Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 21:30, курсовая работа
Проблема познания имеет различные аспекты: философские, социальные, биологические, психологические, медицинские… Нет, пожалуй, такой области человеческой деятельности, которая не была бы так или иначе связана с постижением, с анализом, синтезом и реализацией накопленных знаний. В данном реферате рассмотрим познание как интуицию и творчество.
Введение----------------------------------------------------------------------стр. 3
Вершина познания – творчество-----------------------------------------стр. 3
Познание и творчество-----------------------------------------------------стр.14
Заключение-------------------------------------------------------------------стр.21
Список используемой литературы---------------------------------------стр.21
С таким суждением трудно согласиться. Чтобы шагнуть в непознанное, надо обладать чётким представлением о том, что уже сделано предшественниками и что пока остаётся неизвестным, а также что из сделанного нуждается в пересмотре и переосмыслении. Найденное когда-то рациональное ядро не отбрасывается, а сохраняется, и новое как бы произрастает из этого зерна. Как считал выдающийся английский физик Э. Резерфорд, «по отношению к работам И.Ньютона по гравитации теория относительности А.Энштейна – это просто обобщение и расширение основ, поистине типичный случай математического и физического развития». Или другой пример: И.Ньютон разложил белый солнечный луч на спектр и положил начало спектроскопии. Спустя 200лет Г. Кирхгоф и Р. Бунзен доказали, что спектроскопия может содействовать определению химического состава различных веществ; это положение явилось основой спектрального анализа. В 1913году Нильс Бор установил, что спектры атомов неразрывно связаны с их строением. Нынче спектроскопия и спектральный анализ – важнейшие средства изучения макро- и микромира, метод решения многочисленных практических задач. «Выдающийся закон никогда не отбрасывается, а лишь видоизменяется, приобретая более полное и устойчивое обоснование…»
Успех любого исследователя обусловлен и трудами его предшественников. «Если вам стало известно внезапное, неожиданное открытие, как говорится, гром среди ясного неба,- говорил Резерфорд,- вы можете быть уверены в том, что оно выросло под влиянием одних людей на других. Именно это взаимное влияние открывает необычайные возможности прогресса науки. Учёные питаются не идеями отдельного человека, а объединённой мудростью тысяч людей, размышляющих над одной и той же проблемой. Каждый из них вносит посильную лепту в великое знание знания, которое воздвигается постепенно».
А
ссылка Э. де Боно на Фарадея вряд ли
заслуживает серьёзного внимания. Ведь
талантливый человек может
Выдающиеся научные открытия обычно совершались людьми, имеющими широкий диапазон интересов и огромный запас знаний не только в своей, но и в смежных областях. Как писал крупный русский химик Л.А.Чугуев, «из всех признаков, отличающих гениальность и её проявления, два, кажется, являются наиболее показательными – это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко отстающими друг от друга и ничем не связанными, по крайней мере до момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана… Эти черты мы как раз и находим у Менделеева. Он умел быть философом в химии, в физике и других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политэкономии и социологии…»
О.Ю.Шмидт – один из инициаторов создания Большой советской энциклопедии и её главный редактор в течение четверти века. Он был истинным энциклопедистом и знал очень многое об очень многом. После того как затонул ледокол «Челюскин», он, будучи начальником полярной экспедиции, проводил на дрейфующей льдине с челюскинцами огромную просветительскую работу. Как вспоминал впоследствии ещё совсем молодой в ту пору будущий академик гидробиолог П.П.Ширшов, «где бы Шмидт ни находился, он всюду умел создавать вокруг себя эту атмосферу духовной полноты и просвещённости. Создал и в Чукотском море. Диапазон тем - от Фрейда до Марра, от диалектики природы до истории Южной Америки, от полётов на луну до советской поэзии. Эта широта проявилась у него рано».
Когда Шмидт был студентом, он наметил, что бы ему хотелось изучить, и составил программу, на освоение которой, как показали подсчёты, ушла бы 1000лет. С душевной болью он вычеркнул из неё многое, оставив только самое необходимое. Однако и на оставшееся требовалось, по меньшей мере, 250лет напряжённого труда.
По основной своей профессии математик, Шмидт стал также выдающимся физиком, географом, геологом, гляциологом, метеорологом, создал теорию происхождения Земли и всей планетной системы, считался признанным знатоком истории, языка, литературы, искусства. Увлекаясь альпинизмом, он вместе с бывшим управделами Совнаркома Н.П.Горбуновым и прокурором республики Н.В.Крыленко покорял шестидесятники на Памире. Занимал крупные государственные посты. Но, прежде всего он оставался учёным и ценил возможность заниматься научными изысканиями.
Вместе с тем, несомненно, можно быть многознающим и не обладать способностями к творческой деятельности. В этом случае человек выступает в роли «ходячей энциклопедии», не продуцируя новых идей и не принимая новых решений. Р.Вуд как-то сказал, что настоящий «физик- это не шкаф с книгами по физике».
И всё же, вероятно, можно утверждать, что при прочих равных условиях преимущество будет иметь та творческая личность, которая лучше подготовлена, осведомлена, обладает большей эрудицией.
