Информация, коммуникация и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 19:43, реферат

Описание работы

Информация (от лат. informatio — формирование как выявление своей сущности, разъяснение, изложение, осведомление) — значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ИНФОРМАЦИЯ ………………………………………………………………6

2. КОММУНИКАЦИЯ…………………………………………………………...7

3. УПРАВЛЕНИЕ ………………………………………………...........................9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..17

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 44.08 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра философии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

на тему: «Информация, коммуникация и управление».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент  группы БЭТ-11-01

Фазуллина И.Р.

Проверил:

преподаватель

Чугунов И. Е.


 

 

 

Уфа 2012

                                                      СОДЕРЖАНИЕ                                                С.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ИНФОРМАЦИЯ ………………………………………………………………6

2. КОММУНИКАЦИЯ…………………………………………………………...7

3. УПРАВЛЕНИЕ ………………………………………………...........................9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Информация

Информация (от лат. informatio —  формирование как выявление своей  сущности, разъяснение, изложение, осведомление) — значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления  также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию  в соответствии с собственной  природой.

В современной науке рассматриваются  два вида информации:

    • Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.
    • Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

 

В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и  протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным  устройством

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки  зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим  специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять  в той или иной степени существующую у потребителя до их получения  неопределенность, расширить его  понимание объекта полезными  сведениями.

 

С точки зрения Грегори  Бейтсона элементарная единица информации это "небезразличное различие" (the difference that makes a difference) или действенное  различие для какой-то большей воспринимающей системы. Те различия которые не воспринимаются он называет "потенциальными", а  воспринимаемые - "действенными". "Информация состоит из небезразличных различий"(с) "Любое восприятие информации с необходимостью является получением сведений о различии"(с)

 

С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных  свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и  др.

 

Анализом И. занимается, прежде всего, наука логика.

 

Коммуникация.

Коммуникация (лат. communicatio — сообщение, передача) — смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция К. — достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей К. включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание К. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) К. До начала 20 в. философский интерес к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философской К. (проблема диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств К. ("взрыв К.").

 

Управление

Управление как вид  человеческой практики существует с  тех пор, как возникла необходимость  в совместной деятельности людей. В  самом широком смысле оно может  быть определено как действия группы людей, соединяющих свои усилия для  достижения общих целей. Великие  империи и пирамиды Египта, практически  все, чем сегодня восхищается  человечество, могло появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. Каждая историческая эпоха вносила свои коррективы в  отношения субъектов управления, методы стимулирования, масштабы организации  самого процесса. Начиная со времени  появления первых социальных теорий, люди стремились сформулировать законы управления процессами, происходящими  в обществе, и использовать выявленные закономерности в тех или иных целях. Интерес философии к проблемам  управления появился и проявился  еще в античности и связан, прежде всего, с именами Платона и  Аристотеля. В историческом контексте  необходимо упомянуть также Н. Макиавелли, Т. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, А.А. Богданова. Но только в последние сто лет управление стало самостоятельной научной дисциплиной, которая при всем многообразии имеющихся разработок все еще находится в стадии становления, и ряд ее основных проблем пока не получил окончательных и общепринятых решений. Теорию управления можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате использования достижений ряда конкретных наук. Спецификой управления является междисциплинарный характер, наличие теоретических концепций и моделей, и в то же время - ориентация на решение практических задач. Поэтому нередко выделяют два уровня знаний об управлении. Первый - это теории социального управления, являющиеся частью общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. И второй, прикладная дисциплина, соединяющая в себе, с одной стороны, фрагменты фундаментальных научных теорий - в первую очередь математики, логики, психологии и т.п., и, с другой стороны - практические знания и навыки, объединенные общей задачей управления достаточно разнородными объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ИНФОРМАЦИЯ

Традиционализм субъективного  постоянно доминировал в ранних определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Информация существует вне нашего сознания, и может иметь отражение в  нашем восприятии только как результат  взаимодействия: отражения, чтения, получения  в виде сигнала, стимула. Информация не материальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения  объективной реальности в её распространении  и изменчивости, разнообразии и проявлености. Информация — свойство материи и  отражает её свойства (состояние или  способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

 

С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе  бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической  информацией. Порядок следования музыкальных  нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК  является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ  является компьютерной информацией  и тд. и тп. Для осуществления  информационного обмена требуется  наличие необходимых и достаточных  условий.

 

Необходимые условия:

    • Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.
    • Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.
    • Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.
    • Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге — это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.

 

Достаточное условие одно:

Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек  и человеческое общество, общества животных, роботов и тд.

 

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и тп.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение  строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

 

С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в  вектор. Числа — это номер объекта  в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как  он не зависит от физической природы  объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой  комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы не выражали информацию —  изменяется только базис, а не инвариант.

