Исследование произведений искусств в ренессансе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

"Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие – возникновение нового мировоззрения. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
3. ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
3.1. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА XV век
3.2. УМБРИЙСКАЯ ШКОЛА XV век
3.3. ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА XV век
3.4. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА XV век
4. ТИТАНЫ ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА
4.1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
4.2. РАФАЭЛЬ САНТИ
4.3. МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ
5. ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС В ВЕНЕЦИИ
6. СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС
6.1. НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
6.2. НЕМЕЦКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
6.3. ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

 

6. СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС

 

Северные  города Европы не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более  зависимы от власти короля, от развитой системы феодализма. Это отразилось и на характере культуры Северной Европы в период Возрождения.

В искусстве  Северного Ренессанса больше сказалось  средневековое мировоззрение. В  нем много религиозного чувства, оно связано с готикой и  менее знакомо с античностью, с которой сблизилось только через  Италию в конце XV века. Северный Ренессанс запаздывает по сравнению к итальянскому на целое столетие.

Северные  города принимали участие в социально-политической борьбе, которая характерна для всей истории Северной Европы XV-XVI веков. Когда итальянские города теряют независимость, северные сохраняют своё значение и в конце XVI и в XVII веке.

Переход от средневековья к новому времени  происходит не только через Ренессанс, но и через Реформацию, призывающую  католическую церковь возвратиться к «временам апостольским».

И то и  другое – реакция на кризис позднего средневековья, но выход из кризиса  понимали по-разному. Но Реформация была реакцией и на Возрождение, с его представлением о человеке как ценнейшей из истин. Несовместимость Возрождения и Реформации ярко выразилась в диспуте между крупнейшим гуманистом XVI века Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером.

В ощущении ничтожества человека перед Богом  Реформация отвергла, в какой то степени и искусство; в протестантской церкви нет скульптуры, витражей, а только голые стены, скамьи и крест. Влияние Реформации сказалось на искусстве Северного Ренессанса во внимании к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению грубого, порой отталкивающе безобразного, что было неприемлемо для Итальянского Возрождения.

6.1. НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Вершиной  нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного  Мужицким (1525/30-1569). В раннем творчестве – едкая ирония, острая наблюдательность («Кухня тощих», «Кухня тучных»). В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагических произведений. Аллегорическим языком он выражал трагизм современной жизни всей страны («Вифлеемское избиение младенцев»). Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые». Пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг за оступившимся вожаком. Картина несомненно имеет символическое значение. Путь слепых – это жизненный путь всех людей. Это одно из тех произведений, в котором художник выразил и собственное трагическое мироощущение, и дух своего времени.

 

6.2. НЕМЕЦКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

На рубеже XIV- XV веков Германия была раздроблена, что содействовало живучести феодальных устоев. На примере творчества многих художников можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии. Понимание пространства, золотой фон, выписывание главного – говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении у этих мастеров и связи со средневековой традицией. «Углубленная религиозность», которая привела немцев к Реформации, имела огромное влияние на искусство.

XVI век  для Германии начинается движением  крестьянства, рыцарства и бюргерства  против княжеской власти и  римского католицизма. Время крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, немецкой культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Он был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Образы Дюрера полны силы, но и сомнений. Он становится одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Тема смерти – частая тема его графических листов. Дюрер – философ, но его философия лишена жизнерадостности и оптимизма итальянского Возрождения.

В 1505 году Дюрер едет в Венецию, затем по возвращении домой пишет «Адама» и «Еву» под воздействием итальянского искусства, в которых выражает своё национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела. Дюрер был самым глубоким и значительным мастером немецкого Возрождения.

 

6.3. ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Начало  французского Возрождения относится  к середине XV века, когда было завершено  политическое объединение страны. Французский  Ренессанс носил характер придворной культуры.

Первый  крупный художник французского Возрождения  – Жан Фуке (ок.1420-1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI . И в портретах и в религиозных  композициях тщательность письма сочетается с монументальностью.

Многочисленные  замки по рекам Луаре и Шер  – свидетельства освобождения от готической традиции и применения ренессансных форм в архитектуре. Хотя замки на Луаре ещё внешне похожи на средневековые, их внутренний декор – ренессансный, даже скорее маньеристический.

XVI век  – расцвет французского портрета. В этом жанре особенно прославился живописец Жан Клуэ (ок.1485/88-1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, как и самого короля, он увековечил в своей портретной галерее.

Победа  ренессансного мироощущения во французской  пластике связана с именем Жана Гужона (ок.1510-1566/68). Самое известное его произведение – рельефы фонтана невинных в Париже. Легкие, стройные фигуры пронизаны поэзией и сдержанны по форме. Чувство изящества, гармонии, тонкость вкуса неизменно связаны с французским искусством.

В творчестве Жермена Пилона (1535-1590) вместо идеально прекрасных образов возникают образы жизненные, драматические. Экспрессивность его искусства типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Почему произведения искусства  эпохи Возрождения, созданные столь  давно, до сих пор трогают нашу душу и вызывают у нас такой интерес? Несомненно, это - совершенство исполнения, красота, но главная причина долговечности – глубочайшая человечность этого искусства, пронизывающий его гуманизм.

Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения  средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому  пространству. Они воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Ренессанс - эпоха стихийного и буйного самоутверждения  человеческой личности. Это было время  титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэлю являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Эпоха от Возрождения до Реформации противоречива. Гуманисты, формулируя идеал свободной личности, провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Они, оглядываясь в Античность, оставались христианами. Они соединили два мира – Античность и Христианское средневековье и лишь старались прояснить главный замысел Бога относительно человека.

Однако  реформаторы-протестанты в другом конце Европы продолжили этот процесс не на почве идей гуманизма, а на религиозной. Каждый человек, считали реформаторы, причастен Христу, он его «современник», ибо актом личной веры человек живет в Новой истории.

Всё это  способствовало кризису художественных идеалов эпохи Ренессанса, как  и то, что Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре.

Многие  живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы  отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так, черты кризиса художественных идеалов Возрождения проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса – явная подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Это мощное движение определило развитие всей европейской цивилизации на многие годы. Мы лишь пытаемся проникнуть в суть происходивших процессов. Чтобы понять, нам необходимо более детально восстановить психологический настрой человека Возрождения, почитать книги того времени, посетить художественные галереи.

Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Искусство этой эпохи бесконечно долго будет восхищать человечество, поражать своей живучестью и способностью покорять умы и сердца.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ»: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ/ Л.М. БРАГИНА, О.Н. ВАРЬЯШ И ДР.; ПОД РЕД. Л.М. БРАГИНОЙ. – М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1999.- 479 С.
  2. «ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»: УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / СОСТ. Л.Н. ГОЛУБЕВА, И.М. СИДОРОВА; РГАТА, 1997, - 223 С.
  3. ИЛЬИНА Т.В. «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО». – М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1983.
  4. СОБОЛЕВА О.Ю. «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – РЫБИНСК: РГАТА, 2002, - 70 С.
  5. «ЗАПАД И ВОСТОК. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ».- М.: О-ВО «ЗНАНИЕ» РФ, 1993. – 239 С.

Монтень М. Об искусстве жить достойно.- М.:Просвещение, 1973. – С.14-18.

Искусство: Книга для чтения / сост. В. М. Алпатов и др. – М.: Просвещение, 1969, - С. 83-87.

Мастера искусства об искусстве. Т2/ Под ред. А.А. Губера, В.Н. Грашенкова.- М.:Искусство, 1966.-с.192-194


Информация о работе Исследование произведений искусств в ренессансе