Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:22, реферат
1. Философия древнего востока и античности (VI-II вв. до н.э.).
1.1. Древнеиндийская философия
1.2. Древнекитайская философия
2. Средневековая философия (II-XV вв.)
4. Философия Нового времени (XVI - XVII вв.)
Одним из первых
сторонников
.
В качестве высшей субстанции философ
видит не Бога, как Декарт, а природу, хотя
природа и Бог у Спинозы тождественны,
а это – есть пантеизм.
Монада (с греч.
единица) – основополагающий элемент
бытия, неделимый духовный элемент субстанции
4.1. Сенсуализм эпохи Нового времени
Он полагал, что источником знания могут быть только ощущения. Такая позиция в философии называется сенсуализмом.
. Идеи ощущения
подразделяются на первичные
качества, свойства самих предметов
(плотность, протяженность,
Английский философ
и епископ Джордж
Беркли (1685-1753), исследуя природу и
человека, встает на позицию субъективного
идеализма. Особенность субъективного
идеализма заключается в том, что за первичное,
определяющее, предельное основание бытия
берется сознание человека (субъекта).
Такой подход приводит
к солипсизму (от лат. solus – единственный
и ipse – сам), признающему существование
бытия в сознании единственного человека.
Но,
если совсем некому воспринимать мир,
то мир существует в божественном
сознании, а это есть объективный
идеализм.
По мнению философа,
чувственный опыт есть поток впечатлений
(ощущения, аффекты, эмоции), которые
Юм подразделяет на сильные – впечатления
ощущения и слабые – впечатления
рефлексии. Преобразуя эти впечатления,
ум оставляет их копии в виде идей
Таким
образом, он приходит к агностицизму,
полагая, что существование причинно-следственных
связей недоказуемо, так как то, что считается
следствием не содержится в том, что считают
причиной.
Ффффффффранцузское
На
фоне развития механики и абсолютизации
его законов в XVIII в. складывается
мировоззрение механистического
материализма, объяснявшего с помощью
механики не только физические процессы,
но и духовные явления. Так, Жюльен
Ламетри (1709-1751) в своем знаменитом
труде «Человек – машина» дает общую картину
человека в виде сложноорганизованной
машины, которая наделена особыми качествами:
способности мыслить, чувствовать, ощущать.
Немецкая
Его творчество условно разделяется на два периода: «докритический» и
критический». «Родоначальником
немецкой классической философии является
Иммануил Кант (1724-1804). критический».
В «критике чистого разума» Кант выделяет три уровня познания: 1) чувственный уровень – познание, осуществляемое посредством ощущений. С помощью пяти органов чувств, человек воспринимает окружающую действительность, 2) рассудок – позволяет логически мыслить. Выполняет функцию переработки сигналов, полученных от органов чувств, объединяя все многообразие мира (чувственного материала) в единство понятий и категорий, 3) разум – руководит деятельностью рассудка, т.е. ставит перед ним цели и задачи, тем самым направляет познавательную деятельность человека.
Кант выделяет
четыре «антиномии чистого разума»:
1) Ограниченность
пространства. Тезис: Мир имеет начало
во времени и ограничен в пространстве.
Антитезис: Мир не имеет начало во времени
и безграничен. 2) Простое
и сложное. Тезис: Существуют только
простые элементы и то, что состоит из
простых. Антитезис: в мире нет ничего
простого. 3) Свобода
и причинность. Тезис: Существует не
только причинность, то, что происходит
по законам природы, но и свобода. Антитезис:
Свободы нет. Все в мире происходит только
по законам природы (необходимости). 4)
Наличие Бога. Тезис: Есть Бог, как причина
всего сущего. Антитезис: Бога нет, как
причины всего сущего. По Канту антиномии
– это не логические ошибки, а следствие
того, что разум выходит за пределы познавательных
возможностей.
. Он может
иметь форму апостериорного
и априорного знания. Апостериорное
знание получается в результате опыта,
посредством наших органов чувств. Но
есть знание, которое нельзя привязать
ни к какому ощущению – это пространство
и время. Кант такое знание назвал
априорным – это доопытное, врожденное
знание, которое существует в разуме изначально.
6.2.
Философия Георга
Гегеля
Смысл диалектики в том, что мир содержит в себе противоположные начала (движение и покой, добро и зло, частица и античастица, и т.д.), которые находятся в постоянном противоречии друг с другом. Единство и взаимодействие противоположностей составляет принцип всеобщего существования и развития.
антитезис –
ничто. Взаимодействие бытия и небытия
дает синтез – становление. Становление
– есть результат разрешения противоречий,
но на более высоком уровне. В результате
этого перехода образуется наличное
бытие, оно содержательно и проявляет
себя через категории: качество,
количество, мера, явление,
сущность и т.д.
Субъективный
дух – душа и сознание одного человека.
Объективный дух – дух общества в целом.
Абсолютный дух – вечнодействительная
истина, которая также выступает в триадичной
системе в искусстве,
религии и философии.