 

 

2.КОММУНИКАЦИЯ

Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили  перенести "центр тяжести" в  общественных системах с процессов  производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К. С другой стороны, указанные процессы все  больше освобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", т.е. структурах свободного общения, где  основным процессом также является К. по поводу ценностей, идеалов и  норм. Тема К., интерсубъективности  и диалога становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим  фактором, во многом определившим лицо современных исследований К., стал поворот  философской и научной рефлексии  к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах философов  и логиков (Б.Рассел, Витгенштейн  и др.), лингвистов (Соссюр и др.) и  семиотиков (Моррис и др.), радикально изменили понимание К. и подходы  к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать  К. как комплекс языковых игр, имеющих  свои семантико-прагматические правила  и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается  в структуры языка, становится пространством, в котором развертываются те или  иные языковые формы. Такой поворот  открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К. За счет ставшего массовым конструирования  языковых и знаково-семиотических  средств, К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек  — машина" и т.д.). Другим фактором, определяющим значение темы К., стали  критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований именно категории "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных.

 

При анализе и описании К. необходимо различать: 1) К. в широком  смысле — как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные  формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие  содержательно-смыслового плана. (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения  и психологические игры в смысле их реконструкции Берном). 2) Информационный обмен в технологически организованных системах — в этой своей ипостаси К. исследуется футурологами. 3) Мыслекоммуникация  как интеллектуальный процесс, имеющий  выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными  ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальную К. как акт обнаружения  Я в Другом. В таком качестве К. — основа экзистенциального отношения  между людьми (как отношения между  Я и Ты) и решающий процесс для  самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание  своего бытия, его оснований. К. становится у Ясперса целью и задачей  философии, а мера коммуникативности  — критерием оценки и выбора той  или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Так, Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает  К. в качестве базового социального  процесса. Он обращается к К. как  повседневной практике частных жизненных  миров и полагает процессы коммуникативной  рационализации жизненных миров  в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик  и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление исследований К. было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) методологии. Здесь К. рассматривается  как процесс и структура в  мыследеятельности, т.е. в неразрывной  связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами — мышлением, пониманием, рефлексией. Эта особенность содержания понятия "К." в СМД-методологии подчеркнута  специально введенным неологизмом "мыслекоммуникация". Мыслекоммуникация  полагается связывающей идеальную  действительность мышления с реальными  ситуациями социального действия и  задающей, с одной стороны, границы  и осмысленность мыслительных идеализации, а с другой стороны, границы и  осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации  и действии. В философии постмодернизма концепт К., который предполагает передачу, призванную переправить от одного субъекта к другому тождественность  некоего обозначенного объекта, некоего смысла или некоего концепта, формально позволяющего отделить себя от процесса этой передачи и от операции означивания, подвергается радикальной критике.

 

3.УПРАВЛЕНИЕ

 

В настоящее время существует достаточно много дефиниций термина  «управление», отличающихся степенью общности, но при всех различиях  в определениях основными элементами являются объект, субъект, цели, средства, результаты и условия. Управление может  быть охарактеризовано как преобразующая  и направляющая деятельность, осуществляемая субъектом по отношению к объекту  управления, обеспечивающая достижение заданной цели. Управление - процесс  воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта  в соответствии с поставленной целью. В качестве синонима термина «управление» в литературе повсеместно используется «менеджмент» (management), и хотя русский  вариант существенно шире, в данной статье будут употребляться обе  формулировки как эквивалентные.

 

Название предлагаемой работы практически совпадает с основной темой или девизом V Российского  философского конгресса «Наука. Философия. Общество». Это, разумеется, не случайно, поскольку на примере управления хотелось бы показать роль, место и  возможности философии, как в  развитии конкретной отрасли знания, так и современного общества. Актуальность же проблем управления для философии, и для социальной философии, прежде всего, определяется их ролью в жизни  общества и отдельного индивида. Сегодня  общество не может развиваться без  системы управления, причем эффективный  менеджмент все активнее становится важнейшим ресурсом любой страны. Современный социум - это общество организаций, он не может строиться  иначе, как создавая в себе организации. Без преувеличения можно сказать, что управление сегодня пронизывает  всю систему социальных отношений.

 

Представляется, что для  большинства академических дисциплин  существует круг вопросов, которые  относят к их основаниям и традиционно  обозначают как философию соответствующей  науки, управление не является исключением  в этом ряду. Любая отрасль знания, достигнув определенной стадии зрелости, требует философского осмысления собственных  оснований. Термин «философия управления»  сегодня весьма популярен, его можно  встретить гораздо чаще, чем, например, «философия физики», хотя не всегда понятно, что имеется в виду. Под «философией  управления» я буду понимать  систему обобщающих суждений философского характера о предмете и методах  управления, месте управления среди  других наук и в системе научного знания в целом, его познавательной и социальной роли в современном обществе. Философия управления рассматривает аксиологические, гносеологические и методологические основания человеческой деятельности в процессах управления (см. [Диев 2005]).

Информация о работе Информация, коммуникация и управление