Исследование произведений искусств в ренессансе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

"Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие – возникновение нового мировоззрения. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
3. ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
3.1. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА XV век
3.2. УМБРИЙСКАЯ ШКОЛА XV век
3.3. ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА XV век
3.4. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА XV век
4. ТИТАНЫ ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА
4.1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
4.2. РАФАЭЛЬ САНТИ
4.3. МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ
5. ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС В ВЕНЕЦИИ
6. СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС
6.1. НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
6.2. НЕМЕЦКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
6.3. ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

 

3.4. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА  XV век

 

В эпоху  Возрождения Венеция развивалась  немного иначе, чем другие города Италии. Её выгодное географическое положение, флот и пути торговли с Востоком сделали её богатой. С конца XIII века началась аристократизация её политического строя. Патрицианство задерживало развитие новой культуры, поэтому Ренессанс в Венеции запоздал почти на 50 лет.

Наиболее  ярко пути развития раннего возрождения  видны в творчестве семейства  Беллини: Якопо Беллини и его  сыновей – Джентиле и Джованни. Наиболее знаменит Джованни, именуемый  чаще Джанбеллино (1430-1516). Он начал с  сурового стиля в духе падуанцев, позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому колориту. Его аллегорические картины полны философско-созерцательного настроения. Братья Беллини известны в истории искусства ещё и тем, что усовершенствовали масляную технику.

Венецианское  искусство завершает развитие искусства  раннего Возрождения. XV век принес в Италию истинное возрождение античных традиций, но понятных человеку новой эпохи.

 Скульптура приобрела образ человека, а не божества как в античности, живопись разработала религиозную картину христианского или античного сюжета, но придала ей светские черты. Всё это большой вклад в искусство Возрождения.

 

4. ТИТАНЫ ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА

 

4.1. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

 

В конце  XV века северные города Европы организуют ряд военных походов на Италию. Высокий Ренессанс совпал с периодом борьбы итальянских городов за независимость. Это наивысшая точка расцвета искусства Италии. Оно пронизано гуманизмом, стремлением к гармонии прекрасных сторон жизни. Искусство Высокого Ренессанса во имя общего образа отрешается от мелких деталей.

Леонардо  да Винчи (1452-1519) первый художник, воплотивший  эту особенность. Работа Леонардо «Благовещение» ещё обнаруживает связи с ранним Возрождением, но совершенная красота  фигур Марии и архангела, цветовой строй картины говорят о мировоззрении  художника Высокого Ренессанса.

Леонардо обладал как логическим, так и художественным мышлением, связывал научное и художественное познание мира. Он всю жизнь занимался учеными изысканиями наравне с изобразительным искусством: отвлекаясь, он казался медлительным и оставил немного произведений искусства.

Украшение миланской крепости, оформление празднеств и свадеб, научные занятия отрывали Леонардо от искусства. Но он становится ведущим художником Италии. Каждое из его творений было открытием в искусстве.

Первым  большим произведением в Милане была «Мадонна в скалах». Это первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса.

Самой большой  его работой была роспись стены  трапезной монастыря Санта Мария  делла Грацие на сюжет «Тайной  вечери» (1495-1498). Леонардо изобразил  момент реакции всех двенадцати учеников на слова учителя. В основу композиции положен точный математический расчет.

Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу  в область оптики и физики, через  проблемы пропорций – в анатомию и математику и т.д.

В росписи  Леонардо нет иллюзионистических приемов, позволяющих реальному пространству переходить в изображаемое. Но расположенная  вдоль стены трапезной роспись  подчинила себе весь интерьер. И  это его умение подчинить себе пространство положило путь Рафаэлю и Микеланджело.

Судьба  стенописи Леонардо трагична: он сам  способствовал её быстрому осыпанию, делая опыты смешения темперы и масла, экспериментируя над красками и грунтом.

Во Флоренции, родном городе художника, была начата ещё одна работа: портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы, ставший одной из самых знаменитых картин в мире. Это был решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. Особое внимание Леонардо уделял светотени, добиваясь неповторимой мягкости лиц и фигур, словно окутанных едва уловимой дымкой («сфумато»). В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя неповторимость изображенной индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Ренессанса.

 

4.2. РАФАЭЛЬ САНТИ

 

Идеи  монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля (1483-1520). В его искусстве обрели решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная композиция, передающая многообразие мира.

Никто из мастеров Возрождения не воспринял  так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль. Его считают художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры. Он искал совершенный гармоничный образ. На протяжении всей жизни он ищет этот образ в мадонне. Вершина его мастерства «Сикстинская мадонна». Тип лица мадонны соединяет античный идеал красоты с духовностью христианского идеала, что характерно для мировоззрения Высокого Возрождения.

Искусство достигает наивысшего расцвета в  Риме, где работают одновременно такие художники как Браманте, Микеланджело и Рафаэль и развивается под знаком национального единства, питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма.

Идейная программа росписи папских комнат – служить прославлению авторитета католической церкви и её главы- папы. В комнате печатей Рафаэль написал четыре фрески-аллегории духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия, юриспруденции в виде многофигурных композиций и групповых портретов. В них Рафаэль воплотил гуманистический идеал совершенного интеллектуального человека. Во второй комнате он написал фрески на исторические и легендарные сюжеты, прославляющие Римских пап: «Изгнание Элиодора». Рафаэль, работающий по заказу Юлия II, не случайно берет эту тему: французы готовятся к походу в Италию и папа напоминает о Божьем наказании всех, кто посягнет на Рим.

Рафаэль был величайшим портретистом своей  эпохи. В его портретах помимо определенных конкретных черт выступает  образ человека эпохи, что позволяет  видеть в портретах Рафаэля исторические портреты-типы («Папа Юлий II», «Лев X» и др.)

