История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

1. Философия древнего востока и античности (VI-II вв. до н.э.).
1.1. Древнеиндийская философия
1.2. Древнекитайская философия
2. Средневековая философия (II-XV вв.)
4. Философия Нового времени (XVI - XVII вв.)

Работа содержит 1 файл

философия тест №1.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

   1. Философия древнего  востока и античности (VI-II вв. до н.э.).

  Возникновение философии (VI – V вв. до н.э.) связывают с переходом от мифологического и религиозного мировоззрения к рационально- теоретическому (философскому) типу мышления, чему способствовал целый ряд причин.

   1) Экономические причины: развитие  аграрного и ремесленного производства, отделение умственного труда  от физического.

   2) Социальные причины: возникновение  государственных структур (полисов  в Греции), необходимость создания  правовых норм регулирования.

   3) Причины мировоззренческого характера:  кризис традиционного уклада  и старых ценностей. Создается  новое знание (находящее практическое  применение) и новый тип культуры, которые основываются на критическом  осмыслении жизни, при этом  сохраняя преемственность со  старой традицией и моралью.

В целом, для  восточной и античной философии  характерен космоцентризм – это мировоззрение, основанное на понимании всесильности и всепричинности космоса. Главной особенностью древних было то, что и на Востоке и на Западе человек через познание окружающего мира и самого себя пытался обрести гармонию в жизни 
 
 

1.1. Древнеиндийская философия

   одна из первых религий – Брахманизм, главными понятиями которой стали: Сансара – бесконечный круговорот жизни и смерти. Карма – закон воздаяния за поступки в прошлых жизнях. Брахман – безличная мировая душа. Атман – индивидуальная душа человека. Цель Брахманизма – освобождение. Тот, кто осознает единство Атмана и Брахмана, достигает состояние мокши и освобождается от бесконечной цепи перерождений.

   По  закону кармы душа (атман) вселяется  в человека только определенного  сословия. Поэтому в брахманизме большое значение имеет деление общества на определенные касты или сословия (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины, или представители власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники) и шудры (простолюдины). Лишь человек, рожденный в самой высшей варне – брахман, может достичь состояния мокши.

   В VI в.до.н.э. в Древней Индии возник буддизм. Его основатель принц Гаутама Будда (Будда – значит «просветленный»). Разделение общества на касты в буддизме не придавалось особого значения, как в брахманизме. Достичь наивысшего духовного состояния – Нирваны мог каждый, если осознаешь четыре благородные истины: 1) жизнь и смерть есть страдание, 2) существует причина страданий, 3) страдания могут быть прекращены, 4) есть путь избавления от страданий.

   Весьма  значимым понятием в индийской философии  и религии индуизма является Дхарма. Дхарма – вечный моральный закон (аналог Абсолюта).  Дхарма понимается также как долг человека – в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. В буддизме Дхарма – это закон Вселенной. В другой интерпретации Дхарма выступает как первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают.

В целом, для  религии и индийской философии  характерно признание сверхчувственного  мира, достигнуть которого не позволяют наши страсти и желания, так как это «плоды» материального мира 
 
 
 

   школа чарвака-локаята. Локаятики считали, что загробного мира не существует. Лока – это единственный материальный мир. Человек состоит из четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Цель человека довольствоваться всеми благами, что дается при жизни. 
 

1.2. Древнекитайская  философия

Дао – буквально означает путь, по которому проходят все вещи. Дао – это космический и нравственный закон, которому подчиняется природа и люди

Значительный  вклад в китайскую философию  внесло учение конфуцианства, основатель Конфуций (Кун-цзы) (551-479 д.н.э.). Философом было систематизировано учение об инь–ян и пяти первоначалах, которые вошли в  приложение книги И-цзын

Ритуалупорядоченная система действий, который необходимо соблюдать и следовать всем, живущим в государстве, только в этом случае можно добиться единства всех людей между собой и космосом (Небом), почитаемым как божественная сила. Такое единство осуществляется через «ли» – этикет, который позволяет понять человеку нормы, правила ритуала. Для достижения гармонии и единства с природой и обществом, человек, также, должен воспитывать в себе «жэнь» – человечность. «Жэнь» понимается как высшая добродетель, гуманность, человеколюбие, милосердие и т.д., и выступает принципом нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Основой «жэнь» выступает «сяо» – сыновняя почтительность, уважение родителей и старших, почитание старшего брата младшим. 

