Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа
Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем временам учебном заведение, где прежде всего обучали древним языкам. Кант изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался римским писателями. Отдал дань изучению естественных наук. В школьные годы (1733/34 – 1740) окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно-филологическим дисциплинам.
Введение 3
I. Докритический период 4
1.1 Критический период 5
1.2. «Критика чистого разума» 5
II. Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии 7
2.1. Формы рассудка
2.2. Этика. Нравственный закон 11
Заключение 13
Список литература 14
Всякий раз, когда мы говорим: “Все тела протяженны”, мы как бы отвлекаемся от многообразия, неисчерпаемости опыта. Всеобщее знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством простого эмпирического обобщения. Согласно Канту, это и есть знание, которое следует называть априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе и всегда априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не заканчивается. В том и состоит природа таких знаний и познаний, что при высказывании теоретических всеобщих и необходимых суждений мы мыслим совершенно иначе, нежели при простом обобщении данных опыта. Можно знать из опыта, что это и ли то тело протяженно, но, заявляя, что “все тела протяженны”, мы совершаем внеопытный скачок мысли, т.е. мысль совершает переход в ту сферу, которая непосредственно опытом не обусловлена.
Таким образом, всякое
Априорные познания, поскольку они выражаются в суждениях, Кант делит на аналитические и синтетические априорные суждения. Все суждения, как известно из логики, приводят в связь субъект и предикат суждения. Так, в суждении “Все люди смертны” субъект – люди, предикат – свойство смертности. Все априорные суждения содержат внеопытные, т.е. всеобщие и необходимые знания. Но они в свою очередь делятся на две группы. К первой группе принадлежат те, в которых предикат не прибавляет нового знания о субъекте, а как бы “извлекает” на свет божий знание, так или иначе имеющееся в субъекте суждения. Кант приводит очень характерный для своего времени пример – суждение “все тела протяженны”. Оно является априорным (воплощает всеобщее и необходимое знание) и вместе с тем аналитическим, ибо в понятии тела уже заложено понятие протяженного. Нужен только дополнительный анализ, чтобы это выяснить.
Еще один вид априорных
Аналитические суждения, по Канту, все априорны: они требуют обращения к опыту, а значит, не дают в подлинном смысле нового знания. Синтетические суждения могут быть эмпирическими и априорными. Они всегда, по Канту, дают новое знание.
Особое внимание Канта
В центре внимания “Критики чистого разума” – философская проблема познания, делающего возможным истинное знание науки и практики, притом именно новое всеобщее и необходимое знание.
Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека – учение о рассудке. Рассудок – это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что значит состояние “я мыслю”, надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: “Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям”. Кант разрабатывает систему категорий рассудка:
Наряду с оперированиями
Поэтому у Канта получается, что
природа как предмет
Естествознание, по мнению Канта,
осуществляет соединение
Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает “двусторонняя видимость”, т.е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые относятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то “Победа” присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.
Тезис
Мир имеет начало во времени Мир не имеет начала во времени
и ограничен в пространстве
Всякая сложная субстанция в Ни одна сложная вещь в мире не
мире состоит из простых частей и состоит из простых вещей, и
вообще существует только простое вообще в мире нет ничего
и то, что сложено из простого простого
Причинность по законам природы Нет никакой свободы, все совер-
есть не единственная причинность, шается в мире по законам
из которой можно вывести все природы.
явления в мире. Для объяснения
явлений необходимо еще допустить
свободную причинность (причинность
через свободу)
К миру принадлежит
Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие “теоретические” доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует “практический разум”, т.е. наше нравственное сознание.
Учение Канта об антиномиях
сыграло громадную роль в
Обстоятельную разработку
Понимание оснований и сути
нравственных правил Кант
Нравственный долг Кант
В кантовском учении о
Кант считал необходимым
Важнейшее значение Кант
Кант осуждал все пороки, в
которых выражается