Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 21:30, курсовая работа
Проблема познания имеет различные аспекты: философские, социальные, биологические, психологические, медицинские… Нет, пожалуй, такой области человеческой деятельности, которая не была бы так или иначе связана с постижением, с анализом, синтезом и реализацией накопленных знаний. В данном реферате рассмотрим познание как интуицию и творчество.
Введение----------------------------------------------------------------------стр. 3
Вершина познания – творчество-----------------------------------------стр. 3
Познание и творчество-----------------------------------------------------стр.14
Заключение-------------------------------------------------------------------стр.21
Список используемой литературы---------------------------------------стр.21
Содержание:
Содержание---------------
Введение-----------------
Вершина
познания – творчество------------------
Познание
и творчество------------------
Заключение---------------
Список
используемой литературы--------------------
Интуиция и творчество.
Введение.
«Наш разум по природе своей наделён неутомимой жаждой познавать истину», - произнёс две тысячи лет назад римский оратор Марк Туллий Цицерон. С тех давних пор человечество стремится к познанию мира и одновременно ведёт спор по вопросу о его познаваемости. При этом, как писал Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос». Отрицавшие возможность познания сущности вещей, материальность мира составили лагерь идеалистов, те же, кто считал, что знание есть отражение объективного мира, его связей и закономерностей, познаваемых в процессе общественно-исторической практики, положили начало развитию различных направлений материалистического учения.
Марксистская философия, основанная на соединении материализма и диалектики, выражает убеждённость в познаваемости всего сущего, и в частности идеальной в своей основе познавательной деятельности, человеческой психики, порождаемой работой мозга.
Проблема познания имеет различные аспекты: философские, социальные, биологические, психологические, медицинские… Нет, пожалуй, такой области человеческой деятельности, которая не была бы так или иначе связана с постижением, с анализом, синтезом и реализацией накопленных знаний. В данном реферате рассмотрим познание как интуицию и творчество.
Вершина познания – творчество.
Творчество – это познавательная деятельность, порождающая нечто качественно новое: идею, вещь, технологический прогресс, произведение литературы, искусства и т.д., которые кому - то полезны или представляют ту или иную ценность (материальную, эстетическую и пр.).
Тяга к творчеству проявляется уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок из кубиков или из песка строит дом, впервые рисует дерево или свою маму, сочиняет стихотворение. К сожалению, в процессе школьного обучения она обычно меркнет. Одной из причин этого, возможно, является загруженность учащихся обязательными занятиями, в процессе которых надо не столько «творить, выдумывать, строить», сколько выучивать, зазубривать и уметь оттарабанить материал учебника, мыслить в соответствии с принятым и поощряемым стереотипом.
Очень важно, чтобы в школьные годы дети, приобретая знания, учились оперировать ими, осуществлять анализ и синтез освоенного, делать из него логические выводы, выделять главное, учились бы не только повторять чужие мысли, но и конструировать, создавать свои. Оригинальная продуктивная мысль и стимулируемая ею практическая деятельность, обеспечивающая создание нужных человеку вещей или произведений искусства, и составляют творчество.
Творческое начало, возможно, в любом деле, не сопряжённом с жёстким воспроизведением ранее разработанного стандарта.
О людях с нестандартным, новаторским по своей сути мышлением говорят, что они обладают творческим умом. А что понимать под нестандартным мышлением? Ему, прежде всего свойственны самостоятельность, критичность и гибкость, способность хорошо ориентироваться в материале, свободно им распоряжаться, видеть элементы необычного в, казалось бы, обычном, целого в частном, представлять один и тот же предмет, одно и то же явление в разных ракурсах, с разных точек зрения (симультанное мышление), воспроизводить в своём сознании нечто новое, отталкиваясь от ранее известных восприятий и представлений. Такое мышление может быть свойственно человеку любой профессии, однако оно совершенно необходимо людям так называемого творческого труда: учёным, изобретателям, писателям, художникам, скульпторам…
Творческое мышление тесно связано с воображением. Без него не могло бы появиться на свет ни одно произведение искусства. Однако и в работе учёного воображение играет весьма важную роль. Основоположник волновой теории французский физик Луи де Бройль в связи с этим писал: «Воображение, позволяющее нам представить сразу часть физического мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые его детали, интуиция, неожиданно раскрывающая нам глубины реальности в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжёлым силлогизмом, являются возможностями, органически присущими уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки… Наука, по существу, рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее значительные завоевания лишь путём внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобождённые от оков старого рассуждения: их называют воображением, интуицией, остроумием».
С воображением соседствует фантазия, которая ещё более смело, рождает необычное, подчас кажущееся неправдоподобными представления и идеи.
Для
успешного решения научной
В.И.Ленин говорил, что фантазия есть качество величайшей ценности», и признавал её необходимой во всех областях творческой деятельности: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие Дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии».
При творческой работе новаторская мысль, вырывающаяся за грань познанного ранее, проявляется как бы внезапно, хотя на самом деле её зарождению в голове человека, к примеру, математика или поэта, предшествует подчас длительная, упорная работа мозга. Появление творческой мысли в таких случаях можно сравнить с моментом возгорания трута после длительного трения двух кусков дерева, которое производит австралийский абориген, добывая огонь.
Новаторские идеи нередко приходят даже не вовремя работы, а в самой, казалось бы, неподходящей ситуации, на отдыхе или во сне. Такие озарения некоторые творческие работники воспринимают как следствие воздействия на них, каких - то высших сил. Так, крупный немецкий математик К.-Ф. Гаусс вспоминал, как после длительных размышлений над одной из сложнейших задач он, наконец, «преуспел». «Я преуспел, но не благодаря моим мучительным исканиям, а по божьей милости.…Как ударяет молния, так была решена и загадка. Я бы сам был не в состоянии доказать связь между тем, что знал раньше и последними своими опытами, а также найти способ решения».
