История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:29, реферат

Описание работы

История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ. Термин история философии применяется также как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями. От истории философии как процесса возникновения и развития философского знания следует отличать возникшую еще в древности область философского знания, реконструирующую этот процесс, описывающую его и теоретически его осмысливающую, то есть историю философии как науку.

Работа содержит 1 файл

История философии.docx

— 76.92 Кб (Скачать)

Творчество. Творчество в общем смысле — процесс или итог создания субъективно нового. Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Проблема  истины. В проблеме истины надо различать две стороны. Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее фазу, абсолютно или только приблизительно, относительно? Содержание наших знаний, представлений и понятий, которое соответствует действительности, подтверждается практикой и не зависит от субъекта. Утверждение естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина. 
Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины. Идеалисты, так или иначе отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа. Идеалисты махистского толка, например, объективность сводили к 'общезначимости' и истину понимали как 'организующую и идеологическую форму человеческого опыта'. Но если истина есть форма человеческого опыта, то она не может быть объективной, то есть независимой от человека и человечества. Под такое понимание истины можно подвести и религиозные вымыслы. Махисты стирали грань между наукой и религией, ибо религиозные догмы до сих пор являются 'идеологическими формами' реакции. В духе махистов рассуждают и прагматисты. Истиной прагматисты считают то, что 'полезно в целях практических'. Американский философ Уайтхед прямо заявляет, что 'для пользы дела' нужна
наука и религия.  Hayкa же имеет дело с объективной истиной, с объективными законами природы, общества и мышления. Современный фидеизм отвергает претензии науки на объективную истину. Но без признания объективной истины нет науки. Отсюда видно, что научное мировоззрение связано с признанием объективной истины. Признание объективной истины наносит сокрушительный удар по идеалистическому мировоззрению и является краеугольным камнем теории познания диалектического материализма.  признавая объективную истину, диалектический материализм вместе с тем считает, что эта истина познается не сразу, а постепенно, частями. В каждый данный момент познание исторически ограничено, но эти границы временны, относительны и практически постоянно раздвигаются в соответствии с успехами науки и техники. Поскольку познание развивается непрерывно, то и наши объективные знания в каждый данный момент неполны, незакончены, относительны. Диалектический материализм признает относительность истины лишь в смысле неполноты, незаконченности, незавершенности нашего познания в данной области, в данный момент. 
Относительность истины обусловливается прежде всего тем, что мир находится в вечном и бесконечном развитии и изменении. Развиваются и углубляются и наши знания о мире. Познание развивается беспредельно, поступательно. Относительность истины следует также из ее конкретности. 
Материалистическая диалектика учит, что истина носит конкретный характер. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна. Итак, вечное движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимость истины от условий - все это определяет относительность истины. Признание абсолютного существования внешнего мира, неизбежно ведет к признанию абсолютной истины. Человеческое мышление по природе своей способно давать нам и дает абсолютную истину.  Абсолютные знания содержатся в каждой науке: поскольку наши знания объективны, постольку в них есть зерно абсолютного. Истина абсолютная и относительная - это два момента объективной истины, различных в степени точности, полноты. В каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной природы. Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного, и поэтому оно по существу абсолютно. Но абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейcя наукой и практикой. Пределы относительной научной истины могут быть расширены за счет новых открытий. Истина всегда уточняется, пополняется и все более полно и верно отражает бесконечный материальный мир.

Философия человека.

Человек, как предмет философского анализа. Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека.  
Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.  
Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.  
Существенный поворот в осмыслении общественной жизни произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Они создали материалистическое понимание истории. Вся сложность формирования материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, такую область, которая существовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общественное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокупность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное бытие обусловливает содержание общественных идей, воззрений, чувств. Решающее значение в осмыслении общественной жизни в рамках концепции материалистического понимания истории придается, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.  
Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества.  
Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или отказаться от существующей денежной системы. Индивид вынужден подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное действие - это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни…..

Духовный  мир человека. Восемьдесят процентов людей не знают о духовном мире. Даже верующие не знают наверняка, существуют или нет Бог и духовный мир. Однако духовный мир существует. Представьте себе, что некий всемирно известный богач захотел создать сад счастья и готов потратить на это все свое состояние. Если у Бога, Творца неба и земли, возникло такое же желание, какое жилище Он Себе построит? Духовный мир прекрасен. Вы можете провести там тысячи лет в каком-нибудь местечке, и вам не наскучит им любоваться. Это не поддается воображению. Места, которые считаются самыми лучшими в этом мире, просто ничто. Их великолепие не сравнится с красотой даже одного уголка духовного мира. Вот почему я не хочу обладать этой землей. Если вы спросите меня, я скажу вам, что хочу уйти в духовный мир, так как земной мир не соответствует моим целям. (15-149, 1965.10.7) Обычно люди не задумываются об этом. Они думают: "Я родился, и вот живу в семье со своими родителями. Как родился, так и живу". Что является центром такой жизни? Как поесть, как прожить. Люди считают самыми важными для себя вещами одежду, еду и жилище.  
В центре всего - вопросы: как прожить, как поесть и как одеться. Конечно, в человеческих отношениях присутствуют определенные нравственные нормы, благодаря которым эти отношения могут улучшаться и развиваться, люди могут делать друг для друга что-то хорошее, но нравственные эталоны и общественная система отличаются в зависимости от народа, страны или культурного фона.  
Глядя на это, мы понимаем, что первоначальный, подлинный эталон, которому должны следовать все люди, жившие на протяжении истории, и нравственные нормы, которые мы считаем эталоном своей сегодняшней жизни, имеют разные направления. Мы не можем объединить эти нормы.  
Согласно изначальному замыслу для этого мира, куда мы должны уйти, закончив свою жизнь? Никто этого точно не знает. По этой причине люди обычно пребывают в неведении относительно существования Бога и духовного мира. Члены Церкви Объединения знают о существовании духовного мира наверняка. Они не просто верят в него, они знают о нем. Благодаря многочисленным переживаниям, они при всем желании не могут отрицать его существования. Прежде чем построить то всемирное основание, которое имеется у нее сегодня, Церковь Объединения накопила огромный опыт, связанный с духовным миром. Вот почему ее члены оказались в таком положении, что они не могут отрицать существование духовного мира. (140-121, 1986.2.9) По какому пути должны идти члены Церкви Объединения? Нам надо следовать по пути, угодному Богу, по пути Небесной воли. А в чем заключается воля Небес? Существует путь Небесной воли для отдельной личности и для семьи, для общества, страны, мира и даже духовного мира. Вы ведь не знаете о духовном мире? Зато сейчас перед вами стоит специалист в этой области. Духовный мир, бесспорно, существует. (121-146, 1982.10.24)Если духовный мир и Бог существуют, что из этого следует? Возможно, некоторые полагают, что даже если Бог существует, их это не касается. Эти люди не правы. Человек, утверждающий, что ему нет дела до духовного мира, даже если этот мир существует, с тем же основанием может заявить, что он живет в своей семье, а потому ему не нужна ни страна, ни весь остальной мир. Итак, поскольку существует Бог, Который больше нас, и духовный мир, который также больше нас, мы стремимся установить отношения с чем-то большим, нежели мы сами. Более того, нам нужны не просто сами отношения. Что мы будем делать после того, как построим их? Мы должны будем объединиться с этим большим. Нам нужно идти к единой цели. (104-118, 1979.4.22) .Духовный мир - движущая сила веры (Третьи небеса, увиденные апостолом Павлом)В Библии есть рассказ апостола Павла о том, как он за четырнадцать лет до того увидел третье небо (2 Кор. 12 - Прим. перев.). Как он прожил эти четырнадцать лет? Все это время воспоминание о том, как он увидел третье небо, постоянно придавало ему сил. Павел постиг нечто большее, поэтому он мог продолжать идти, рассказывая о третьем небе. (62-45, 1972.9.10).Апостол Павел увидел третье небо в духовном мире, и это переживание стало для него движущей силой, благодаря которой он мог на протяжении четырнадцати лет заниматься миссионерской деятельностью. Понятно вам? Такие переживания необходимы. То же касается и меня. (27-128, 1969.11.30).Я не боюсь смерти. Что сделало меня таким? Любовь. Сколько бы раз преподобного Мунани бросали в тюрьму, он может переварить любые перипетии. Вот почему я смог переварить и подчинить окружение, которое мне противостояло. Я подчинил его своими силами. (202-27, 1990.5.1)