. В процессе
саморазвития Абсолютный дух стремится
к свободе, проходя несколько исторических
этапов. Гегель выделяет восточную
эру, где свободен только один человек
– правитель, античная
эра, в которой свободна часть людей
– правители, аристократия, германская
эра – эпоха, когда свободны все.
6.3. Философия Людвига Фейербаха
Завершает немецкую
классическую философию Людвиг
Фейербах (1804-1872). Центром его учения
является человек и его свобода.
Антропологическая
философия Фейербаха носит
Основные определения
Тема 1. Возникновение и специфика философского знания.
1. Понятие мировоззрения и его основные виды.
В переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости» (от philio – люблю; sophia – мудрость). Считается, что первым кто назвал себя философом, был Пифагор.
Человечество всегда пыталось решить такие важнейшие проблемы, как – описание, объяснение, понимание мира и свое отношение к этому миру, в связи с этим, человек рассуждает, размышляет о мире в целом и о самом себе. Размышлять и рассуждать о мире можно посредством знаний, благодаря чему и устанавливается уровень сознания и особая форма мировоззрения.
Мировоззрение – это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
1) Мифологическое мировоззрение. Мифы давали первое представление о мире, о зарождении Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизни, смерти, судьбы человека и т.д. На основе фантазии и воображения человека строилась мифологическая картина мира. На заре цивилизации, ввиду отсутствия достаточных языковых средств и абстрактных размышлений, первобытным людям приходилось выражать общее через отдельное, т.е. мышление оперировало не понятиями, а образами. Отличительной чертой мифологии стал антропоморфизм – это наделение природным явлениям человеческих качеств, а потом обожествление и почитание их. Отсюда, одним из свойств мифов стал политеизм (многобожие).
2) Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы потустороннего мира, влияющие на жизнь и судьбу человека. Отличием религиозного мировоззрения от мифологического является то, что в религии Бог стоит над природой и вне ее, которую он создал, а в мифе боги существуют параллельно земному миру. Бытие Бога в религии осознается человеком как откровение, а возможность проникнуть в божественный мир может позволить только душа человека после смерти. В мифе же, человек может посетить богов и вернуться обратно в свой земной мир.
Религия дает более сложную, чем мифология, мировоззренческую систему. Развитая форма абстрактного мышления древних во многих религиях приводит к монотеизму, т.е. единобожию.
3)
Философское мировоззрение имеет следующую
по сложности форму абстрагирования. Философия
выходит из мифологии и религии и противостоит
им. Если в мифе и в религии необходимо
все принимать на веру, то в философии
необходим принцип доказательности. В
целом, философское мировоззрение строится
на понятиях и категориях, которые выводятся
рациональным мышлением и, с помощью которых
описывается картина мира. И если даже
философская картина мира иррациональна,
то ее все равно необходимо рационально
обосновать. Основными чертами философского
мировоззрения является: логичность, рациональность,
теоретичность, научность, рефлексивность,
т.е. направленность мысли на саму себя.
2. Специфика философского познания мира.
Если
учесть, что особенностью для философии
является рациональность, теоретичность,
критичность, понятийность (категориальность),
то это роднит ее с наукой. Но философия
не является наукой в чистом виде, т.к.
наука изучает отдельные
Помимо исследования и изучения мира, посредством рационального познания, в человеке есть и другая сторона – это эмоционально-ценностное отношение к миру. С этой стороны человек переживает и оценивает свою жизнь и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем смысл жизни, почему существует мир и т.д. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая сторона в философии роднит ее с религией и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет научно-теоретический и духовно-практический, ценностный опыт, т.е. занимает нейтральное положение между наукой и религией.
В
связи с этим можно сказать, что
философия – это рационально-теоретическая
и ценностно-практическая
форма мировоззрения.
3. Возникновение и отличие западной и восточной философии.
Философия, как определенная форма мировоззрения, зарождается в VI-V в д.н.э. одновременно в трех культурах: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Причиной возникновения философии является переход общества от родо-племенного строя к классовому обществу, а также отделение умственного труда от физического. Одновременно создается новое знание и новый тип культуры, которые основываются на критическом осмыслении жизни, при этом сохраняя преемственность со старой традицией и моралью. Так, например, в древней Индии религия брахманизма разделяла общество на касты (сословия). В др. Китае учение Конфуцианства строго разграничивало общество на ролевые функции. А в древней Греции рабовладельческая демократия не только разделяла общество на свободных и невольных, но и позволила вывести философию на особую форму мышления, в отличие от восточной. Возможность говорить публично и отстаивать свои права в суде давало почву для свободомыслия и философствования.
Особенностью
древневосточной философии
Если на востоке трудно отделить философию от религии, а иногда эти области рассматривается как единое целое, то на западе философия роднится с наукой. И на первых этапах ее развития наука и философия были неразличимы. Знания философа о мире выражались в знаниях астрономии, математики, географии и т.д. Постижение истины осуществлялось через рациональное осмысление мира. Для др. греков Логос – это всеобщий закон и порядок, он понимался как космический разум. Человек, который стремился к Логосу, тем самым уподоблялся Мировой разумности.