Истина и её критерии. Знани и вера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:03, доклад

Описание работы

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории), либо методов её познания, форм ее реализации.

Работа содержит 1 файл

Истина.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

"деятельность",  "деятельная  жизнь",  "опыт",  "опыт  в   целом",   "труд".

Практика считалась  важным условием процесса познания, высказывалась  идея  о

единстве теории и  практики  (Гегель,  Чернышевский,  Соловьев,  Поппер).  Мы

определим практику через  понятие "деятельность". 

  Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная  деятельность

людей, направленная на изменение реальной действительности.

  С введением  практики в теорию  познания  было  установлено,  что  человек

активно, через предметы, целенаправленно, воздействует  на  действительность

и в ходе её изменения  познаёт её.

  В процессе  практики человек создаёт "вторую  природу", культуру.  Практика

и познание - две стороны  единого  процесса,  вместе  они  целостная  система

человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её  законы

- это законы реального  мира, который преобразуется в  этом процессе.  Назовем

важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),

      - социальная  деятельность,

      - научный  эксперимент;

      - техническая  деятельность;

      - военно-политическая  деятельность. Практика   и познание  тесно

связаны, практика имеет  познавательную сторону, а познание - практическую.

Практика является источником информации для познания, в том числе и

военного. Формы военной практики: 

  Своеобразие практики  выражается в  её  функциях  в процессе познания:

  1. практика является  источником познания, ибо все  значения вызваны к

жизни потребностями  практики.

                            - креатиеная функция

  2. практика выступает как основа познания, его движущая сила.  Она

пронизывает все его  стороны, ставит  проблемы , обнаруживает новые свойства  и 

 стороны  мира, обеспечивает познание техническими  средствами. -

детерминирующая функция

  3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования

мира  и  регулирует деятельность людей

                     - целеполагающая функция

  4. практика представляет  собой  и  решающий  критерий   истины 

  " критериальная  функция Остановимся на последней  функции.

  Проверка знания  практикой не есть  одноразовый   акт,  а  есть  длительный

процесс, носящий исторический, противоречивый характер.  Это  означает,  что

 критерий  практики  одновременно  и  абсолютен   и  относителен.  Абсолютен   в  том

смысле,  что  только  практика  может   окончательно   доказать   какие-либо

положения.   Относителен   потому,    что    сама   практика    развивается,

совершенствуется   и   потому  не  может  в  каждый  данный  момент   доказать

истинность развивающегося знания.

  Вот почему, возникает  необходимость дополнения практики  иными  критериями ,

которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо  важен  логический

 критерий   истины , сочетающий  и  формально-логический  и  диалектический  методы,

а также аксиологический  критерий .

  Своеобразны подходы  к пониманию  истины   и   её    критерия   у  М.Хайдеггера   и 

КЛоппера.  Сущность   истины   открывается  как  свобода   человека,   считает

Хайдеггер.   Истина    -   образец,   утверждает   Поппер.   Заблуждение   как

противоположность  истины  - дело  рук  человеческих,  следствие  его  ошибок,

свободы, хотения.

Понятие  истины  близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда -   истина   на  деле,

 истина  в образе, благе,  честности,  справедливости,  поступать  по  правде,

значит поступать  по  истине , по справедливости (Вл.Даль). Тем  самым  правда,

шире чем  истина , так как включает в своё  определение   и   мораль.  С  другой

стороны, это свидетельство  о аксиологическом аспекте  истины .

  Таким образом,  практика является наиболее  точным   критерием   позволяющим

отличить  заблуждение  от   истины ,   при   дополнении   другими    критериями

обеспечивает процесс  познания  истины .

  Вместе с тем,  в  формировании  инженерного   мышления  важнейшим  было   и 

остаётся приобщение к науке, научной  истине . Достижение  последней  связанно

с соотношением веры и знания. 
 
 

                                  3 вопрос, 

  В предыдущей  лекции  мы  отмечали  наличие   научных  и  всенаучных  форм

познания. Классификация  форм  знания  и  по  сей  день  является  во  многом

дискуссионной. Мы же попытаемся выделить некоторые формы  и  рассмотреть  их

основные особенности.

  Уже на ранних  этапах истории существовало  обыденно-практическое познание,

поставляющее элементарные сведения о природе,  людях,  социальных  связях  и

т.д.  Основой  данной  формы  познания  является  опыт  повседневной  жизни,

практики  людей.  Знания  эти  носят  хотя  и   прочный,   но   хаотический,

разрозненный характер (набор сведений,  правил  и  т.п.).  Сфера обыденного

познания включает  в  себя  здравый  смысл,  верования,  приметы,  традиции,

предания, назидания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Важно и мифологическое познание. Его специфика в том, что  оно  представляет

совой фантастическое отражение  реальности,     является     безсознательно-

художественной переработкой природы и общества народной фантазией, но  и  2-

е, это своеобразное моделирование мира в метафорах  и обобщениях,  имеющих  и

логическую природу.