Однако истине, пожалуй, соответствует другое, не столь мистическое объяснение. «Внезапное» рождение творческой мысли обусловлено предшествующей длительной и целенаправленной, осознаваемой, напряжённой мыслительной деятельностью человека, имеющего большой запас нужных знаний.
Кроме того, творческая личность обычно сосредоточивается на определённом круге идей, проблем, интересующих её в данное время. И если эмоциональная установка (доминанта) существует достаточно долго, Это также способствует выкристаллизовыванию идеи, образа, мысли, связанных с решаемой задачей.
Мыслительные процессы, приводящие к, казалось бы, неожиданным решениям, догадкам, называются эвристическими. «Эврика»- по-гречески «нашёл». А наука, исследующая закономерности подобных процессов - эвристикой. Эвристическое мышление проявляется при отсутствии логической схемы действия (алгоритма) или когда по той или иной причине невозможен полный перебор всех вариантов решения поставленной задачи.
Случаи внезапного, как бы происходящего помимо воли озарения, обеспечивающего решение казавшейся ранее неразрешимой задачи, хорошо известны. К примеру, Д.И.Менделеев рассказывал своему другу профессору А.И. Иноземцеву: «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумажки, только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка». Как пример эвристического мышления представляет интерес и открытие австрийским физиологом О.Леви химических соединений, медиаторов, обеспечивающих переключение нервного импульса с неврона на неврон или на исполнительный орган. В дневнике учёный пишет, как ещё в 1903 году (открытие было сделано в 1921 году) в одной из бесед с коллегами ему пришла в голову мысль, что нервные окончания содержат химические вещества, которые при раздражении нерва могут высвобождаться, обеспечивая при этом перенос нервного импульса. Тогда Леви не мог проверить справедливость гипотезы, она, как ему казалось, полностью исчезла из его сознания и вновь возникла только в 1921 году.
Далее в дневнике записано следующее: «В этом году, в ночь перед пасхальным воскресеньем, я проснулся, включил свет и набросал несколько слов на клочке тонкой бумаги. Затем я снова уснул. В 6часов утра я снова вспомнил, что записал что-то очень важное, но не мог расшифровать мои каракули. Эта мысль снова пришла мне в голову на следующую ночь в три часа. Это была схема опыта, который должен был показать, правильна ли гипотеза о химической передаче, которая возникла у меня за 17лет до этого. Я немедленно встал, пошёл в лабораторию и поставил простой опыт на сердце лягушки согласно ночной схеме». Результаты этого опыта и обеспечили открытие, за которое Леви был удостоен Нобелевской премии.
Учёный отмечал, что долгие годы ему казалось тайной это ночное озарение. Однако, в беседе по этому поводу с психоаналитиком он вспомнил, что в 1918году применял методику, весьма сходную с увиденной во сне, и это привело его к такому выводу: «В действительности моя ночная идея представляла собой внезапную ассоциацию с гипотезой 1903года с методикой, использованной незадолго до этого в других опытах. Вероятно, большая часть так называемых «интуитивных» открытий является такими ассоциациями, внезапно возникающими в подсознании».
Мнение Леви в основном совпадает с мыслью, высказанной в своё время ещё великим Гёте, который в одном из философских произведений писал: «Всё, что мы называем изобретением или открытием в высшем смысле, есть из ряда вон выходящее проявление, осуществление оригинального чувства истины, которое, давно развиваясь в тиши, неожиданно с быстротой молнии ведёт к плодотворному познанию. Это на внешних вещах изнутри развивающееся откровение, которое даёт человеку почувствовать его богоподобность».
Есть мнение, что в процессе познания возможна замена последовательного, «линейного» осмысления свободным ассоциированием, сопровождающимся замещением понятий образами, символами. В результате мышление приобретает характер редуцированного, свёрнутого и, следовательно, характеризуется ускоренным рассуждением «про себя».
Иногда такое образное мышление становится ведущим. Можно предположить, что оно свойственно людям с художественным (по И.П.Павлову) типом мышления, обычно, как принято считать, литераторам, актёрам, живописцам, музыкантам и т.п. Однако и у представителей, так называемых точных наук, мышление может быть образным. Это подтверждает такое высказывание А.Энштейна: «Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление, протекает в основном, минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», при том совершенно спонтанно, тому или иному восприятию… Этот «акт удивления» по-видимому наступает, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся у нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умственного мира представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивления – непрерывное бегство от «удивления», от «чуда».
Несколько слов следует сказать и о так называемом «интуитивном» характере принимаемого решения. Прежде всего, отметим, что интуиция- удел знающих. «Интуитивное открытие» (по выражению О.Леви) – это результат подсознательно протекающего синтеза накопленных ранее знаний, фактических сведений, опыта.
Однако, разумеется, далеко не все способны принять творческое решение, даже обладая внушительным багажом знаний и навыков. Более того, встречаются утверждения, что образованность вредит творчеству, так как под её гнётом человек утрачивает свою самобытность.
Так, в книге «Рождение новой идеи» французский учёный Эдвард де Боно отмечал, что цель современного образования, к сожалению, информативная, а не творческая. Поэтому образованность сама по себе не является стимулом к творчеству, поскольку образованному человеку, что бы создать нечто новое, надо, сначала выкорчевать из своего сознания старое. Если же корчевать нечего, то на создание нового, считает автор, должно уйти меньше времени. При этом Э. де Боно ссылается на М.Фарадея, который с успехом изобретал, не имея никакого формального образования.