                                     Греческая философия

представители милетской школы: Фалес VII-VI в. д.н.э., который за основу всего сущего брал воду, Анаксимандр (VI в. д.н.э.) брал апейрон – безграничное, беспредельное мировое начало,  Анаксимен (VI в. д.н.э.) – брал воздух. Гераклит из Эфеса (540-480 д.н.э.), не относящийся к милетцам, называл огонь.

  Основатель  школы Пифагор Самосский (VI в. д.н.э.) говорил, что: «Все есть число». Именно число позволяет миру оформиться в конкретные предметы.

  Софисты (учителя мудрости) выступали в роли распространителей образования, которое необходимо человеку в его социальной деятельности, прежде всего в политической. Отличительной чертой для софистов являлась победа в споре.

  Софистам противостоял Сократ (469-399 до н.э.). Главным для него было не победа в споре, а определение в споре одной истины для всех, раз и навсегда. Если для софистов истина о добре и зле относительна, то для Сократа она абсолютна.

  Платон  делил мир надвое: 1) мир вещей («хора», это материальный мир) – чувственный мир, изменчивый,  непостоянный, называемый миром теней. В этом мире все возникает на время и исчезает навечно. Мир вещей – есть небытие; 2) мир идей (эйдосов), (идеальный мир) постигается разумом

  Аристотель . Всякая вещь для того чтобы появиться, имеет четыре причины. Первые две – это материя и форма. Третья – это движущая причина, т.е. всякая вещь обладает самодвижением, именно она определяет активность формы. Четвертая причина – целевая, т.е. «то, ради чего».

  Так, для киников освобождение от влияния внешнего мира достигалось путем непринятия общепринятых ценностей, норм поведения, морали и т.д. В этой школе поддерживался крайний аскетизм (попрошайничество, бродяжничество, отказ от телесных удовольствий и т.д.).

  У стоиков свобода достигалась путем аскетизма, но не крайнего, как в кинизме, а умеренного, поэтому среди них были и богатые люди. Главное для стоиков – это принять судьбу такой, какая она есть. В философии стоиков присутствовал фатализм (неизбежность). Они считали, что человек не может изменить свою судьбу, но он может изменить свое отношение к ней. Путь к счастью пролегает через апатию – беспристрастность к жизни

  По  мнению эпикурейцев, чтобы обрести свободу, необходимо понять законы природы и жить, в соответствии с ними.

  Одно  из направлений эллинизма является скептицизм, основателем которого считают Пиррона Элидского (360-270 д.н.э.).  Философ считал, что следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще, т.к. всякая вещь – «есть это не вПлотин (ок. 204/205 – 269/270 гг.н.э.) основатель неоплатонизма, родился в Египте, умер в Италии. В учении о первоначале всего сущего – едином, которое выше сущего, философ развивает принцип эманации (с греч. истечение) – перехода от высшего к низшему 

   2. Средневековая философия  (II-XV вв.)

Характерной чертой для средневековой философии  является теоцентризм – признание Бога причиной всего сущего. В целом средневековая философия была направлена на объяснение священного писания – Библии (экзегетика – искусство правильного толкования), поэтому ее называли служанкой богословия.

  Идея  креационизма – сотворение мира Богом из ничего. 2) Бог вечен, неизменен, непознаваем и предстает перед человеком как сакральная истина, которая познается через веру. 3) Человек выше природы, но зависит от воли Бога.