 

4.3. МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ

 

Третий  величайший мастер – Микеланджело (1475-1564). Он превзошел всех насыщенностью образов гражданственным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Обнаженное прекрасное тело для Микеланджело главный предмет искусства. Скульптура «Пьета» изображающая Христа, распростертого на коленях Марии, выдвигает его в число первых скульпторов Италии.

Во Флоренции  по поручению Синьории Микеланджело взялся изваять фигуру Давида из испорченной  до него незадачливым скульптором мраморной глыбы. «Наилучший из художников не может создать такого образа, которого единый кусок мрамора не заключал бы уже в себе под своей оболочкой. И лишь в этом, то есть в освобождении образа из-под скрывающей его оболочки, - достижение руки художника, послушной его творческому гению». Через три года он закончил статую, которую поставили перед городской ратушей. Микеланджело изображает Давида не мальчиком, а юношей в расцвете сил, перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил. В прекрасном образе Давида, в его лице скульптор передал титаническую силу страсти, непреклонную волю, гражданское мужество, мощь свободного человека. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и её защитника.

В Риме Микеланджело занялся грандиозной работой  – росписью потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце. В центральной части потолка он изобразил события первых дней сотворения мира, историю Адама и Евы, всемирный потоп, и эти сцены, по сути, являются гимном человеку, его силе и красоте. Бог – это творец, не знающий преград на пути к созиданию, образ, близкий представлению гуманистической эпохи о творце.

Вскоре  после окончания работ в Сикстине умер Юлий II. Микеланджело занимается созданием памятника-мавзолея для его гробницы. Микеланджело исполняет фигуру Моисея для надгробия. Образ Моисея- один из самых сильных в творчестве мастера. Он вложил в него мечту о вожде мудром, смелом, полном сил, воли – качеств так необходимых тогда для объединения его родины.

С 1520 по 1534 годы Микеланджело работает над  одним из самых значительных и  трагичных скульптурных произведений – над гробницей Медичи - выражающей переживания, выпавшие на долю мастера и его родного города и всей страны. Италия тогда раздиралась внешними и внутренними врагами, протестанты разграбили католические святыни Рима. Флорентийская буржуазия свергает Медичи. Папа идет на Флоренцию походом. Она разгромлена, многие друзья Микеланджело погибают.

В настроении тяжелого пессимизма работает Микеланджело над гробницей Медичи. Одну стену  он украшает фигурой Лоренцо, а другую Джулиано. Но оба изображения не имеют портретного сходства, что не соответствует традициям XV века. Он считает не обязательным точную передачу черт в лицах моделей. Для него важнее философская идея противопоставления жизни и смерти. Чувство беспокойства и тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Это беспокойство усиливается позами фигур времени суток, расположенных у их ног: изогнутые тела как бы скатываются с крышек саркофагов, не находя опоры, их головы пересекают карнизы. Этот диссонанс нарушает архитектоническую гармонию Ренессанса и является предвестием новой эпохи в искусстве.

1535-1541 г.г.  Микеланджело работает над росписью  «Страшный суд» в Сикстинской  капелле по требованию Папы  Павла III. Сложные ракурсы переплетенных  тел, повышенная экспрессия, создающие  выражение беспокойства и тревоги – это черты чуждые Высокому Возрождению, как и сама трактовка темы «Страшного суда». Вместо торжества и справедливости над злом – крушение мира.

20 последних  лет жизни Микеланджело приходятся  на период, когда в Италии искореняются  черты свободомыслия великой  гуманистической эпохи Ренессанса. По настоянию инквизиции, посчитавшей  непристойным такое количество  обнаженных тел во фреске «Страшный  суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Последние годы жизни Микеланджело- время создания самых сильных по трагичности мироощущения и по лаконизму выражения произведений. Значение искусства Микеланджело огромно. Некоторые исследователи называют его первым архитектором барокко.

 

5. ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС В ВЕНЕЦИИ

 

Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит верность традициям Ренессанса.

Джорджио  Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию  Джорджоне (1477-1510), первый в Венеции  обратился к литературным и мифологическим темам. Объектом поклонения для него были пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело. Его лучшие произведения были исполнены в масляной технике. В картине «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Он владеет тонкой и богатой палитрой. Изображение «Спящей Венеры» изящно, свободно и не лишено чувственной прелести. Но лицо целомудренно строго, в сравнение с ним Тициановские Венеры кажутся языческими богинями.

Тициан  Вечеллио (1477?-1576) создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал с портретом. Около 1520 года герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан воспевает античность, воплощает дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры».

Тициан  много пишет на мифологические сюжеты. В 1545 году появляется его первый  вариант «Данаи». Даная соответствует античным идеалам красоты. Толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия.

К концу  жизни Тициана его творчество претерпевает изменения. Он ещё много  пишет на античные сюжеты, но всё  чаще обращается к христианским темам мучинечств, в которых языческая жизнерадостность сменяется трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Оплакивание»).

В конце  XV века в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528-1588) суждено  было стать последним певцом праздничной  Венеции XVI века. Он чаще пишет большие  картины маслом на холсте, алтарные образа для церкви. Всё что он написал это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где  нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа.

Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника – Якопо Робусти, известного как Тинторетто (1518-1594). Он был прекрасным колористом. Его многочисленные произведения, в основном на темы мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения. Уже в первой известной картине «Чудо святого Марка» он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период.

Многие  работы Тициана пронизаны ощущением  одиночества, поглощенности человека пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы, что глубоко чуждо гуманистическому искусству Высокого Возрождения.

Информация о работе Исследование произведений искусств в ренессансе