Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:03, доклад
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации.
"деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд".
Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о
единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы
определим практику через
понятие "деятельность".
Практика ' активная,
целенаправленная чувственно-
людей, направленная на изменение реальной действительности.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек
активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность
и в ходе её изменения познаёт её.
В процессе
практики человек создаёт "
и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система
человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы
- это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем
важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),
- социальная деятельность,
- научный эксперимент;
- техническая деятельность;
- военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно
связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую.
Практика является источником информации для познания, в том числе и
военного. Формы военной
практики:
Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:
1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к
жизни потребностями практики.
- креатиеная функция
2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она
пронизывает все его стороны, ставит проблемы , обнаруживает новые свойства и
стороны мира,
обеспечивает познание
детерминирующая функция
3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования
мира и регулирует деятельность людей
- целеполагающая функция
4. практика представляет собой и решающий критерий истины
" критериальная
функция Остановимся на
Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный
процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что
критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том
смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо
положения. Относителен потому, что сама практика развивается,
совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать
истинность развивающегося знания.
Вот почему, возникает
необходимость дополнения
которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический
критерий истины , сочетающий и формально-логический и диалектический методы,
а также аксиологический критерий .
Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М.Хайдеггера и
КЛоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает
Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как
противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок,
свободы, хотения.
Понятие истины близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда - истина на деле,
истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде,
значит поступать по истине , по справедливости (Вл.Даль). Тем самым правда,
шире чем истина , так как включает в своё определение и мораль. С другой
стороны, это свидетельство о аксиологическом аспекте истины .
Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим
отличить заблуждение от истины , при дополнении другими критериями
обеспечивает процесс познания истины .
Вместе с тем, в формировании инженерного мышления важнейшим было и
остаётся приобщение к науке, научной истине . Достижение последней связанно
с соотношением веры
и знания.
В предыдущей лекции мы отмечали наличие научных и всенаучных форм
познания. Классификация форм знания и по сей день является во многом
дискуссионной. Мы же попытаемся выделить некоторые формы и рассмотреть их
основные особенности.
Уже на ранних
этапах истории существовало
обыденно-практическое
поставляющее элементарные сведения о природе, людях, социальных связях и
т.д. Основой данной формы познания является опыт повседневной жизни,
практики людей. Знания эти носят хотя и прочный, но хаотический,
разрозненный характер (набор сведений, правил и т.п.). Сфера обыденного
познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, традиции,
предания, назидания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Важно и мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет
совой фантастическое отражение реальности, является безсознательно-
художественной переработкой природы и общества народной фантазией, но и 2-
е, это своеобразное моделирование мира в метафорах и обобщениях, имеющих и
логическую природу.
Ему свойственно: слитность с эмоциональной сферой, неотчётливое
разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова,
происхождения и сущности явлений. Значение мифологического познания в его
обращенности к культуре.
Художестеенно-0бразная форма познания, наиболее проявившаяся в искусстве,
хотя полностью, целиком не сводима к познанию, но через систему
художественных образов - позволяет раскрыть истин у. Поскольку в структуру
любого произведения искусства включаются знания о людях их характерах, о
странах и народах, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.
Одними из древнейших форм познания является философское познание
(речь о нём шла в 1 лекции) и религиозное познание. Особенностью последнего
есть то, что, будучи фантастическим отражением земных, природных и
социальных сил оно содержит в себе определённые знания о действительности.
Хотя и не в теоретической форме. Религиозное познание не выполняет функций
производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный
и доказательный характер.
О научном познании и его особенностях мы уже говорили. Но, уточним,
сущностью научного познания является рациональность, которая в качестве
подчинённых моментов содержит эмоции и веру.
Сущностью научной рациональности является способность работать с
идеальными объектами с тем условием, что их можно превратить в реальную
вещь, предмет или дело - это способность разума к целостному охвату
природы, общества и собственной субъективности и их фиксация в системе
общезначимых правил.
При этом научное познание имеет свои границы. Но каковы его реальные и
потенциальные пределы? Наука состоит из системы внутренне
дифференцированных научных дисциплин, имеющих свою предметную область,
методы и формы познания. Это - физика, химия, биология, социология,
история. Развитие науки происходит на основе 2-х взаимосвязанных тенденций:
дифференциации и интеграции.
Дифференциация предполагает деление, отпочкование и размножение научных
направлений (специализация методов познания для отражения качественно
различных объектов).
Интеграция обратный процесс (так возникли биохимия, физическая химия),
так возникает кибернетика, как перенос одних форм и методов на другие
направления.
Наука развивается через постановку проблем, чем ограничивает поле
исследования. Такое ограничение не означает признание непознаваемости мира.
Непознаваемость означает недоступность объекта познания, а ограниченность
означает, что в
объекте высвечивается
определенный образ объекта, не соответствующий его реальной полноте.
Граница между вопросами объясняемыми науками и бессмысленными с их
позиций является подвижной и условной. Но такая граница существует, как
существует объективный процесс преодоления этой границы.
Человеческий мир сложен, более неуловим для науки. Не случайно, что
гуманитарные науки менее развиты, чем естественные, здесь меньше
общепризнанных теорий и больше разномыслия и неоднозначности. Изучение
единичного, уникального,
субъективного ещё более
Таким образом, научный анализ имеет свою специфику, и, следовательно,
ограниченную сферу применимости. Возникает вопрос, как соотносятся вера и
знание в научном познании?
Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном
практическом опыте людей.
Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое
осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет
(практически)
Второй тип
веры состоит в
содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной
жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в
чём либо до жизненных убеждений.
Такая вера - неотъемлемый
компонент практической
человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден
опираться на свою веру в успех предприятия.
Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной
информированности о мире объективно не может быть, принимая решения
принципиально нельзя просчитать как логический вывод.
Вера не возникает
на пустом месте, она
самой жизнью. Можно сказать, что вера основывается на знании и опыте.
Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом,