Исследование произведений искусств в ренессансе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

"Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие – возникновение нового мировоззрения. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
3. ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
3.1. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА XV век
3.2. УМБРИЙСКАЯ ШКОЛА XV век
3.3. ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА XV век
3.4. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА XV век
4. ТИТАНЫ ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА
4.1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
4.2. РАФАЭЛЬ САНТИ
4.3. МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ
5. ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС В ВЕНЕЦИИ
6. СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС
6.1. НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
6.2. НЕМЕЦКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
6.3. ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

1. ВВЕДЕНИЕ

 

"Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный  архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие – возникновение нового мировоззрения. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства.

Рост  городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века, изменили жизнь средневековой Европы. Городская культура создавала новых людей и формировала новое отношение к жизни. Появилось книгопечатание, которое открыло возможности для распространения литературных и научных произведений.

В это  время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой  Древней Греции и Рима, разыскиваются  рукописи античных писателей. Все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания в эпоху Ренессанса был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” (от лат. humanitas - человечность). Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках, он наделен Богом свободой воли.

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность. Главным достоинством личности стали считаться гражданские добродетели. «Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам», как остроумно говорит один древний автор, «знаете ли, почему он вам кажется таким высоким? Вас обманывает высота его каблуков: цоколь – ещё не статуя. Измеряйте человека без ходулей. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звание и предстанет перед вами в одной рубашке».

Гуманистов  вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура - очень изменились.

В эпохе  итальянского Возрождения принято  выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV в.), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

 

2. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Для эпохи  Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей.

Художники и скульпторы стремились в своем  творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Перестало использоваться плоскостное изображение, живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела, решались проблемы точного рисунка, естественного движения.

Объектами искусства стали человеческое тело, современные и религиозные сюжеты. Внимание, интерес художников все больше сосредотачивались на человеке и на всем том, что его окружает. Однако искусство Раннего Возрождения было сложным, противоречивым и эта противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, намечается сознание обобщенного, монументального и героического образа совершенного человека.

Человек в эпоху Ренессанса снова  становится главной темой искусства, а человеческое тело считается самой  совершенной формой в природе. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Главным достоинством личности стали считаться гражданские добродетели. Теоцентрическое сознание стало вытесняться антропоцентрическим. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в торжество прогресса. Фигуры в живописи обретают объем и заметно стремление, верно, передать анатомию человеческого тела.

Признаки  буржуазной культуры и зарождение нового мировоззрения особенно ярко проявились в XV веке. Но, именно потому, что формирование новой культуры, и нового мировоззрения не был завершен, XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие реальности проверяется опытом, контролируется разумом. Поэтому дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. Анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение.

Античность  приобретает значение самостоятельной  ценности и играет большую роль в  формировании светской культуры. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры. Восстанавливается античный Рим. Но влияние античности наслаивается на традиции средневековья и христианское искусство, что придает сложный характер культуре возрождения.

В искусстве  на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от незначительных подробностей во имя общего образа, стремления к гармонии прекрасных сторон жизни. Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения. Самым престижным видом искусства была скульптура, расцвет её произошел с утверждением барокко. В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились нормой, которая воздействовала на разные виды творческой деятельности.

 

3. ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

По обилию талантливых мастеров, размаху художественного  творчества Италия опередила в XV веке все другие страны Европы. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное влияние античности. Но начало новой эпохи связано с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266?-1337). Из его работ лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена в Падуе на евангельские сюжеты, где уже прослеживается желание верно передать анатомию человеческого тела. «Человек у Джотто противостоит ударам судьбы. Он готов сносить невзгоды, не падая духом, не ожесточаясь против людей. Такое понимание не противоречило средневековой церковной морали, но оно поднимало человека, самоутверждало, придавало ему бодрость».

В изобразительном  искусстве сформировались несколько  школ со своими неповторимыми стилистическими особенностями.

 

3.1. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА XV век

 

В архитектуре  Италии только в XV веке начинают проявляться черты нового стиля. Филиппо Брунеллески (1377-1446) завершил в 1434 году Флорентийский собор гигантским куполом, готическое здание, заложенное в 1295 году. В светской архитектуре палаццо характерно соединение внешней крепостной неприступности с внутренней атмосферой уюта.

В церковном  зодчестве появляется облицовка  фасадов церквей разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» - характерная черта итальянского Возрождения.