  Ему  свойственно:  слитность   с   эмоциональной   сферой,   неотчётливое

разделение  субъекта  и  объекта,  предмета   и   знака,   вещи   и   слова,

происхождения и сущности явлений. Значение мифологического  познания  в  его

обращенности к  культуре.

  Художестеенно-0бразная форма познания, наиболее проявившаяся в искусстве,

хотя  полностью,  целиком  не  сводима  к   познанию,   но   через   систему

художественных образов - позволяет раскрыть  истин у.  Поскольку  в  структуру

любого произведения искусства включаются знания о людях их  характерах,  о

странах и народах, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

  Одними  из древнейших   форм   познания   является  философское  познание

(речь о нём шла  в 1 лекции) и религиозное познание. Особенностью  последнего

есть  то,  что,  будучи  фантастическим  отражением  земных,   природных   и

социальных сил  оно содержит в себе определённые знания  о  действительности.

Хотя и не в теоретической  форме. Религиозное познание не  выполняет  функций

производства объективного знания, носящего всеобщий,  целостный,  самоценный

и доказательный характер.

  О научном познании  и его  особенностях  мы  уже  говорили.  Но,  уточним,

сущностью научного познания  является  рациональность,  которая  в  качестве

подчинённых моментов содержит эмоции и веру.

  Сущностью   научной  рациональности  является   способность   работать   с

идеальными объектами  с тем условием, что  их  можно  превратить  в  реальную

вещь, предмет  или  дело  -  это  способность  разума  к  целостному  охвату

природы, общества и собственной субъективности  и их  фиксация  в системе

общезначимых правил.

  При этом научное  познание имеет свои границы.  Но каковы  его  реальные  и

потенциальные    пределы?    Наука    состоит    из    системы     внутренне

дифференцированных  научных  дисциплин,  имеющих  свою  предметную  область,

методы  и  формы  познания.  Это  -  физика,  химия,  биология,  социология,

история. Развитие науки  происходит на основе 2-х взаимосвязанных  тенденций:

дифференциации и  интеграции.

  Дифференциация предполагает деление, отпочкование и  размножение  научных

направлений  (специализация  методов  познания  для  отражения   качественно

различных объектов).

  Интеграция обратный  процесс (так возникли  биохимия,  физическая  химия),

так возникает кибернетика, как  перенос  одних  форм  и  методов  на  другие

направления.

  Наука  развивается   через  постановку  проблем,  чем  ограничивает   поле

исследования. Такое  ограничение не означает признание  непознаваемости  мира.

Непознаваемость означает недоступность объекта  познания,  а  ограниченность

означает, что в  объекте высвечивается определённая  сторона.  Конструируется

определенный образ  объекта, не соответствующий его  реальной полноте.

  Граница между  вопросами объясняемыми  науками    и  бессмысленными  с  их

позиций является подвижной  и условной.  Но  такая  граница  существует,  как

существует объективный  процесс преодоления этой границы.

  Человеческий  мир сложен, более  неуловим  для  науки.  Не  случайно,  что

гуманитарные  науки  менее   развиты,   чем   естественные,   здесь   меньше

общепризнанных теорий  и  больше  разномыслия  и  неоднозначности.  Изучение

единичного, уникального, субъективного ещё более трудно.

  Таким образом,  научный анализ имеет  свою  специфику,  и,  следовательно,

ограниченную сферу  применимости. Возникает вопрос, как  соотносятся  вера  и

знание в научном  познании?

  Надо отличать  религиозную  и  обычную   веру,  основанную  на  обобщенном

практическом опыте  людей.

  Первая определяется  как верность  Богу  и  последовательное  практическое

осуществление в  жизни  религиозных  идей,  ценностей  и  норм  и  не  имеет

(практически) гносеологического  значения.

   Второй тип  веры состоит  в  психологической   уверенности  в  правильности

содержания высказывания. Эта  вера  играет  важную  роль,  как  в  обыденной

жизни, так и в  научном познании. Разновидности  такой веры: от уверенности  в

чём либо до жизненных  убеждений.

  Такая вера - неотъемлемый  компонент практической деятельности. Поскольку,

человек в условиях, когда имеются  несколько  альтернатив  решения  вынужден

опираться на свою веру в успех предприятия.

Вера   помогает   действовать   в    условиях    неопределённости.    Полной

информированности  о  мире  объективно  не  может  быть,  принимая   решения

принципиально нельзя просчитать как логический вывод.

  Вера не возникает  на пустом месте, она формируется   опытом  и  практикой,

самой жизнью. Можно  сказать, что вера основывается на знании и опыте.

  Вера помогает  на  всех  уровнях  познания:  эмпирическом,  теоретическом,

Информация о работе Истина и её критерии. Знани и вера