Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:03, доклад
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации.
технической разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много
вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может
натолкнуться на альтернативные подходы, вера позволяет осуществить
учёному выбор.
Сами истоки практической деятельности и познавательной деятельности
уходят в глобальную веру в то, что мир познаваем и изменяем. Причем вера
учёного отличается от веры невежественного человека. Вера учёного есть
средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. К тому же она
корректируется научным сообществом.
Научное сообщество ничего не принимает на веру. Аргументация верой
исключается из стиля научного мышления. Методическое сомнение,
организованная критика не допускают в науки недостаточно аргументированных
идей.
Сама проблема взаимоотношения знания и веры имеет давнюю историю.
Особенно активно она обсуждалась в средневековой схоластике. Так,
Тертуллиан активно выступал против разума провозглашая "Верую, потому что
абсурдно"
Августин Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Более
компромиссна Формула Ансельма Кентерберийского: "Верю и понимаю".
Фома Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры
Ф. Бекон выдвинул лозунг "Знание - сила", в котором утверждает силу
разума. Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что расхождения
веры и разума нет, так как все знания произошли от бога. Современный
неотомизм главную задачу видит в рациональном истолковании исти н теологии.
Причём эта рациональность освещена "светом веры". Ж. Маритен ратовал за
возрождение религиозно
ориентированной философии
Французский теолог, философ и учёный Тейяр де Шарден пытался создать
такую концепцию развития Вселенной, которая бы сочетала данные науки и
религиозного опыта. Бертран Рассел вообще называл истин у свойством веры.
Вопрос о соотношении веры и разума (знания) занимал важное в русской
религиозной философии. Одно из важнейших понятий которой - "цельное
знание". Идеал цельного знания, всеединства включает чувственный опыт,
рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт и религиозное
созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев).
С.Л. Франк считал, что вера важнейший компонент духовного мира человека.
Она является могучим стимулом творчества и открывает простор сознанию.
И.А. Ильин подчеркивал,
что знание и вера не
имеет свой предмет и метод и не отрицает, что истин у можно достичь при
помощи другого опыта и метода, в том числе и-религиозного. А настоящая вера
идёт своим особым путем, не вторгаясь в научную область.
Рассматривая взаимоотношения веры и знания, НА Бердяев отмечал, что они
не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить
другую. Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах
веры, откровения.
Бердяев различал религиозную веру и веру гносеологическую. Он
указывал, что знание в обоих аспектах оказывается формой веры. Знание есть
вера, вера есть знание. Образуя единство, они различаются, поскольку для
упрочнения исти н научного знания и веры нужен "свет религиозной веры".
Каково соотношение науки и религии, знания и веры? Ещё раз заострим
внимание на соотношении знания и религиозной веры. Здесь три позиции:
• абсолютизация знания и элиминация веры;
• гипертрофирование веры в ущерб знанию;
• совмещение
обоих полюсов (религиозная философия).
В современной науке высказываются идеи о многообразии духовного опыта
человечества (религии, мифа, философии, мистики, эзотеризма) и его учёта в
поисках научной истин ы. Нужно стремиться к диалогу меду всеми формами
культуры, всеми способами освоения человеком мира.
Таким образом, познание истин ы есть процесс, опирающийся в равной мере на
веру и знание,
а научная истин а опирается
на все формы культуры.
Подведём итог
нашему сегодняшнему занятию:
1. Итогом познания является отыскание истин ы, истин а - есть соответствие
знания действительности.
2. Истин а объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе
абсолютные и относительные черты.
3. Критерие м истин ы выступает практика, которая сочетается с критериям и
логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма, морали и
красоты.
4. В поисках истин ы исследователь (в том числе и военный) опирается на
взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.