Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:22, реферат
1. Философия древнего востока и античности (VI-II вв. до н.э.).
1.1. Древнеиндийская философия
1.2. Древнекитайская философия
2. Средневековая философия (II-XV вв.)
4. Философия Нового времени (XVI - XVII вв.)
1. Философия древнего востока и античности (VI-II вв. до н.э.).
Возникновение философии (VI – V вв. до н.э.) связывают с переходом от мифологического и религиозного мировоззрения к рационально- теоретическому (философскому) типу мышления, чему способствовал целый ряд причин.
1)
Экономические причины:
2)
Социальные причины:
3)
Причины мировоззренческого
В целом, для
восточной и античной философии
характерен космоцентризм – это мировоззрение,
основанное на понимании всесильности
и всепричинности космоса. Главной особенностью
древних было то, что и на Востоке и на
Западе человек через познание окружающего
мира и самого себя пытался обрести гармонию
в жизни
1.1. Древнеиндийская философия
одна из первых религий – Брахманизм, главными понятиями которой стали: Сансара – бесконечный круговорот жизни и смерти. Карма – закон воздаяния за поступки в прошлых жизнях. Брахман – безличная мировая душа. Атман – индивидуальная душа человека. Цель Брахманизма – освобождение. Тот, кто осознает единство Атмана и Брахмана, достигает состояние мокши и освобождается от бесконечной цепи перерождений.
По закону кармы душа (атман) вселяется в человека только определенного сословия. Поэтому в брахманизме большое значение имеет деление общества на определенные касты или сословия (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины, или представители власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники) и шудры (простолюдины). Лишь человек, рожденный в самой высшей варне – брахман, может достичь состояния мокши.
В VI в.до.н.э. в Древней Индии возник буддизм. Его основатель принц Гаутама Будда (Будда – значит «просветленный»). Разделение общества на касты в буддизме не придавалось особого значения, как в брахманизме. Достичь наивысшего духовного состояния – Нирваны мог каждый, если осознаешь четыре благородные истины: 1) жизнь и смерть есть страдание, 2) существует причина страданий, 3) страдания могут быть прекращены, 4) есть путь избавления от страданий.
Весьма значимым понятием в индийской философии и религии индуизма является Дхарма. Дхарма – вечный моральный закон (аналог Абсолюта). Дхарма понимается также как долг человека – в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. В буддизме Дхарма – это закон Вселенной. В другой интерпретации Дхарма выступает как первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают.
В целом, для
религии и индийской философии
характерно признание сверхчувственного
мира, достигнуть которого не позволяют
наши страсти и желания, так как это «плоды»
материального мира
школа
чарвака-локаята. Локаятики считали,
что загробного мира не существует. Лока
– это единственный материальный мир.
Человек состоит из четырех элементов:
земли, воды, огня, воздуха. Цель человека
довольствоваться всеми благами, что дается
при жизни.
1.2. Древнекитайская философия
Дао – буквально означает путь, по которому проходят все вещи. Дао – это космический и нравственный закон, которому подчиняется природа и люди
Значительный вклад в китайскую философию внесло учение конфуцианства, основатель Конфуций (Кун-цзы) (551-479 д.н.э.). Философом было систематизировано учение об инь–ян и пяти первоначалах, которые вошли в приложение книги И-цзын
Ритуал
– упорядоченная система действий,
который необходимо соблюдать и следовать
всем, живущим в государстве, только в
этом случае можно добиться единства всех
людей между собой и космосом (Небом), почитаемым
как божественная сила. Такое единство
осуществляется через «ли»
– этикет, который позволяет понять
человеку нормы, правила ритуала. Для достижения
гармонии и единства с природой и обществом,
человек, также, должен воспитывать в себе
«жэнь» – человечность. «Жэнь» понимается
как высшая добродетель, гуманность, человеколюбие,
милосердие и т.д., и выступает принципом
нравственности: «Не делай другому того,
чего не желаешь себе». Основой «жэнь»
выступает «сяо» –
сыновняя почтительность, уважение
родителей и старших, почитание старшего
брата младшим.
представители милетской школы: Фалес VII-VI в. д.н.э., который за основу всего сущего брал воду, Анаксимандр (VI в. д.н.э.) брал апейрон – безграничное, беспредельное мировое начало, Анаксимен (VI в. д.н.э.) – брал воздух. Гераклит из Эфеса (540-480 д.н.э.), не относящийся к милетцам, называл огонь.
Основатель школы Пифагор Самосский (VI в. д.н.э.) говорил, что: «Все есть число». Именно число позволяет миру оформиться в конкретные предметы.
Софисты (учителя мудрости) выступали в роли распространителей образования, которое необходимо человеку в его социальной деятельности, прежде всего в политической. Отличительной чертой для софистов являлась победа в споре.
Софистам противостоял Сократ (469-399 до н.э.). Главным для него было не победа в споре, а определение в споре одной истины для всех, раз и навсегда. Если для софистов истина о добре и зле относительна, то для Сократа она абсолютна.
Платон делил мир надвое: 1) мир вещей («хора», это материальный мир) – чувственный мир, изменчивый, непостоянный, называемый миром теней. В этом мире все возникает на время и исчезает навечно. Мир вещей – есть небытие; 2) мир идей (эйдосов), (идеальный мир) постигается разумом
Аристотель . Всякая вещь для того чтобы появиться, имеет четыре причины. Первые две – это материя и форма. Третья – это движущая причина, т.е. всякая вещь обладает самодвижением, именно она определяет активность формы. Четвертая причина – целевая, т.е. «то, ради чего».
