис: Мир не имеет начало во времени и безграничен. 2) Простое и сложное. Тезис: Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. Антитезис: в мире нет ничего простого. 3) Свобода и причинность. Тезис: Существует не только причинность, то, что происходит по законам природы, но и свобода. Антитезис: Свободы нет. Все в мире происходит только по законам природы (необходимости). 4) Наличие Бога. Тезис: Есть Бог, как причина всего сущего. Антитезис: Бога нет, как причины всего сущего. По Канту антиномии – это не логические ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей. 

. Он может  иметь форму апостериорного и априорного знания. Апостериорное знание получается в результате опыта, посредством наших органов чувств. Но есть знание, которое нельзя привязать ни к какому ощущению – это пространство и время. Кант такое знание назвал априорным – это доопытное, врожденное знание, которое существует в разуме изначально. 

  6.2. Философия Георга  Гегеля 

   Смысл диалектики в том, что мир содержит в себе противоположные начала (движение и покой, добро и зло, частица и античастица, и т.д.), которые находятся в постоянном противоречии друг с другом. Единство и взаимодействие противоположностей составляет принцип всеобщего существования и развития.

антитезис – ничто. Взаимодействие бытия и небытия дает синтез – становление. Становление – есть результат разрешения противоречий, но на более высоком уровне. В результате этого перехода образуется наличное бытие, оно содержательно и проявляет себя через категории: качество, количество, мера, явление, сущность и т.д. 

Субъективный  дух – душа и сознание одного человека. Объективный дух – дух общества в целом. Абсолютный дух – вечнодействительная истина, которая также выступает в триадичной системе в искусстве, религии и философии. 

. В процессе  саморазвития Абсолютный дух стремится к свободе, проходя несколько исторических этапов. Гегель выделяет восточную эру, где свободен только один человек – правитель, античная эра, в которой свободна часть людей – правители, аристократия, германская эра – эпоха, когда свободны все. 

   6.3. Философия Людвига Фейербаха

Завершает немецкую классическую философию Людвиг Фейербах (1804-1872). Центром его учения является человек и его свобода. 
 

Антропологическая философия Фейербаха носит материалистический характер, и называется антропологическим материализмом. Отвергая теорию Гегеля о тождестве бытия и мышления, философ утверждает, что сознание и мышление есть результат деятельности человеческого мозга, в основе которого природная (материальная) сущность, а не мировое духовное начало 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Основные определения   
 

   Тема 1. Возникновение и специфика философского знания.

1. Понятие мировоззрения  и его основные  виды.

  В переводе с греческого слово «философия»  означает «любовь к мудрости» (от philio – люблю; sophia – мудрость). Считается, что первым кто назвал себя философом, был Пифагор.

   Человечество  всегда пыталось решить такие важнейшие  проблемы, как – описание, объяснение, понимание мира и свое отношение к этому миру, в связи с этим, человек рассуждает, размышляет о мире в целом и о самом себе. Размышлять и рассуждать о мире можно посредством знаний, благодаря чему и устанавливается уровень сознания и особая форма мировоззрения.

   Мировоззрение – это общее представление, убеждение  о мире в целом и о месте  человека в этом мире.

   В истории человечества выделяются три  основные формы мировоззрения:

   1) Мифологическое мировоззрение. Мифы давали первое представление о мире, о зарождении Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизни, смерти, судьбы человека и т.д. На основе фантазии и воображения человека строилась мифологическая картина мира. На заре цивилизации, ввиду отсутствия достаточных языковых средств и абстрактных размышлений, первобытным людям приходилось выражать общее через отдельное, т.е. мышление оперировало не понятиями, а образами. Отличительной чертой мифологии стал антропоморфизм – это наделение природным явлениям человеческих качеств, а потом обожествление и почитание их. Отсюда, одним из свойств мифов стал политеизм (многобожие).

   2) Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы потустороннего мира, влияющие на жизнь и судьбу человека. Отличием религиозного мировоззрения от мифологического является то, что в религии Бог стоит над природой и вне ее, которую он создал, а в мифе боги существуют параллельно земному миру. Бытие Бога в религии осознается человеком как откровение, а возможность проникнуть в божественный мир может позволить только душа человека после смерти. В мифе же, человек может посетить богов и вернуться обратно в свой земной мир.

   Религия дает более сложную, чем мифология, мировоззренческую систему. Развитая форма абстрактного мышления древних  во многих религиях приводит к монотеизму, т.е. единобожию.

   3) Философское мировоззрение имеет следующую по сложности форму абстрагирования. Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности. В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и, с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать. Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя. 

   2. Специфика философского  познания мира.

  Если  учесть, что особенностью для философии  является рациональность, теоретичность, критичность, понятийность (категориальность), то это роднит ее с наукой. Но философия  не является наукой в чистом виде, т.к. наука изучает отдельные области  и уровни действительности, в связи  с этим  выявляются законы физики, химии, биологии и т.д. А философия пытается понять мир в целом и выявить общие универсальные свойства и законы.

  Помимо  исследования и изучения мира, посредством  рационального познания, в человеке есть и другая сторона – это  эмоционально-ценностное отношение  к миру. С этой стороны человек  переживает и оценивает свою жизнь  и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем  смысл жизни, почему существует мир  и т.д. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая  сторона в философии роднит ее с религией и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет научно-теоретический  и духовно-практический, ценностный опыт, т.е. занимает нейтральное положение  между наукой и религией.

  В связи с этим можно сказать, что  философия – это рационально-теоретическая и ценностно-практическая форма мировоззрения. 

   3. Возникновение и  отличие западной  и восточной философии.

   Философия, как определенная форма мировоззрения, зарождается в VI-V в д.н.э. одновременно в трех культурах: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Причиной возникновения философии является переход общества от родо-племенного строя к классовому обществу, а также отделение умственного труда от физического. Одновременно создается новое знание и новый тип культуры, которые основываются на критическом осмыслении жизни, при этом сохраняя преемственность со старой традицией и моралью. Так, например, в древней Индии религия брахманизма разделяла общество на касты (сословия). В др. Китае учение Конфуцианства строго разграничивало общество на ролевые функции. А в древней Греции рабовладельческая демократия не только разделяла общество на свободных и невольных, но и позволила вывести философию на особую форму мышления, в отличие от восточной. Возможность говорить публично и отстаивать свои права в суде давало почву для свободомыслия и философствования.

   Особенностью  древневосточной философии является традиционализм и, поэтому, чем древнее  учение, тем оно считается истиннее. Принципом познания является не чувственное  созерцание мира как на западе, а  сверхчувственное созерцание, которое  достигается практикой медитации. Главной особенностью и конечной целью восточного учения становится способность выхода человека за пределы  сознания, путем угасания желаний, тем  самым достигается духовное единение с миром. Упор делается не на разум (как  на западе), а на интуицию.

   Если  на востоке трудно отделить философию  от религии, а иногда эти области  рассматривается как единое целое, то на западе философия роднится с  наукой. И на первых этапах ее развития наука и философия были неразличимы. Знания философа о мире выражались в знаниях астрономии, математики, географии и т.д. Постижение истины осуществлялось через рациональное осмысление мира. Для др. греков Логос  – это всеобщий закон и порядок, он понимался как космический разум. Человек, который стремился к Логосу,  тем самым уподоблялся Мировой разумности.

Информация о работе История философии