Смысл жизни и судьба человека.  Смысл жизни — тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь. Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. Он также становится легко управляемым — отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. Человек становится легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей и интересов. Его можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение он тут же воспринимает как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам. Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от ответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота» по отношению к чужой боли, к чужим потребностям. Раз не видится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте, который становится центром жизни, — на себе самом. Это хорошая диагностика: видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности. Наверное,каждый из вас задавался вопросом, а что такое судьба и есть ли возможность её преодолеть. Такое понятие как фатализм предполагает, что человек не имеет права выбора, что все предопределенно. Но в ведической астрологии на это несколько другой взгляд. Джйотиш не фаталистичен и никто кроме Творца не может сказать вам точно, что произойдет. Конечно, сложно предположить, что создатель вселенной, наш возлюбленный Всевышний, что-либо не знает, но как сказал один великий мудрец, Господь не настолько жесток, чтобы запирать нас в железную клетку судьбы. Он дает нам шанс выбирать свою судьбу. Каждое мгновение нашей жизни мы только и делаем, что создаем свое будущее, то, что вчера было нашим будущем, сегодня стало настоящим. Если в прошлом вы посеяли семена дерева ним, листья его ужасно горькие, не ждите, что из них вырастет сладкоеманговоедерево.События зависят от использования человеком своей свободной воли и его поступки не могут быть ему навязаны. Считается, что диапазон свободной воли дает треть возможностей, а две трети их обусловлены действиями в прошлом ("кармой"). Согласитесь, что 33% - это достаточно много, если их использоватьдолжнымобразом.Ведическая астрология принимает во внимание такой не мало важный факт как реинкарнация. То есть перерождение человеческой души на основе его поступков, или кармы. Карма или следствие наших поступков создает тот диапазон для наших действий, в котором может проявиться наша свободная воля. Астрология на основании планет в карте рождения, позволяет увидеть, на сколько широк этот диапазон, просчитать, на сколько может проявиться свободнаяволячеловека. Свобода воли - это возможность выбора, то есть способность человека принимать решения и совершать самостоятельные поступки. Но возможности человека ограничены рамками его судьбы, то есть они находятся внутри диапазона, который отражаеткартарождения. Поэтому на один из извечных вопросов о первичности судьбы и свободной воли Джйотиш дает ответ, что человек в определенной мере подчинен судьбе, но при этом он обладает некоторой свободой выбора в рамках судьбы. И, более того, человек может изменить свое будущее,совершаятеилииныедействиявнастоящем.Слово "судьба" на самом деле имеет два значения, которые легко спутать. Ведическая Астрология делает различие между судьбой как фатумом и судьбой как предназначением.Судьба как фатум - это то, что происходит как проявление Космического Закона в результате действий в прошлом. Карма означает действие, активность, поступки; именно действия и поступкивпрошломобусловливаютсобытиявнастоящем. Судьба как предназначение является результатом собственных действий и поступков ("своей кармы") в прошлых жизнях, объединенных с действиями родителей, братьев, предков, детей и общества ("семейной кармы", "коллективной кармы" и так далее) и выражает предназначение, миссию человека в этом мире. Согласно ведической традиции очень важно знать свое предназначение и выполнять его. "Лучше плохо следовать своей Дхарме, чем хорошо чужой" говорит ведическая пословица. Очевидно, что Дхарма человека неизменна, в то время как человек постоянно меняет свою "накопленную" карму (заслуги за свои действия).

Социальная  философия.

Общество, его сущность и  специфика. Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями. ОБЩЕСТВО- объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемые осознанной социокультурной идентичностью ее членов. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Специфика  моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает «само законодательство воли» (Кант), свободный  выбор человеком тех или иных, нравственных ориентаций. Внешний (общественное мнении) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.), т.е. саморгуляция. Специфика морального способа регуляции заключается в следующем. Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер. Мораль отличается подчеркнуто оценочным, а зачастую и субъективным характером: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Свойство морали – требовать определенного поведения называется императивностью ( от лат. imperative - повелевать). Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не- Я. Какие же требования предъявляет мораль? От самых простых: уступи место старшему, подними упавшего - до обобщенных: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. И до вовсе абстрактных: делай добро! Решать, что такое добро и как, собственно, его сделать, надо всякий раз конкретно и самому. Потому что большинство заповедей морали носит обобщенный, мировоззренческий характер. Это только обычай регламентирует все детали поведения. Это право, как известно, стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, не оставляя лазеек ни для кого. Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.

Информация о работе История философии