Истина и её критерии. Знани и вера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:03, доклад

Описание работы

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации.

Работа содержит 1 файл

Истина.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

   Тема: " Истина   и   её   критерии . Знание  и  вера." 

   Проблема   истины  является  ведущей   в  философии  познания.  Все   проблемы 

теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются  либо

средств  и  путей  достижения  истины  (чувственных и рациональных,  дискурсивных

 и  интуитивных), либо форм существования   истины   (понятие  факта,  гипотезы,

теории), либо методов  её  познания, форм  ее  реализации.

   Проблемы   истины ,  её  понимание, аспекты,  формы,  критерии  мы  рассмотрим  в

лекции: 

        Истина   и   её   критерии . Знание  и  вера. Основные вопросы  которой:

  1.  Проблема   истины   и   её  место в  гносеологии.

  2.  Проблема   критерия   истины .

  3.  Проблема  соотношения знания  и  веры.

  В ходе рассмотрения первого вопроса мы изучим разные походы к определению

 истины ,  рассмотрим  понятие  объективности,  конкретности,  абсолютности   и 

относительности  истины . Особенности познания  истины  в военном деле.

  Во - втором увидим  многообразие подходов к   критерию    истины ,  рассмотрим

 критерий  практики,  её  структуру, социальные формы,  формы военной практики.

  В  третьем   вопросе  определим  границы   научного  познания,   рассмотрим

диалектику веры  и  знания. 

  Понятие  истины  относится к важнейшим в  общей  системе  мировоззренческих

 проблем .  Оно   находится   в   одном   ряду   с   такими   понятиями,   как

"справедливость", "добро", "смысл жизни", а  также  позволяет  оптимистически

смотреть на возможность  познания мира, общества, военного дела,  человека  и

его мышления. В этом актуальность сегодняшней темы лекции, и  её  значимость

для формирования инженерного  мышления, мировоззрения офицера  РВСН. 
 
 

                                  1 вопрос. 

  Можно сказать,  что вопрос, что такое  истина  относится к одному из  вечных

вопросов  гносеологии.  Имеются  разные  понимания   истины   " Истина   -  есть

соответствие   знания   действительности",    " Истина     -    это    опытная

подтверждаемость", " Истина   -  это  свойство  самоорганизованности  знаний",

" Истина   -  это  соглашение",  " Истина   -   это   полезность   знания,   его

эффективность".

  Первое положение,  согласно которому  Истина  - есть  знание, соответствующее

своему предмету,

совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.

   Шляется главным  в  классической  концепции   истины .  Такое  её  понимание

разделяли Платон и  Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель,  Л.  Фейербах  и

Маркс, мноте философы XX Века.

  Ей придерживаются  и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики  и

даже  агностики.  Различия  внутри  её  проходят   по   вопросу   отражаемой

действительности  и по вопросу о механизме соответствия.

  Современная   трактовка   истины   включает   в   себя   следующие   моменты

характеристики:

  1) Объективность,  она  - в обусловленности реальной действительности в

которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность  она  - в

связи с предметно^чувственной  деятельностью человека, с практикой

 она  - в независимости  содержания  истины  от отдельных людей

  2) Субъективность, поскольку  истину  познают   люди   она   субъективна    по

своим     внутренним   идеальным     содержанию      и      форме   (например,

всемирное     тяготение изначально присуще миру, но  истиной  стала  благодаря

Ньютону)

  3)  Истина  есть  процесс,   она   не  постигается   сразу,  целиком  в  полном

объёме, а постепенно углубляется  и  вместе с тем  всегда неполна и неточна.

  Для  характеристики   объективной    истины    как   процесса   применяются

категории   абсолютного   (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях)   и

относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

  Абсолютная   истина   (абсолютное  в  объективной   истине )   -это   полное,

исчерпывающее знание о  действительности,  которое  в  границах  конкретного

этапа развития науки  не уточняется  и  не дополняется, это идеал,  который  не

может быть достигнут, хотя познание   и   приближается  к  нему,  это  элемент

знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны"   и   т.д.

- это вечные  истины .

  Движение  к   абсолютной    истине    идёт   через   нахождение   множества

относительных  истин .

  Относительная   истина  (относительное в объективной   истине ) - это неполное,

приблизительное,   незавершённое   знание   о   действительности,    которое

углубляется  и  уточняется по мере развития практики и познания.

  При этом старые  истины  либо заменяются новыми (как классическая  механика

квантовой), либо опровергаются   и   становятся  заблуждением  (как   истины   о

флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

  В любой абсолютной   истине   мы  находим  элементы  относительности,  а  в

относительной  черты  абсолютности.  Признание   только   относительного   в

объективной  истине  грозит релятивизмом, преувеличение  устойчивого момента  -

есть догматизм.

