Истина и её критерии. Знани и вера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:03, доклад

Описание работы

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации.

Работа содержит 1 файл

Истина.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

технической разработки. Гипотеза опирается на  веру,  поскольку  есть  много

вариантов   объяснения   явлений.   Разработка     теории     тоже     может

натолкнуться    на  альтернативные  подходы,  вера   позволяет   осуществить

учёному выбор.

  Сами  истоки  практической  деятельности  и   познавательной  деятельности

уходят в глобальную веру в то, что мир познаваем  и  изменяем.  Причем  вера

учёного отличается от  веры  невежественного  человека.  Вера  учёного  есть

средоточие опыта, знаний и  опирается  на  историю  науки.  К  тому  же  она

корректируется научным  сообществом.

  Научное сообщество  ничего  не  принимает  на  веру.  Аргументация  верой

исключается   из   стиля   научного   мышления.    Методическое    сомнение,

организованная критика не допускают в науки  недостаточно  аргументированных

идей.

  Сама  проблема  взаимоотношения  знания  и   веры  имеет  давнюю  историю.

Особенно  активно  она  обсуждалась   в   средневековой   схоластике.   Так,

Тертуллиан активно  выступал против разума провозглашая  "Верую,  потому  что

абсурдно"

  Августин Блаженный  - познать разумом  то,  что   принято  верой.     Более

компромиссна    Формула     Ансельма  Кентерберийского:  "Верю  и  понимаю".

Фома Аквинский  говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры

  Ф. Бекон выдвинул  лозунг "Знание  -  сила",  в  котором  утверждает  силу

разума. Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что  расхождения

веры и разума нет,  так  как  все  знания  произошли  от  бога.  Современный

неотомизм главную задачу видит в рациональном истолковании   исти н  теологии.

Причём эта рациональность освещена "светом  веры".  Ж.  Маритен  ратовал  за

возрождение религиозно ориентированной философии природы.

  Французский теолог, философ и учёный  Тейяр   де  Шарден  пытался создать

такую концепцию развития Вселенной,  которая  бы  сочетала  данные  науки  и

религиозного опыта. Бертран Рассел вообще называл  истин  у свойством веры.

  Вопрос о соотношении  веры и разума  (знания)  занимал   важное  в  русской

религиозной  философии.  Одно  из  важнейших  понятий  которой  -   "цельное

знание". Идеал  цельного  знания,  всеединства  включает  чувственный  опыт,

рациональное  мышление,  эстетический  и  нравственный  опыт  и  религиозное

созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев).

   С.Л. Франк  считал, что вера важнейший компонент  духовного мира  человека.

Она является могучим  стимулом творчества и открывает  простор сознанию.

  И.А. Ильин подчеркивал,  что знание и вера не исключают  друг друга.  Наука

имеет свой предмет   и метод   и не  отрицает,  что   истин у можно достичь при

помощи другого  опыта   и метода, в том числе  и-религиозного. А настоящая  вера

идёт своим особым путем, не вторгаясь в научную  область.

  Рассматривая  взаимоотношения веры и знания, НА Бердяев отмечал,  что они

не мешают друг другу, и ни одна из них  не  может  заменить  или  уничтожить

другую. Наука верно  учит о законах  природы,  но  некомпетентна  в  вопросах

веры, откровения.

  Бердяев   различал   религиозную   веру   и   веру  гносеологическую.  Он

указывал, что знание в обоих аспектах оказывается  формой веры.  Знание  есть

вера, вера есть знание. Образуя единство,  они  различаются,  поскольку  для

упрочнения  исти н  научного знания   и веры нужен "свет религиозной веры".

  Каково соотношение науки и религии,  знания  и  веры?  Ещё  раз  заострим

внимание на соотношении  знания и религиозной веры. Здесь  три позиции:

  • абсолютизация  знания и элиминация веры;

  • гипертрофирование  веры в ущерб знанию;

  • совмещение  обоих полюсов (религиозная философия). 

  В современной  науке высказываются идеи  о   многообразии  духовного  опыта

человечества (религии, мифа, философии, мистики, эзотеризма)   и его  учёта  в

поисках научной  истин  ы.  Нужно  стремиться  к  диалогу  меду  всеми  формами

культуры, всеми способами освоения человеком мира.

  Таким образом,  познание  истин ы есть процесс,  опирающийся в равной мере  на

веру   и знание, а научная  истин а опирается  на все формы культуры. 
 
 

  Подведём итог  нашему сегодняшнему занятию: 

  1. Итогом познания является отыскание  истин ы,  истин а - есть  соответствие

знания действительности.

  2.   Истин  а  объективна    и  конкретна,    и  как  процесс  сочетает  в  себе

абсолютные   и  относительные черты.

  3.  Критерие  м  истин ы выступает практика, которая сочетается  с   критериям и

логичности,  общезначимости,   прагматизма,   конвенционализма,   морали     и

красоты.

4. В поисках   истин ы исследователь (в том  числе   и военный) опирается  на

взаимосвязь знания   и веры, на опыт всего человечества.

Информация о работе Истина и её критерии. Знани и вера