Так, для киников освобождение от влияния внешнего мира достигалось путем непринятия общепринятых ценностей, норм поведения, морали и т.д. В этой школе поддерживался крайний аскетизм (попрошайничество, бродяжничество, отказ от телесных удовольствий и т.д.).
У стоиков свобода достигалась путем аскетизма, но не крайнего, как в кинизме, а умеренного, поэтому среди них были и богатые люди. Главное для стоиков – это принять судьбу такой, какая она есть. В философии стоиков присутствовал фатализм (неизбежность). Они считали, что человек не может изменить свою судьбу, но он может изменить свое отношение к ней. Путь к счастью пролегает через апатию – беспристрастность к жизни
По мнению эпикурейцев, чтобы обрести свободу, необходимо понять законы природы и жить, в соответствии с ними.
Одно
из направлений эллинизма является
скептицизм, основателем которого считают
Пиррона Элидского (360-270 д.н.э.). Философ
считал, что следует воздерживаться от
каких-либо суждений вообще, т.к. всякая
вещь – «есть это не
вПлотин (ок. 204/205 – 269/270 гг.н.э.) основатель
неоплатонизма, родился в Египте, умер
в Италии. В учении о первоначале всего
сущего – едином, которое выше сущего,
философ развивает принцип эманации
(с греч. истечение) – перехода от высшего
к низшему
2. Средневековая философия (II-XV вв.)
Характерной чертой для средневековой философии является теоцентризм – признание Бога причиной всего сущего. В целом средневековая философия была направлена на объяснение священного писания – Библии (экзегетика – искусство правильного толкования), поэтому ее называли служанкой богословия.
Идея креационизма – сотворение мира Богом из ничего. 2) Бог вечен, неизменен, непознаваем и предстает перед человеком как сакральная истина, которая познается через веру. 3) Человек выше природы, но зависит от воли Бога.
Средневековую
философию можно разделить на
два этапа: патристика (II-VI в.н.э.)
и схоластика (VII- XV в.н.э.). На этапе
патристики (от греч. pater – отец), иначе
учение отцов церкви, формируется христианская
теология (богословие), разрабатываются
догмы христианства, определяющую роль,
здесь играет философия Платона, и его
последователей (неоплатоников), в частности
Плотина.
Ярким представителем патристики являлся Августин Аврелий (354-430). В качестве основных проблем, рассматриваемых философом, можно выделить следующие:
1) Проблема бытия (Бог сотворил мир не только в его конечной форме, но и саму материю).
2)
Проблема веры и разума (постижение
истины осуществлялось не
3)
Проблема исторического
4)
Проблема сущности человека (в
человеке присутствует
5) Проблема добра и зла. Если бог сотворил мир, то откуда зло? Аврелий отвечал: «Зло не в Боге, а в свободе выбора человека. Если человек идет к богу, то это добро, если нет, то зло». Оправдание Бога при наличии в мире зла, называется проблемой теодицеи (от греч. theos – Бог, dike – справедливость
Аквинский выводит пять доказательств бытия Бога:
1)
Перводвижение. Каждая вещь
2) Первопричина. Все в мире является следствием какой-то причины. Цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, должна быть первая причина – Бог.
3)
Случайность и необходимость.
Случайное зависит от
4)
Первосовершенство. Все в мире
имеет разную степень
5) Целесообразность.
Все в мире имеет цель, следовательно,
существует разумное начало, которое
и направляет все в мире
к цели, т.е. Бог
В рамках средневековой
схоластики поднимается проблема общих
понятий – универсалий. В связи
с этим возникают такие направления, как
реализм, номинализм
и концептуализм
Номиналисты
считали, что универсалии – это простые
слова (лат. nomina – имя), они существуют
только в мыслях человека, т.е. после вещей
Компромиссное
решение приняли концептуалисты
(от лат. соединять), они утверждали, что
каждая вещь содержит в себе единство
общего и частного, сущности и явления
3.
Философия эпохи
Возрождения (XV - XVI
вв.)
Философия эпохи
Возрождения (с франц. ренессанс) характеризуется
как антропоцентризм, согласно
которому, человек есть центр и высшая
цель мироздания.
Так, идея гуманизма
возникает в трудах Франческо
Петрарка (1304-1374), Леона
Баттиста Альберти
(1404-1472), Джованни
Пико делла Мирандолы (1463-1494) и др.
мыслителей. Главной мыслью в произведениях
философов становится идея свободы личности,
«достоинства» и активной деятельности
человека.
Единство Бога
и природы в философии
4. Философия Нового времени (XVI - XVII вв.)
Деизм
– это точка зрения, согласно
которой Бог сотворил мир и
определил его законы и движение,
но в дальнейшем, отвергается вмешательство
Бога в самодвижение природы.
Родоначальником
эмпиризма считается английский философ
Френсис Бэкон (1561-1626). Его известный
афоризм: «Знание – сила» имел значение
в раскрытии новых тайн природы. Главным
методом в познании должен стать метод
индукции – переход знания от частных
явлений к общим