Средневековую философию можно разделить на два этапа: патристика (II-VI в.н.э.) и схоластика (VII- XV в.н.э.). На этапе патристики (от греч. pater – отец), иначе учение отцов церкви, формируется христианская теология (богословие), разрабатываются догмы христианства, определяющую роль, здесь играет философия Платона, и его последователей (неоплатоников), в частности Плотина. 

   Ярким представителем патристики являлся  Августин Аврелий (354-430). В качестве основных проблем, рассматриваемых философом, можно выделить следующие:

   1) Проблема бытия (Бог сотворил  мир не только в его конечной  форме, но и саму материю).

   2) Проблема веры и разума (постижение  истины осуществлялось не разумом,  а верой). Верую, чтобы понимать, говорил Аврелий.

   3) Проблема исторического процесса (развитие общества идет от  несовершенного «града земного»  к совершенному «граду Божьему»).

   4) Проблема сущности человека (в  человеке присутствует духовное  и телесное начало, и именно  человек наделен свободой в  пределах божественного предопределения).

5) Проблема добра  и зла. Если бог сотворил  мир, то откуда зло? Аврелий  отвечал: «Зло не в Боге, а  в свободе выбора человека. Если  человек идет к богу, то это  добро, если нет, то зло». Оправдание  Бога при наличии в мире зла, называется проблемой теодицеи (от греч. theos – Бог, dike – справедливость

   Аквинский выводит пять доказательств бытия  Бога:

   1)  Перводвижение. Каждая вещь имеет  свой источник движения в другой  вещи, а та, в свою очередь, в  другой вещи, следовательно, должен  быть первый источник движения  и это – есть Бог.

   2) Первопричина. Все в мире является следствием какой-то причины. Цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, должна быть первая причина – Бог.

   3) Случайность и необходимость.  Случайное зависит от необходимого (закономерного). Законов множество, но должен быть первый закон, который есть Бог.

   4) Первосовершенство. Все в мире  имеет разную степень совершенства (хуже, лучше). Должен быть эталон  совершенства, который есть Бог.

5) Целесообразность. Все в мире имеет цель, следовательно,  существует разумное начало, которое  и направляет все в мире  к цели, т.е. Бог 
 

В рамках средневековой  схоластики поднимается проблема общих  понятий – универсалий. В связи с этим возникают такие направления, как реализм, номинализм и концептуализм 
 

Номиналисты считали, что универсалии – это простые слова (лат. nomina – имя),  они существуют только в мыслях человека, т.е. после вещей 
 

Компромиссное решение приняли концептуалисты (от лат. соединять), они утверждали, что каждая вещь содержит в себе единство общего и частного, сущности и явления 

   3. Философия эпохи  Возрождения (XV - XVI вв.) 

Философия эпохи  Возрождения (с франц. ренессанс) характеризуется  как антропоцентризм, согласно которому, человек есть центр и высшая цель мироздания. 

Так, идея гуманизма возникает в трудах Франческо Петрарка (1304-1374), Леона Баттиста Альберти (1404-1472), Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494) и др. мыслителей. Главной мыслью в произведениях философов становится идея свободы личности, «достоинства» и активной деятельности  человека. 

Единство Бога и природы в философии называется пантеизмом (с греч. pan – все, teos – бог), т.е. все есть Бог. Идеи пантеизма развивались Николаем Кузанским (1401-1464), который полагал, что Бог, охватывающий все сущее, содержит в себе мир. 

   4. Философия Нового  времени (XVI - XVII вв.)

  Деизм – это точка зрения, согласно которой Бог сотворил мир и  определил его законы и движение, но в дальнейшем, отвергается вмешательство  Бога в самодвижение природы. 
 

Родоначальником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Его известный афоризм: «Знание – сила» имел значение в раскрытии новых тайн природы. Главным методом в познании должен стать метод индукции – переход знания от частных явлений к общим 

Информация о работе История философии