Новая скульптура родилась в 1401 году, когда был организован  конкурс на оформление дверей крещальни  Флорентийского собора. Скульптором, которому выпало решить проблемы европейской пластики – круглой скульптуры, монумента, - был Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386?-1466). В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции. Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным ещё в античные времена, но забытые в средневековье. Статуя святого Георгия, исполненная Донателло воплощает идеал раннего Возрождения: чувство самосознания и уверенности в этом образе подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры, напоминающей колонну. Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи» (Н.Пунин).

Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в  эпоху Возрождения. Это конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни в Падуе.

Использовав лучшие традиции искусства средневековья, изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, к образам глубокой человечности и подлинного реализма, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру.

Ведущая роль в живописи Флорентийского раннего  Возрождения выпала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассан Гвиди, известного под  именем Мазаччо (1401-1428). Он решил те проблемы живописного искусства, которые поставил до этого Джотто. Мазаччо показал себя художником, для которого было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать их между собой и с пейзажем, каковы законы анатомии человеческого тела. Он решил главные проблемы Возрождения - линейной и воздушной перспективы.

Целый ряд  художников вслед за Мазаччо разрабатывали  проблемы перспективы, движения и анатомии человеческого тела, поэтому они получили в науке название перспективистов и аналитиков. Такие как Паоло Учелло, Андреа Кастаньо, Доменико Венециано.

Во второй половине XV века в искусстве ещё более приобретают значение изящество и роскошь. Евангельские сюжеты на стенах церкви Санта Мария Новелла, по сути, представляют собой трактовку сцен быта высших слоев флорентийского общества.

Особой  изысканности флорентийское искусство  достигает в конце века, в правление  Лоренцо Медичи (1449-1492). Жестокий политик, тиран, Лоренцо был вместе с тем  одним из образованнейших людей  своего времени. Поэт, философ, гуманист, язычник по мироощущению, он превратил  свой двор в центр художественной культуры того времени. Но в культуре двора Лоренцо много противоречивого, она слишком изнежена, замкнута узкой  социальной средой.

Типичным  художником конца флорентийского раннего  Возрождения, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (1445-1510). Две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» (ок. 1483-1484) и «Весна» (ок. 1477-1478). Для Боттичелли характерно изображать лица с трагичным выражением, он создает определенный тип лиц, особенно женских: пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза.

К концу  XV века Флоренция вступила в полосу экономического и социально-политического кризиса и перестает быть центром художественной жизни. Но флорентийская школа раннего Возрождения оставила след во всем искусстве эпохи Возрождения. Она была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, но цвет, всё же не был сильной стороной творчества флорентийских мастеров.

 

3.2. УМБРИЙСКАЯ ШКОЛА XV век

 

В Умбрии в XV веке не было крупных городов, много пространства занимали помещичьи угодья, поэтому и в искусстве дольше жили и были ярче феодальные, средневековые традиции.

Искусство Умбрии декоративно, лирично, мечтательно  и религиозно. Главную роль в нем  играет колорит.

Самым крупным  мастером здесь в XV был Пьеро делла Франческа (1420?-1492). Он интересовался проблемами перспективы. Был одним из самых великих колористов, умел передавать разную светосилу цвета и объединять цвета световоздушной средой. Франческа был мастером преимущественно монументально-декоративной живописи. Он как истинный художник раннего Возрождения верил в высокую миссию человека, в его способность к совершенствованию.

 

3.3. ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА XV век

 

Падуанские  мастера преклонялись перед античным искусством. Падуя расположена на севере Италии, её связи с Германией  и Францией были тесными в XV веке, поэтому готические черты в искусстве раннего Возрождения вполне естественны. Крупнейший художник падуанской школы Андреа Мантенья (1431-1506). Он вводил в свои композиции изображение античных памятников, был, преимущественно монументалистом.

Фигуры  у Мантеньи кажутся как будто  выступающими из стены и всегда представлены в сложных ракурсах.

По заказу покровителя художеств Людовико Гонзага, Мантенья расписал «брачную комнату», изобразив семейный портрет Гонзага  и сцены из придворной жизни Мантуи.

Фреска  плафона, изображающая в самом центре свода круглую галерею с людьми, является первой иллюзионистской декорацией в западноевропейском искусстве.

У Мантеньи четкий рисунок, анатомически выверенные пропорции, смелая перспектива, холодный колорит, сдержанное страдание образов.

Информация о работе Исследование произведений искусств в ренессансе