  Диалектика абсолютной  и  относительной  истин   ставит вопрос о  конкретности

 истины . Это означает, что любое истинное знание  определяется

  1) характером объекта  к которому относится,

  2) условиями места,  времени;

  3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания  за

пределами его действительной  применимости  превращает  его  в  заблуждение.

Даже 2+2=4 является  истиной  только в десятичной системе  исчисления.

  Таким образом,  объективная, абсолютная, относительная  и  конкретная  истина

- это не разные "сорта"  истин ,  а  одно   и   тоже  истинное  знание  с  этими

свойствами.

  Кроме названных  выделяются  и  другие свойства   истины :  непротиворечивость

(с точки зрения  формальной логики), когерентность (согласованность знания  с

фундаментальными  идеями),  простота,  красота,  эвристичность,   плюрализм,

антиконьюктурность, способность к самокритичной  рефлексии (В. И .Ленин).

  Существуют  и   разные формы  истины : экзистенциальная (понимание   духовного

мира),  предметная  (знание  о  материальных  системах),  концептуальная,  а

также  истины   обусловленные  видами  познавательной  деятельности:  научная,

обыденная, нравственная.

         При этом постоянный спутник   истины  в любой  её  форме  -заблуждение.

 И   истина    и   заблуждение  -  две   противоположные,  но  неразрывные   стороны

единого процесса познания.

   Заблуждение  - знание, не соответствующее своему  предмету, несовпадающее с

ним.  Это  неадекватная  форма  знания,  возникает   непреднамеренно   из-за

ограниченности, неразвитости или  ущербности  практики  и  самого  познания.

Заблуждения  неизбежны,  но  они  необходимый   предмет   познания    истины .

Заблуждения многообразны по своим формам: научные и  ненаучные,  религиозные

и философские, эмпирические и теоретические.

  Заблуждение следует  отличать от лжи - преднамеренного  искажения  истины   в

корыстных целях  и  дезинформации -передачи  ложного  знания  (как  истинного)

или истинного знания как ложного.

  Все  эти   явления  имеют  место  в  научном  знании,  но  встречается   и

мошенничество,  и  подлог.  Чаще  встречаются   ошибки   -   как   результат

неправильных действий  в  вычислениях,  в  политике,  в  жизни.  Они  бывают

логическими и фактическими.

  Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены  (учение

о "вечном  двигателе"),  либо  становятся   истиной   (превращение  алхимии  в

химию, астрологии в  астрономию),

  Познание  истины   в  военном  деле  имеет   свои  особенности  связанные   с

многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и  технические,

и  организационные,  и  учебно-воспитательные  системы,  виды  деятельностей

разного характера.

  Объекты познания  сложны сами по себе, и усложняются  ещё  более  условиями

противоборства.

  Обстановка опасности  снижает возможность правильного  познания, ещё  более

осложняется  познание  с  применением  маскировки,  дезинформации,  то   что

называется - военной  хитростью.

  Военное  познание  отражает  действительность   и    в  чувственных    и    в

логических формах, но значительное место отводится  -   интуиции.   Развитая

интуиция  отличала выдающихся полководцев прошлого  и  настоящего века.

  Вопрос о том,  можно ли ограничить  истину  от заблуждения,  и  каким  образом,

есть вопрос о  критерии   истины .

                                  2 вопрос.

  В истории науки   и  философии высказывались  разные точки зрения на  критерий 

 истины  ( критерий  - это средство проверки достоверности  знания). Так,  Декарт

 критерием  истинных  знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах  такой

 критерий  искал  в чувственных данных. Но оказалось  -  никаких  самоочевидных

положений нет, ясность  мышления - вопрос крайне субъективный,  а  чувства  -

зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

  Коренным пророком  этих  критериев  то, что они  находятся в самом знании,  в

его особых привилегированных  частях. Необходим  критерий , который  был  бы   и 

теоретическим (для  отражения  объекта)   и   внетеоретическим  (для  проверки

знаний), отличался бы от субъективных процессов познания   и   от  объективных

естественных процессов.

   Такими  свойствами  обладает  практика,  но   во   всём    её    объёме    и 

историческом развитии. При этом практику,  дополняют   и   другие   критерии   -

общезначимость (то, что  признаётся многими людьми), -  прагматизм  (то,  что

признают   полезным,   что   приводит    к    успеху);    -    когерентность

(взаимосоответствие  суждений);  -  конвенционализм  (то,  что  соответствует

соглашению).

  Так, математики склоняются когерентной концепции   истины ,  гуманитарии  к

общезначимости   и    конвенционализму,   инженеры,   научные   работники,   к

практицизму и практике.

  Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр  терминов "действие",

Информация о работе Истина и её критерии. Знани и вера