Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:29, реферат
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ. Термин история философии применяется также как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями. От истории философии как процесса возникновения и развития философского знания следует отличать возникшую еще в древности область философского знания, реконструирующую этот процесс, описывающую его и теоретически его осмысливающую, то есть историю философии как науку.
Материальные и духовные основы общества. Под ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ОБЩЕСТВА обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека. Как видим, уже в попытке определения духовной жизни сразу появляется противоречие: вроде бы дух, идеальное начало не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они - надындивидуальные, всеобщи, объективны, т.е. от человека вроде бы и независимы. Этот непонятный статус таких идеальных начал, как Истина, Добро, Красота и др., и составляет суть "проблемы духа", всегда находившейся под пристальным вниманием философов. Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял, как вам известно, древнегреческий философ ПЛАТОН. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально "держит" мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир - лишь его несовершенным подобием. Так мир идей у древнегреческого мыслителя приобрел самостоятельное существование. В средневековье "линия Платона" получила неожиданное продолжение и своеобразное развитие в христианстве. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог объявлялся, в конечном счете духовным началом. Средневековые философы (апологеты и схоласты), немало потрудившись над логической стороной духа, проблему идеального так и не решили: им с самого начала было ясно, что божественную суть духа надо принимать как данность, а не докапываться до причин ее проявления. Конец средневековья и начало новой исторической эпохи, естественно, ознаменовались и сменой философских предпочтений. Место безусловного авторитета божественного разума занял не менее категоричный авторитет разума человеческого. "Разум правит миром", - провозгласили революционеры духа XVIII в., имея ввиду возможность разумного устройства прежде всего общественных порядков. Реальные успехи человеческого разума оказались настолько велики и очевидны (промышленность, наука, политика, право), что каких-либо преград на его пути просто не замечали. А уж вопрос о том, каким образом человеческий разум вдруг стал таким "всесильным", даже и не возникал. При определении категории материи, выражающей сущность материалистического мировоззрения, очень важно рассмотреть также вопрос о соотношении ее с категорией общественного бытия. Некоторые марксисты рассматривают категорию материи как категорию физического бытия и только. Другие же справедливо утверждают, что качественно новым в определении категории материи у Маркса и Энгельса является включение материальной основы человеческого общества в понятие материи. Важнейшим отличием марксистской философии от всех предшествующих систем является то, что диалектико-материалистическое мировоззрение представляет собой целостное философское учение, относящееся как к по ироде, так и к обществу. Материя в качестве исходной категории всего марксистского мировоззрения выступает центральной категорией и в историческом материализме. «Материализм,— писал В.И. Ленин,— вообще признает объективно реальное бытие (материю) независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т.д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества». Как известно из истории философии, до К. Маркса и Ф. Энгельса не было ни одного мыслителя, который последовательно распространил бы основные принципы материализма — признание существования материальных явлений вне и независимо от идеальных и их познаваемость — на все области объективного мира, включая и общество; поэтому до марксистской философии не было материалистического понимания истории. Величайшая заслуга марксизма состоит в том, что он на основе всестороннего научного анализа общественных явлений пришел к выводу, что общественные отношения делятся на материальные и идеальные. Материальные общественные отношения — это такие, «которые складываются, не проходя через сознание людей...» Создав исторический материализм на основе глубокого исследования и кропотливого анализа «Монблана фактического материала» из области общественных отношений капиталистического общества, К. Маркс и Ф. Энгельс тем самым достроили здание материалистической философии. Анализируя сущность и значение революционного переворота в философии, в области познания общественной жизни, совершенного Марксом и Энгельсом, Ленин обращает внимание на теоретические предпосылки, обусловившие возможность создания материалистического понимания истории.
1. Последовательное
проведение идей диалектики и
материализма во всех областях
знания, распространение
2. Конкретное
исследование огромного
В.И. Ленин отмечает,
что Маркс уже в 40-х годах
высказал гениальную идею — идею материализма
в социологии, «которая впервые создавала
возможность строго научного отношения
к историческим и общественным вопросам».
Высказав эту идею, Маркс «берется
за фактическое (это nota bene) изучение материала».
Исходным пунктом для открытия материалистического
понимания истории явилось
Глобальные проблемы человечества. Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как "диалог" или "встречу" цивилизаций - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения "глобалистского" подхода различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества. Проблема существования человечества как целого может быть рассмотрена в следующих аспектах: человечество существует реально и объективно; люди земли едины сущностно - социально; люди земли едины интеллектуально. Единство и всеобщность возрастают от поколения к поколению, мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей воедино все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия. В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д. Понятие глобальной проблемы. Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных. До недавнего прошлого такого рода проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем.
Во-первых, на место
угрозы мировой войны как следствия
столкновения двух противоположных
общественно-политических систем пришло
множество локальных
1. Алексеев П.В., Панин А.В. “Философия. Издание второе, переработанное и дополненное”. М.: Проспект, 2000
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991
3. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: ОНЕГА, 1994
4. Философия: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Отв. ред. В. Д. Губин и др. – М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2001. [Введение; Ч. II-V: гл. 7, 10].
5. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.
6. Введение в
философию. Учебное пособие
7. Ильин В.
В. Философия: Учебник для
8. Ильин В.В. Теория познания. Введение. М.: Изд-во МГУ, 1993.
9. Иванов А. В., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике. – М.: “Современные тетради”, 2004
10. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания: Учебник. – М., 2005
11. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001
12. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1990 [ст. 1-2]
13. Философия: Учебник для ВУЗов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. [2003].
14. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. [введение; раздел II, гл 2-7; часть 2, разделы IV-VIII]
15. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат. 1991
16. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2000
17. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000
18. М. Хайдеггер.
“Основные понятия метафизики”/