Добиться
этого помогает упорный труд. Он
необходим и «физикам» и «
В процессе творческой деятельности полезно умение сомневаться. При этом необходимо, однако, чтобы способности к самокритике и критике не опережали возможности конструктивного мышления.
Творческой деятельности в значительной степени способствует вдохновение. Вдохновение необходимо и художнику, и актёру, и композитору, и скульптору. Однако в работе физиолога и химика, конструктора и математика вдохновение также всегда играет существенную роль. Возникает оно при высокой степени заинтересованности, при ярко выраженной потребности в соответствующем труде и вызывает подъём, напряжение духовных сил человека. Вдохновенный труд сопровождается высоким эмоциональным накалом. При этом обостряются внимание и память, концентрируется воля – словом, мобилизуются все силы, направленные на реализацию творческих замыслов.
Творческая деятельность, как научная, так и художественная, неповторима и уникальна.
В науке каждое новое открытие либо опровергает имевшиеся ранее понятия, либо видоизменяет их, внося существенную коррекцию в суждения о сущности того или иного предмета, явления. Так, открытие Коперника опровергло много веков просуществовавшее представление Птолемея о геоцентрической системе строения Вселенной.
Искусство же в процессе развития и совершенствования не подрывает авторитет прошлого. В настоящее время признано, что новые памятники архитектуры следует строить не на месте старых, а на новом месте, чтобы новое существовало не вместо старого, а вместе со старым. Лишь так можно обогатить представления об истории родины и человечества.
Долговечность и незыблемость творений искусства привели крупного физика В.Нернста к такому признанию: «Гений искусства стоит в табели о рангах выше, чем гений науки. Мы знали бы законы падения тел без Галилея, законы небесной механики без Кеплера. Но симфоний Бетховена не было бы без Бетховена».
Действительно, к примеру, вскоре, после того как в США было создано «сверхсекретное» атомное оружие, такого же типа вооружение было разработано и в Советском Союзе. Через несколько лет после запуска первого советского космического корабля с человеком на борту, подобный корабль запустили и американцы. Открытия Г.Менделя впоследствии повторили многие, а сделанное В.Шекспиром, Микеланджело, А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым и другими выдающимися литераторами и художниками остаётся неповторимым.
Итак, творчество – удел многих людей, представителей разных профессий. Но для учёного, изобретателя, деятеля литературы и искусства творчество является целью их профессиональной деятельности. По поводу взаимоотношения между наукой и искусством интересную мысль высказал в своё время Г.Флобер: «Чем дальше, тем искусство становится всё более научным, а наука – более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».
Познание и творчество.
Если в «первозданной» природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление – это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой её форме. Ещё великий немецкий философ И.Г.Фихте любил повторять: «Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!». И ценность человека, по его мнению, определяется, прежде всего, творческой активностью его действия – в том числе и в сфере познания.
Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определённого материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой её форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности – творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т. п.
Вопрос о сущности творчества как такового всегда был одним из центральных в философии и ставился и решался этот вопрос по-разному в разные исторические эпохи и в разных философских направлениях и школах. Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения.
Творчество осознаётся, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. В 18 веке Кант специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной силе воображения, которая есть единство сознательной и бессознательной деятельностей. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего, творчество художника и философа – высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом.
В философии 19-20 вв. наиболее развёрнутая концепция творчества дана видным французским представителем философии жизни А.Бергсоном - особенно в работе «Творческая эволюция». Центром своего учения он считал интуицию, которую противопоставлял интеллекту, как «механически-технической деятельности». Интеллектуальное познание утилитарно, интуитивное - бескорыстно: именно оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе. Интуициями, согласно Бергсону, живёт и подлинная наука, и подлинная философия. Французский мыслитель понимает творчество как непрерывное рождение нового, оно составляет сущность жизни. Оно есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде новых образов, переживаний, идей) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Важнейшим понятием философии жизни Бергсона является понятие «жизненного порыва» - принципа развития и творчества, создающего в своём бесконечном развертывании всю совокупность жизненных форм. Понятие жизни, по его мнению, строится по аналогии с процессами сознания, соответственно жизнь предстаёт сплошным потоком творчества непрерывных изменений, изобретений.
Большое внимание проблемам творчества уделяли русские философы 19-20 вв., в частности Н.А.Бердяев – в работе «Смысл творчества». Центральным стержнем этой работы становится идея творчества, как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения. Основной принцип названной работы – «антроподицеи» - оправдание человека в творчестве и через творчество. Главная проблема философии Бердяева – смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Её принципиальное решение, считает он, может быть только антропоцентрическим – философия «познаёт бытие из человека и через человека», смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование в истине, достижимое им на путях спасения (бегство от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, политикой и т.п.- не без помощи науки). Присущая человеку способность к творчеству, по его мысли, божественна.
Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального – того, чего раньше не было. В этом процессе «задействованы» все таланты и способности познающего субъекта – его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др.- в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания – умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить к всё новым и новым выводам и обобщениям.